Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Утешительного нет. И не будет?

04 марта, 2013

 

Хорошо бы провести исследование рациона питания тех российских политиков, кто упорно тащил нашу страну во Всемирную торговую организацию (ВТО). Эти господа два десятка лет ратовали за пресловутую свободу торговли, но чем же они питались сами? Может быть, «окорочками Буша», накачанными в США антибиотиками и пролежавшими на складах не одно десятилетие? Или крашеной колбасой, изготовленной в Германии на специальных линиях, выпускающих «товары для русских»? Не питаются ли они импортируемым из США мясом, выращенным с использованием рактопамина (это стимулятор роста мышечной ткани), запрещенного в 120 странах мира, в том числе в Евросоюзе, России, Китае? Рактопамин может вызвать у человека тахикардию и повышение артериального давления — так не мясом ли с этим стимулятором питаются адепты ВТО? На последней неделе февраля в СМИ появилось сообщение о поставках в Россию мяса из Киргизии — под видом кафельной плитки. Есть основания полагать, что это мясо выращено совсем не в Киргизии, а в Китае. Свобода торговли в этом случае означает для спекулянтов возможность поставлять в Россию китайское мясо, не соответствующее стандартам качества и даже зараженное ящуром. Страна именно эту «свободу» ждала? Вопросы, может, и резкие, но «имеют место быть».

Руководители подразделений управления Россельхознадзора по Иркутской области повстречались с журналистами иркутских СМИ и в ходе этой встречи привели такие факты, которые значительно усиливают опасения за здоровье жителей Приангарья в связи с употреблением в пищу некачественных продуктов. Так, директор Иркутской межобластной ветеринарной лаборатории Александр Аблов отметил, что службы Россельхознадзора в течение последних пяти лет проводят мониторинг остаточных количеств запрещенных и вредных веществ в продуктах и сырье животного происхождения. Иркутская межобластная ветлаборатория осуществляет такой мониторинг в нашей области, Бурятии, Забайкальском крае и Саха-Якутии. В минувшем году в лабораторию в рамках мониторинга пищевой продукции и сырья поступила 971 проба, проведено 4112 исследований, выявлено 42 пробы продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации по показателям безопасности. В том числе 12 проб молока и 16 — молочной продукции, четыре пробы нерыбных объектов промысла и три пробы яйца.

Забегая вперед, отмечу, что ваш корреспондент, услышав, что небезопасные для потребления яйца были поставлены в торговую сеть производителями Иркутской области, попросил Александра Михайловича назвать этих производителей, но в ответ услышал отказ. Точнее сказать, я услышал отказ и совет: «Вы пришлите официальный запрос, мы вам ответим». Пока что приходится констатировать принципиальное отличие в понимании предназначения пресс-конференции: журналисты приходят сюда, чтобы узнать нечто важное для читателей и затем сообщить им, а вот некоторые чиновники — для того, чтобы это важное (ведь речь о безопасности населения!) утаить или сказать лишь частичку правды.

Но вернемся к монологу Аблова: «Результаты мониторинговых исследований подтверждают, что ситуация по безопасности продукции на территории Иркутской области не улучшается. Три-четыре года назад было в среднем 10 процентов некачественной продукции. Сейчас тенденция сохраняется. Нами выполнялись работы по проведению государственного задания. Поступило 1287 проб пищевой продукции, выявлено 143 пробы некачественной продукции». Далее было названы еще более тревожные показатели при анализе зерна и продуктам его переработки: «В 2012 году в лабораторию поступило 446 проб различной крупы, выявлено 120 проб несоответствующего качества: зараженность и засоренность вредителями хлебных запасов. Эти пробы в основном поступают из учреждений социальной сферы (больницы, школы, дома престарелых, колонии). Это незащищенные слои населения, их кормят некачественной крупой, и у них нет выбора».

120 проб из 446 — это 27 процентов. То есть каши и супы для школьников, пациентов больниц, обитателей других государственных и муниципальных заведений на 27 процентов являются некачественными, а может быть, и опасными для их здоровья. Тогда возникает вопрос: неужели кем-то выполняется задача по сокращению количества этих самых школьников, больных и других обитателей заведений? Нет? А ведь масштабы нашествия несъедобной продукции подталкивают именно к такому выводу. Впрочем, я процитирую заключительные слова Александра Аблова: «Утешительного мало, тенденций к улучшению пока не наблюдается».

Тему продолжила Наталия Коленченко, начальник отдела надзора за качеством зерна, крупы, семенного контроля управления Россельхознадзора по Иркутской области. Она сообщила, что в 2012 году проверено 35 учреждений Минюста, Минобороны, социального обеспечения и образования: «Нарушения везде аналогичные: не соблюдаются условия хранения, продукция — без маркировки и без документов, подтверждающих ее качество и безопасность. В доме-интернате для престарелых и инвалидов в Усолье-Сибирском овсяные хлопья с горьким вкусом, с запахом, повышенной кислотности». Затем последовал внушительный перечень учреждений, где фиксировались нарушения: Восточно-Сибирская база хранения ресурсов МВД, СИЗО № 5 (Тулун) и № 3 (Тайшет), профтехучилища Балаганска и Тулуна, шесть школ Тулуна, дома-интернаты Усолья-Сибирского, Харат, Бельчира, Заларей, Байкальска, Осы, Марково, Куйтуна, Урика. Всего в 2012 году было выявлено 9,2 тонны некачественной опасной продукции.

Есть общая «болезнь» кадров государственных и муниципальных учреждений, отметила Наталия Коленченко: при заключении договоров на поставку продукции не оговариваются условия поставки. Это происходит вследствие недостаточной квалификации таких кадров. А потому поставщики если вдруг и дают документы по безопасности, то совершенно от других партий товара.

Проведенные в январе-феврале нынешнего года проверки выявили «те же самые нарушения» в Ивано-Матренинской детской больнице, в областной детской туберкулезной больнице, в школах Слюдянки и Тулунского района. При этом государевы люди (это я про сотрудников Россельхознадзора) стараются не налагать штрафы на учреждения. Наталия Федоровна подчеркнула: «Мы больше работаем с должностными лицами. На таких лиц можем наложить штраф 1 тысячу рублей». После этих слов возникает мысль, уж извините, об имитации эффективности государственного контроля, а не о самой эффективности его.

Настал черед выступать заместителю начальника карантинного фитосанитарного контроля на границе РФ и внутреннего карантинного растения управления Россельхознадзора по Иркутской области Юлии Верницкой. Она отметила, что если в 2011 году в область было ввезено подкарантинной продукции более 400 тыс. тонн, то в 2012-м — уже более 600 тыс. тонн. Доля импорта составляет в этом объеме около 100 тыс. тонн, и поступает она из 52 стран мира. Более третьей части – 37 процентов — составляет продукция из Китая. Особые опасения вызывает зараженный болезнями китайский картофель, который в прошлом году был обнаружен уже в супермаркете Иркутска. Ничуть не лучше семенной материал: «Очень много карантинных организмов, в том числе сорняков, как в весовых, так и в пакетированных семенах». Основная часть карантинных организмов выявляется на госгранице в пункте пропуска аэропорта Иркутск: «Физические лица пытались в ручной клади провести семенной материал, зерно, специи, пряности. Каждая пятая кладь была заражена карантинными сорняками. В 2012 году выявлено 267 случаев. В сравнении с предыдущим годом это количество увеличилось в три раза».

Но и отечественные поставки крупы, зерна, картофеля, семенного материала далеко небезупречны: изъято и уничтожено 12 тонн подкарантинной продукции. Юлия Васильевна обратила внимание журналистов на изменение законодательства: «Ответственность за проведение систематических обследований легла на плечи поставщиков и покупателей импортной подкарантинной продукции. Мы можем проверять ее только в рамках надзора». Как я понимаю, государство, возлагая обязанность проводить систематический контроль продукции на поставщиков и покупателей, поступило в полном соответствии с поговоркой: «Пусти козла в огород».

Начальник отдела государственного ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, за продукцией животного происхождения управления Россельхознадзора по Иркутской области Константин Золотовский отметил: «В течение ряда лет в Иркутской области проводился лабораторный мониторинг отечественной и импортной продукции. С 2013 года будем проводить только мониторинг отечественной продукции. Из Таможенного союза продукция не будет подвергаться лабораторному мониторингу (только если отсутствуют документы или по органолептическим показателям)». Еще было сказано, что 50 процентов мяса говядины производится нашими товаропроизводителями.

С такой оценкой категорически не согласился Илья Сумароков, генеральный директор СХПК «Усольский свинокомплекс». Он отметил, что предприятие вынуждено покупать говядину в Красноярском крае и Новосибирской области. Но это не самое главное. Больше всего Илью Алексеевича беспокоит отсутствие ветеринарного контроля на границах области: «К нам приходят фуры с говядиной, я спрашиваю водителя: «Тебя кто-нибудь останавливал?» Выясняется — никто! Разве это порядок? Автоперевозки абсолютно бесконтрольны. Сегодня в России свирепствует африканская чума свиней. В Краснодарском крае уже уничтожено 150 тыс. заболевших животных. Находятся ловкачи, которые пытаются это мясо сбыть. При отсутствии контроля на границах области нельзя исключить, что зараженную свинину автотранспортом доставят в нашу область. Завезут сюда вирус, и Усольского свинокомплекса больше не будет».

На выступление Ильи Сумарокова отреагировала Наталия Коленченко, заявившая, что в Тайшете и Слюдянке имеются посты управления Россельхознадзора, но каковы полномочия их сотрудников?  «Мы не можем даже машину остановить, — уточнила Коленченко. — Действия мы можем проводить только с участием сотрудников УВД. Они останавливают, и только тогда мы можем проверить документы на продукцию».

Тут у любого здравомыслящего человека неизбежно возникнет вопрос: а что, наладить элементарное взаимодействие двух государственных структур — Россельхознадзора и полиции — такое сложное дело? Речь идет о безопасности сотен тысяч жителей Иркутской области, и обеспечение этой безопасности упирается в пресловутую ведомственную разобщенность государственных служащих? А эти самые госслужащие исправно получают немалую зарплату из бюджета и, как в народе говорится, в ус не дуют?

Подводя итоги встречи с высокопоставленными представителями управления Россельхознадзора по Иркутской области, я отмечаю: ни один из них не сказал об улучшении ситуации в подконтрольной сфере деятельности. Более того, большинство открыто заявили об ухудшении этой ситуации. И на таком опасном фоне государственный контроль сворачивается. Это означает лишь одно: Россию окончательно завалят недоброкачественной и даже опасной импортной продукцией. Что будет с состоянием здоровья населения, нетрудно себе представить.

Ненависть к любым органам контроля самым ярким образом проявилась в президентство Бориса Ельцина. Был ликвидирован или полузадушен внутренний контроль качества продукции на предприятиях, ликвидированы органы народного контроля, государственный контроль был превращен в «дурилку картонную», обладающую символическими функциями. Бурное строительство капитализма привело, с одной стороны, к обогащению нескольких кланов и, с другой стороны, к потере здоровья народа. За период с 1990 по 2000 год заболеваемость населения России резко выросла: новообразования — на 27,3 процента, осложнения беременности, родов и послеродового периода — в 1,5 раза, врожденные аномалии — в 2,1 раза, болезни эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ — в 2,4 раза, болезни крови и кроветворных органов — в 2,9 раза.

Но обращают ли внимание государственные мужи на такие «побочные эффекты», если главное — укрепить свободу торговли? Люди, может, и вымирают, зато капиталы растут…

Вячеслав Смирнов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Пока без оптимизма. Слева направо:
Юлия Верницкая, Александр Аблов, Константин Золотовский,
Наталия Коленченко, Илья Сумароков

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии