Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Сибирская шахматная аномалия — возможно ли такое?

15 сентября, 2011

 

Выпуск № 56 (369).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

 

 

Многие шахматисты (да и нешахматисты тоже), живущие на территории от Урала до Тихого океана, наверняка задавали себе вопрос: почему в Сибири не рождаются шахматные гении? Почему на такой огромной площади нет и никогда не было никого, кто бы претендовал на высшие мировые титулы — ни в далекие чигоринские времена, ни в советское время, ни в наше непонятно какое?

 

Даже гроссмейстеров за все эти годы было всего ничего — с западными регионами не сравнишь. В разряд суперзвезд (да и то с определенной натяжкой) можно отнести лишь Льва Псахиса и Елену Ахмыловскую, прославивших Красноярск, но и тот, и другая родились отнюдь не на берегах Енисея: Псахис — в Калинине, Ахмыловская — в Ленинграде. Теперь уже и городов таких нет, и эти шахматисты отнюдь не наши…

Сибиряком (а точнее, дальневосточником) во всех смыслах был только гроссмейстер Александр Зайцев из Владивостока. Но и он, если рассуждать объективно, вряд ли имел шансы на покорение мирового Олимпа, хотя один взлет в его карьере был весьма серьезного уровня — дележ первого-второго мест с Львом Полугаевским в 36-м чемпионате СССР (1968—1969). Но это максимум, чего он сумел достичь: в 1971 году, в возрасте 36 лет, его уже не стало.

Впрочем, даже его пример не совсем показателен: Зайцев все-таки родился и жил на самой окраине той зоны, о которой мы сегодня говорим. То есть, можно сказать, был уже не совсем сибирским — скорее, тихоокеанско-азиатским. А АТР — это совсем другая песня: с китайскими гроссмейстерами и особенно гроссмейстершами нынче не поспоришь. А ведь уже полно и индийских, и вьетнамских шахматистов, которые все серьезней заявляют о себе и с какой-то непостижимой быстротой рвутся в мировую элиту. Речь даже не про Ананда — другие на подходе. У нас же почему-то такого не происходит.

В Сибири даже если и есть «гроссы», то совсем не китайского масштаба. Но вопрос даже не в этом. Главное, что в Сибири никогда не рождались шахматные вундеркинды. Ладно, не становятся гроссмейстерами — в нашем регионе это сложнее, чем где-либо, но так ведь даже и в принципе не появляются! Что называется, в зародыше! На Урале — запросто, до Урала — вообще пруд пруди, а в Сибири — словно чем вытравили. Неужели все-таки сибирская шахматная аномалия (назовем ее США) существует?

Говорят, что виной всему — повышенное атмосферное давление, которое свойственно именно нашему региону. Именно по этой причине не может «собственных Невтонов», то есть Фишеров и Каспаровых, сибирская земля рождать. Мол, и хотела бы, да не получается…  Что, неужели все так печально и безнадежно? Или эта гипотеза — сплошная ерунда? Как вы считаете?

Ответ на задачу, опубликованную в прошлом номере (С.Ллойд, 1869, «Погоня любви»): 1. Фf1!

 

Фото из архива В.Д.Шувалова, Якутск, 1963 год:
Владивостокский гроссмейстер Александр Зайцев (слева) — пока единственный,
кто хоть немного ставит под сомнение версию об аномалии.
Но он все-таки больше азиатско-тихоокеанский, чем сибирский…

 

 

Ждем ваши звонки по телефону 209-604.
E-mail: chess_ns@front.ru 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии