Ультимативные мотивы
Депутаты заявили областному правительству,
что после июня поправок в бюджет не будет...
На 42-й сессии Законодательного собрания Иркутской области было рассмотрено 40 вопросов, в том числе 25 законопроектов. В окончательном виде принято 20 законов.
Неумбеллые действия правительства
Как рассказал в ходе итоговой пресс-конференции заместитель председателя Законодательного собрания Геннадий Истомин, важнейшими из рассмотренных стали поправки в бюджет области и исполнение депутатских запросов.
По запросу председателя ЗС Людмилы Берлиной о ликвидации поселка Умбелла депутатам пришлось принимать дополнительно еще один закон, чтобы завершить процесс ликвидации и удовлетворить требования бывших жителей.
Проект постановления «О депутатском запросе группы депутатов Законодательного собрания Иркутской области к губернатору Иркутской области Мезенцеву Д.Ф. «Об исполнении Закона Иркутской области от 18 октября 2010 года № 93-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» был пересмотрен прямо во время сессии, и работа правительства была в итоге признана неудовлетворительной.
На ситуации с поселком Умбелла депутат Истомин остановился подробнее. По его словам, правительство очень долгое время ничего не предпринимало — и даже не был назначен чиновник, ответственный за решение проблемы. Когда в правительстве вспомнили, что на очередной сессии будет вновь поднят вопрос о ликвидации поселка, полномочия были даны первому заместителю председателя правительства Владимиру Пашкову.
Пока чиновник вникал в проблему и консультировался с Министерством регионального развития РФ, выяснилось, что на региональном уровне требуется принять дополнительно еще один законодательный акт, устанавливающий орган, ответственный за выдачу сертификатов и уполномоченный заниматься этой работой. Совместными усилиями правового управления ЗС и правительства области новый закон был подготовлен всего за сутки, но в итоге инициаторами принятия нового закона пришлось стать депутатам: процедура согласования закона в правительстве заняла бы не менее месяца.
Принятие закона на сессии 21 марта позволит уже в апреле выдать сертификаты 32 семьям, а к июлю расселить поселок полностью. Тема с расселением на этом не закроется: на территории области еще 30 населенных пунктов, которые нужно расселять, и депутаты планируют вести работу с учетом уже известных подводных камней.
Пережив в дискуссиях с правительством весьма непростые дни, депутаты приняли решение выдвинуть своим партнерам по бюджетному процессу некий ультиматум: корректировка бюджета в июне будет вторая — и окончательная.
Иркутское месторождение дров
— Сессия была непростая, — признал Геннадий Истомин, — очень много было переговорных процессов по бюджету. На заседании фракции «Единая Россия» мы обсуждали повестку четыре часа, в том числе часа полтора — бюджетные процессы. Разговор получился жесткий, и я думаю, что выводы из нашего разговора правительство сделает.
Депутатам пришлось корректировать порядок выделения леса для заготовки дров: действовавшее до сих пор законодательство предполагало такой порядок, при котором жителям отдаленных деревень приходилось ехать в областной центр, подавать заявку чиновникам министерства лесного хозяйства и два месяца ждать разрешения на заготовку дров.
По новой схеме полномочия выдачи разрешений на заготовку дров будут переданы мэрам территорий и местным лесхозам, что значительно упросит и ускорит процедуру.
Истомин в поисках майора Томина
На сессии был заслушан отчет члена Совета федерации Валентина Межевича, работающего в этой должности 11 лет. По словам Геннадия Истомина, сенатор подсказал депутатам «несколько перспективных направлений».
Уже во время сессии комитету по собственности было дано протокольное поручение рассмотреть в ближайшее время работу службы по тарифам и разобраться, каким образом она исполняет свои обязанности. Кроме того, депутаты планируют рассмотреть ход реализации ряда инвестиционных проектов и впредь будут регулярно возвращаться к этому вопросу.
Геннадий Истомин напомнил, что по итогам 2011 года Контрольно-счетная палата Иркутской области (отчет о деятельности которой был заслушан) признана лучшей в России. Депутаты в ходе сессии приняли ряд дополнений в регламент работы КСП ИО: в частности, будет создана специальная инспекторская группа, которая сделает работу палаты еще более эффективной.
Впервые был заслушан и рассмотрен отчет начальника Главного управления внутренних дел по Иркутской области Александра Обухова. По мнению Геннадия Истомина, в области нужно формировать принципиально новую идеологию демонстрации работы сотрудника внутренних органов.
— Что греха таить, — заявил депутат, — когда сотрудник полиции совершает какой-то проступок, это вызывает бурную реакцию в обществе. А сложная работа оперативных сотрудников, участковых уполномоченных, работа по раскрытию преступлений, задержанию преступников в средствах массовой информации практически не освещается. Очень мало мы знаем позитивных моментов о работе нашей полиции, самого ГУВД. В идеологическом плане нужно пересматривать эту работу. Но и не замалчивать те факты, которые стали известны в Татарстане и других местах.
Семь бед — один обед...
Председатель комитета по бюджету Сергей Курилов согласился с оценками Геннадия Истомина: сессия действительно получилась крайне трудной как для правительства, так и для депутатов, причем комитету по бюджету пришлось проводить второе чтение бюджета во время обеденного перерыва. Из-за этого депутаты решили внести поправки в порядок подготовки бюджета и установить для чиновников более жесткие правила работы — теперь всю подготовку, независимо от времени поступления целевых трансфертов из федерального бюджета или иных обстоятельств, нужно будет завершить всего за 30 дней.
По мнению Сергея Курилова, задержка, которая произошла с подготовкой правительством поправок в бюджет области, была связана не столько с мартовскими праздничными днями, а с тем, что работа правительства не соответствует современным требованиям.
— Вся страна переходит на программно-целевой метод работы, — пояснил депутат. — Это означает, что разрабатывается долгосрочная программа, которую глава региона передает в законодательный орган. У нас же очень часто невозможно просмотреть, как меняются критерии, оценка работы, цели, появляются или исчезают какие-то объекты. У нас ведь нет столько сотрудников, сколько их работает в министерстве финансов.
Депутат отметил, что Законодательное собрание в целом поддерживает социальную ориентацию бюджета, заданную правительством области, но готово спорить по поводу целесообразности ряда решений и достоверности некоторых параметров.
Наибольшие споры вызывает размер Резервного фонда области и качество управления остатками средств, имеющихся на счетах региона в тот или иной момент. Депутаты согласились с предложениями правительства по распределению части остатков, но заявили, что в области есть еще целый ряд проблемных территорий, куда можно было бы направить дополнительные средства.
— Иной раз возникает вопрос, — пояснил Сергей Курилов, — почему, например, муниципалитеты не поддерживают культуру. Это мы им не даем денег или они плохие? Это мы им не даем, это наша вина.
Ультиматум в два хода
Пережив в дискуссиях с правительством весьма непростые дни, депутаты приняли решение выдвинуть своим партнерам по бюджетному процессу некий ультиматум: корректировка бюджета в июне будет вторая — и окончательная. Депутат Истомин поддержал коллегу Курилова.
— Мы говорим: «Поправки можно вносить в случае крайней необходимости». В прошлом году они вносились шесть раз — и каждый раз была срочная необходимость! Такое впечатление, что министерство финансов сегодня еще ничего не знает о проблеме, а уже завтра бежит вносить поправки в бюджет.
Если в конце года неожиданно поступают средства из федерального бюджета, депутаты всегда готовы собраться и поработать, но это не должно становиться правилом. Когда обсуждался закон о введении пониженных ставок налога для ряда предприятий, генеральный директор Верхнечонскнефтегаза выступал и говорил, что он гарантирует поступление 6 млрд рублей в областной бюджет, а у нас сейчас записано 2,5 млрд, и мы даже не стали это обсуждать. Правительство обещало, что в марте внесет эти средства в виде поправок, но — как всегда: схватились в последний момент и множество вопросов упустили.
На региональном совете в Ангарске говорили о продолжении работы по «Народному бюджету», была названа конкретная сумма, но в поправках ее не оказалось. Возникает вопрос: почему министерство финансов не выполнило прямую установку губернатора?
Вот почему мы требуем внесения документов за 30 дней. Мы должны видеть, что происходит, должны отслеживать объекты незавершенного строительства — сейчас по области их около ста. А сколько ветхих объектов, сколько зданий, требующих ремонта? Если я, например, мэр территории, я должен заранее аккумулировать средства, отрабатывать документы и знать, что в таком-то году я войду в федеральную программу, получу софинансирование и начну ремонт. За это должно отвечать министерство экономического развития, а не министерство финансов.
Геннадий Истомин раскритиковал планы правительства и заявил, что область могла бы вести более рациональную экономическую политику, если бы финансами занималось не министерство Алексея Зезули, а минэкономики.
Депутат предложил план создания гипотетического совместного предприятия с Южной Кореей. В нем область давала бы часть акционерного капитала и административную поддержку, областные предприятия — часть комплектующих и материалов, а партнеры из Азии — двигатели, и на выходе получались бы холодильники местного производства с почти мировым качеством (почти — потому что главная деталь имеет гарантированное качество, а сборка — наша, сомнительная). Вместо этого область берет деньги в долг на три года для покрытия кассовых разрывов, имея на счетах вполне приличные остатки.
— Есть некоторые профессиональные секреты минфина, которые раскрывать не будем, но мы открываем бюджет — и сразу видим 700—800 млн спрятанных денег, — заявил депутат Сергей Курилов. — Но когда мы что-то прячем, мы кому-то недодаем. А в муниципалитетах каждую копейку считают. И мы будем считать.
Заначки между строк
Как раз ревизией причин появления остатков и, соответственно, неисполнения каких-то планов и проектов депутаты ЗС будут заниматься в ближайшее время. Будет проведен анализ причин таких странных явлений, как выделение дотаций 2009 года в 2012 году, неисполнение федеральных программ по моногородам и так далее.
Выделение средств на строительство завода по розливу воды в Байкальске Геннадий Истомин описал в самых мрачных красках:
— Зачем выделили средства, если с самого начала было понятно, что на мировой рынок воды нас не пустят? В Китае работают французы, конкуренты им не нужны. В Японии принят закон, по которому воду из открытых водоемов пить нельзя — только из скважин.
Нам говорят, что надо построить дорогу до Култука и что там до Байкальска
Туристической зоны в Байкальске не будет, пока работает комбинат: мы потеряли зону в Иркутском районе, потеряем и там. Нужно срочно решать вопрос с комбинатом. Никто ни рубля в перепрофилирование или модернизацию не вкладывает, скоро БЦБК просто встанет — и никаких инвесторов или собственников мы не найдем. Нужно срочно искать небольшие экологически чистые проекты и Байкальск начинать наполнять.
По мнению Геннадия Истомина, каждый рубль, оказавшийся на счетах бюджета, имеет целевую направленность, а тот факт, что этот рубль не был использован по своему назначению, должен быть расследован, виновный — найден и назван.
— Мы же все видим, — заявил Сергей Курилов, обращаясь к правительству, — все ваши заначки — они на виду. Припрятали 171 млн на обслуживание государственного долга. Долга не будет, а денежки — вот они. Резерв — 250 млн: не очень много, но пускай будет.
Есть некоторые профессиональные секреты минфина, которые раскрывать не будем, но мы открываем бюджет — и сразу видим 700—800 млн спрятанных денег. Но когда мы что-то прячем, мы кому-то недодаем. А в муниципалитетах каждую копейку считают. И мы будем считать. Нам предложили по-серьезному вести бюджетную работу — мы с удовольствием будем это делать.
Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».
На фото: Сергей Курилов (слева) знает, где спрятаны заначки;
На сессии был заслушан отчет члена Совета федерации
Валентина Межевича, работающего в этой должности 11 лет
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.