Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Имена в истории сибирских шахмат

31 октября, 2011

 

 

Выпуск № 69 (382).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 


 

Как мы уже отмечали, в составе учредителей Иркутского общества любителей шахматной игры в 1905 году находилось двое юристов — присяжный поверенный Павел Дмитриевич Боголюбов и частный поверенный Василий Михайлович Ровинский.  Но были служители Фемиды и среди других членов клуба, одним из которых являлся наш следующий герой.

 

№ 10. Константин Михайлович Несытов

 

Этого имени не встретишь в иркутских летописях, хотя купца первой гильдии М.С.Несытова в Иркутске, конечно, знали.  Вполне возможно, что именно его сыном и был наш шахматист, являвшийся в момент открытия общества помощником присяжного поверенного со служебным адресом: улица Почтамская, дом 8 (ныне это улица Степана Разина).

Интересно, что спустя 20 лет (то есть уже в советское время) в Иркутске состоится несколько «самопальных» детских турниров, которые получат название «Почтамских» (по месту их проведения), но к Несытову это, конечно, никакого отношения иметь не будет. Просто на той же самой улице, только в доме 28, объявится другой Константин — Константин Алексеевич Гайдук, которому и суждено будет стать самым настоящим шахматным героем довоенных лет.

Не похоже, что по служебным делам Несытов был помощником именно Боголюбова (адреса приемных мест у них указывались разные — у Боголюбова значится улица Амурская, то есть нынешняя Ленина), хотя, если честно, я не знаю специфики работы этой категории людей. Может, разные адреса никак на это не влияли.

Но уж в чем они точно являлись, так сказать, начальником и подчиненным, так это в шахматных делах. В октябре 1905 года под появившимся в газете «Восточное обозрение» объявлением о возобновлении работы общества стояло две подписи: председатель правления Боголюбов, секретарь — Несытов.

Таким образом, к этому моменту обществом руководили три юриста — Ровинский (учредитель), Боголюбов (председатель правления) и Несытов (секретарь), словно бы подчеркивая, что на дворе стоит революционный 1905 год и что только им, правоохранителям, по силам справляться с такой ситуацией.

Известно, что Несытов незадолго до этого окончил Московский университет и в те годы являлся одним из самых молодых в обществе. Он служил в чине губернского секретаря, примерно с 1908 года местом его работы являлся адрес: улица Дегтевская, 21 или 27/21 (ныне это улица Российская), и спустя несколько лет он, как и положено, стал присяжным поверенным. Последнее упоминание о нем мы находим в памятной книжке Иркутской губернии за 1916 год, после чего его следы теряются.

Поиски К.М.Несытова позволили выявить еще одного иркутянина с такими же инициалами — Ксенофонта Михайловича Несытова (1880 года рождения). Георгиевский кавалер Первой мировой войны, поручик, штабс-капитан, а затем подполковник 47-го Сибирского стрелкового полка, он числился в списках погибших на фронте в 1915 году, но сумел воскреснуть из мертвых. В 1920 году советские власти арестовали его в родном Иркутске по обвинению в совершении контрреволюционных преступлений, но через два года он был реабилитирован.

В деле № 5996 не указано, что он был расстрелян, тем не менее многие источники датируют его смерть именно 1920 годом. Так он и кочует по различным изданиям: то с датой смерти в 1915 году, то в 1920-м, хотя вполне возможно, что жил он и позже.

В этом же ряду стоит и еще один Несытов — Алексей Михайлович. Он также родился в Иркутске (в 1873 году), также до революции являлся офицером, и, похоже, был старшим братом Константина и Ксенофонта. В год своего ареста (1932-й) жил в Хабаровске, работал маляром. 13 января был арестован, а уже 23-го (через 10 дней!) получил пять лет концлагерей. Так круто в те годы (еще до Большого террора) обходились именно с белогвардейскими офицерами.

Нельзя, конечно, стопроцентно утверждать, что все они являлись братьями, но очень похоже. По крайней мере, такая версия вполне вероятна.

Неясной остается только судьба Константина Михайловича.  Вполне возможно, что его тоже репрессировали (как и его коллег по юридическому корпусу Ровинского и Боголюбова). А может, он погиб в Гражданскую войну или эмигрировал за границу. Ну и, конечно, не исключено, что он сумел пережить тяжелые годы и остаться в строю и где-то сейчас живут его потомки, на отклик которых мы надеемся.

 

Пятый тур конкурса

Весьма уверенно прошли участники третий тур, дружно дав правильный ответ: 1. Лgf5! С заданием справились: Виталий Федорович Грибовский, Дмитрий Николаевич Баженов, Михаил Ильич Фрайзингер, Евгений Шишкин, Евгений Петрович Новоземцев, Анатолий Михайлович Степанцов, Виктор Геннадьевич Кузнецов (Омск), Евгений Львович Королев, Александр Михайлович Трескин, Валерий Петрович Русанов, Константин Георгиевич Гузок, Петр Николаевич Исполатов, Валерий Ильич Волков, Олег Степанович Карпов, Игорь Ильич Гланц, Сергей Усов (Тулун), Валерий Ветров, Дмитрий Захарович Крюков, шахматная секция Харатиргенской школы, Виктор Николаевич Горячкин, Николай Ефимович Борисов, Игорь Борисович Кулаков, Владимир Сергеевич Романов, Константин Александрович Корнеев, Виктор Потапович Жачкин, Андрей Первенцев, Николай Серафимович Попов, Иван Леонидович Мохов, Илья Владимирович Копылов.

К правильно решившим второе задание (1. f7) добавился Сергей Усов (Тулун). И переходим к следующему этапу — к трехходовкам.

 

Пятое задание

Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).

 

Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону 209-604 каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии