Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. 80 лет назад

23 сентября, 2013

 

Выпуск № 37 (501).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

 

В июле 1933 года в Иркутске произошло весьма знаменательное шахматное событие — с инспекционной проверкой приехал некогда белорусский, а к тому времени уже три месяца как московский мастер Исаак Мазель. Посланник ВСФК (Всесоюзного совета физической культуры) проверял состояние шахматных дел на местах, читал лекции, давал сеансы одновременной игры и участвовал в различных соревнованиях. Как правило, появление столь высокого гостя вызывало бурный интерес у местного населения, что приводило к резкой активизации шахматной жизни.

Действительно, 1933 год можно считать переломным для наших шахмат. Именно с приезда Мазеля началось последовательное нарастание количества соревнований и, что немаловажно, их освещения в местной печати. Хотя, казалось бы, ничего не изменилось: какие шахматисты и организаторы до него были, такие и остались. Но вот что значит умелая агитация и пропаганда — дело сдвинулось с мертвой точки и стало набирать такие обороты, что очень скоро о шахматном совете Восточной Сибири заговорили как об одном из лучших в стране.

Не случайно именно Иркутску было доверено через год (в 1934-м) проведение всесибирского турнира, на котором состоялась и первая международная премьера — в соревновании принял участие монгольский шахматист, которого у нас называли Санжи Жамцо, а сами монголы — Санжаажамц. Похоже, это тоже было делом рук Мазеля, ведь в том же 1933 году он после нас съездил не только в Улан-Удэ, но и в Монголию, где, видимо, и провел соответствующие переговоры. Заметим, что еще через год, в 1935-м, в Улан-Удэ на аналогичном турнире играли уже двое монголов — к Санжи Жамцо добавился Гава Нинже (по-монгольски — Гавааннинж).

Думается, одной из причин его поездки (наряду с участием в юбилейном чемпионате в честь 10-летия Бурятии и поездкой в Монголию) было еще и то, что в 1931 году в Иркутске очень невнятно прошел чемпионат Восточно-Сибирского края, считавшийся отборочным к чемпионату СССР. Наш Константин Гайдук, являвшийся его организатором, не смог обеспечить необходимый географический охват: играли, по сути, только иркутяне и читинцы, а за бортом остался целый ряд сильных бурятских и красноярских шахматистов. Этот турнир даже не стали принимать в расчет при формировании участников чемпионата СССР, взяв туда Гайдука по каким-то другим основаниям. Главной претензией к Гайдуку было то, что он якобы сознательно не создал нужной конкуренции самому себе.

Судя по всему, приезд Мазеля должен был еще и в этом плане поспособствовать. И действительно, уже через несколько месяцев чемпионат ВСК 1933 года прошел при очень серьезной конкуренции, где играли уже несколько шахматистов первой категории из самых разных регионов Восточной Сибири. Так что Гайдуку с трудом удалось занять первое место, при этом проиграв 16-летнему иркутянину Илье Кропачеву. К чести нашего лидера, у всех приезжих первокатегорников Константин Алексеевич выиграл.

О пребывании Мазеля в Иркутске мы уже как-то рассказывали, где упомянули и его роль в укреплении квалификационной базы Приангарья.  До этого у нас был только один шахматист первой всесоюзной категории (К.А.Гайдук), а после участия мастера в специально организованном под его приезд городском турнире в Иркутске появился еще один носитель этого «звания» — Константин Нечитайло. Почти ровесник Гайдука, он сделал ничью с мастером и мог поделить с ним первое-второе места, но потерял очки в поединках с другими шахматистами, в то время как Мазель отдал всего пол-очка — Кропачеву. В итоге Нечитайло занял второе место, но этого вполне хватило, чтобы повысить квалификацию. Отныне он на долгие годы застолбил за собой вторую строчку в списке сильнейших иркутян, уступая лидерство только Константину Гайдуку, хотя иногда и обходил его в отдельных турнирах.

Удивительно, что в архивах иркутских ветеранов не сохранилось фотографий, запечатлевших Мазеля в наших краях. Газетный снимок, сделанный во время сеанса мастера, получился таким нечетким, что даже нет смысла его воспроизводить — все равно никого не опознать, хотя народу на нем немало. Хорошо хоть вообще что-то осталось из того времени. В архиве К.А.Нечитайло сохранился снимок, на обороте которого имеется такая надпись: «Квалификационный турнир с участием м. Мазеля. Иркутск, 1933 год. Партия Кропачев — Нечитайло». Увы, других участников этого турнира мы пока назвать не можем, даже сколько человек играло — и то не знаем. И, видимо, вряд ли уже когда узнаем.

А вот по Мазелю как раз информация прирастает. Наше сотрудничество с белорусским исследователем Вольфом Рубинчиком не проходит бесследно: вышедшая со мною на связь из Красноярска внучка Мазеля Анастасия Рубцова после плодотворного общения с Рубинчиком помогла восстановить многие белые места в биографии своего деда, что позволило Вольфу создать довольно подробный портрет этого незаурядного шахматного деятеля. А значит, еще одна личность заняла достойное место в нашей истории.

Это тем более актуально, что жизнь Мазеля оказалась весьма короткой: он умер от полученных на войне ран в 1945 году. Был арестован, а потом отпущен Константин Гайдук, проведший полтора года в тюрьме и скончавшийся от тифа в 1943 году, погиб на фронте Илья Кропачев. Константин Нечитайло прошел всю войну и сумел вернуться живым, став одним из сильнейших шахматистов Приангарья в послевоенные годы. Такая вот нелегкая доля выпала людям нашей страны, и шахматисты хлебнули ее полной мерой.

На фото: 16-летний Илья Кропачев и 22-летний Константин Нечитайло —
два иркутских шахматиста, сыгравшие вничью с мастером И.Я.Мазелем
в квалификационном турнире 1933 года.

 

Умер В.Ф.Грибовский

Не стало одного из самых преданных наших товарищей — Виталия Федоровича Грибовского. Многолетний читатель и участник шахматных конкурсов, он словно бы являлся их олицетворением, живой легендой. Его огромный опыт помогал нам совершенствовать конкурсные условия, во многом именно по его откликам вносились те или иные изменения. Добродушный по характеру, справедливый в суждениях, он был беззаветно предан любимому делу и снискал себе уважение в шахматном мире. Мы будем помнить вас, Виталий Федорович…

На фото: В.Ф.Грибовский

 

Ждем ваши звонки по телефону (3952) 209-604.
E-mail: chess_ns@front.ru.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии