Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Наш чешский друг Ян Календовски

21 Февраля, 2011

 

Выпуск № 12 (325).

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

Мы уже не раз сообщали о том, что на территории Сибири создано виртуальное сообщество шахматных историков, в котором объединились представители разных городов, чтобы совместно собирать данные о прошлом сибирско-дальневосточных шахмат.

Ассоциация действует совершенно неофициально, не отягощена какими-либо формальными или организационными моментами, поэтому все свои усилия может направлять в нужное русло.  Сейчас ее участники работают сразу над несколькими проектами, каждый из которых может стать серьезным вкладом в изучение шахматной истории.

Об одной такой идее — рассказать о шахматных первопроходцах Сибири — мы уже упоминали. Интересно, что, разрабатывая ее зарубежную составляющую (а каждый из интересующих нас шахматных деятелей имел определенный заграничный след), мы вышли на другое уникальное историческое явление.

Речь о пребывании в Сибири в годы Первой мировой и Гражданской войн двух чешских шахматных мастеров — Карела Трейбала и Карела Громадки. О том, что они активно в эти годы играли в шахматы, известно было давно, сохранилось даже несколько партий, сыгранных ими в Томске в 1918—1919 годах.  Но по этим малочисленным фактам невозможно было составить общей картины.

И вот совершенно неожиданно нам удалось довольно ощутимо разработать этот практически не исследованный пласт сибирских шахмат. Помощь пришла из Чехии — из города Брно, где живет известный шахматный историк, писатель и публицист Ян Календовски, долгое время занимавшийся как раз темой чешских шахматных легионеров.

Ян Оттович (так я называю нашего друга, хотя в европейских странах не принято величать по отчеству) выслал несколько материалов по Трейбалу и Громадке, которые были им использованы при написании многочисленных книг и статей.  Просто удивительно, что сибирская история сумела прекрасно сохраниться в Чехии и спустя почти век вернуться туда, откуда она и пошла.

А еще у Календовски оказалось достаточно друзей в разных странах, чтобы помочь нам и по более древним временам — 1850—1860-м годам. Английские, немецкие, чешские и прочие шахматные издания позапрошлого и прошлого веков открыли нам ранее неизвестные произведения Николаева и Кларка — первых сибирских шахматных композиторов, еще более приблизив нас к воплощению нашей идеи.

Трудно себе представить, где бы могли мы все это достать, если б не этот удивительный человек, совершенно бескорыстно предоставивший нам уникальные сведения. Ян прекрасно понимает по-русски, но из-за того, что пользоваться ему приходится компьютерной клавиатурой без русских букв, можете представить, сколь громоздким и сложным для него получается написание писем. Но он все равно делает это мучительное дело, так как не может оставить нас без помощи. Вот такой он, Ян Календовски!

Думаю, мы еще не раз расскажем об этом прекрасном человеке и нашем сотрудничестве с ним, тем более что коснулось оно и более близких нам времен. Совсем скоро шахматный Иркутск отметит один небольшой юбилей, который удивительным образом связывает наш город с чешским городом Брно. Впрочем, не будем забегать вперед...

 

Пятый тур конкурса

Довольно успешно справились участники с третьим заданием нашего конкурса (1. Лс2!). Как говорится, обошлось без сюрпризов, хотя двухходовки почему-то регулярно стали создавать определенные сложности даже опытным решателям.  Видимо, на этой стадии определенное расслабление все-таки наступает, отсюда и казусы.

По два очка получают: Виталий Федорович Грибовский, Петр Николаевич Исполатов, Александр Михайлович Трескин, Виктор Николаевич Горячкин, Константин Георгиевич Гузок, Валерий Петрович Русанов, Роман Мишустин (Новая Ида), Влад Сальников (Новая Ида), Николай Серафимович Попов, Илья Владимирович Копылов, Василий Николаевич Юрьев, Валерий Ильич Волков, Владимир Сергеевич Романов, Евгений Львович Королев, Игорь Ильич Гланц, Николай Ефимович Борисов, Игорь Борисович Кулаков, Евгений Петрович Новоземцев, Анатолий Михайлович Степанцов, Дмитрий Захарович Крюков, Андрей Первенцев, Валерий Ветров.

И теперь переходим к задачам посложнее — трехходовкам, где уже может ошибиться практически каждый.

Пятое задание


Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).

Ждем ваши ответы по адресу: 664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а, а также по телефону 209-604 каждую субботу с 18 до 20 часов. E-mail: chess_ns@front.ru.

 

На фото: Шахматный историк, писатель и публицист Ян Календовски

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии