Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Цель творчества — самоотдача...

17 января, 2011

 

Открыта юбилейная выставка Раисы Бардиной-Шпирко

 

Раиса Николаевна Бардина-Шпирко, которую я знаю много лет, всегда казалась мне похожей на актрису старой школы: невысокая, но статная, красивая своеобразной, не глянцевой красотой, с какой-то царственной посадкой головы и с ахматовским профилем, с чудесным оперным голосом — и кто ей профессионально поставил ее сопрано? Несуетная, благородная, сдержанная... И хотя всегда легче создавать портрет человека с эдакой чудинкой, с изъянцем, — живописать Раису Николаевну и сегодня одно удовольствие: с годами ее образ не только не поблек, но даже приобрел какие-то дополнительные качества, как бы утвердился. Правда, живописать приходится словами, хотя удалось запечатлеть ее и с помощью фотокамеры.

А между тем Раиса Николаевна Бардина принадлежит к тем людям, которые сами запечатлевают окружающий мир: она художник. Более того, она — жена художника и мама художников. Трое их с Евгением Владимировичем Шпирко детей, Александр, Марина и Андрей, пошли по родительским стопам.  Рисуют и внуки, так что сложилась, без преувеличения, династия художников.

А кроме того, есть у Раисы Николаевны и «дети» в переносном смысле — те, кого она воспитывала, ставила на ноги в Иркутском художественном училище, — ее ученики.

К своему замечательному юбилею Раиса Николаевна приурочила очередную выставку в выставочном зале художественного музея, на которой показывает немало новых работ, тем самым поражая всех, кто ее знает, своим трудолюбием и неиссякаемой способностью к творчеству.

Ее графические листы — это откровения души в разные моменты жизни. Опытный график-иллюстратор, много лет проработавший в книжном издательстве, Бардина и в другой своей работе «иллюстрирует» свои душевные переживания, а в ее жизни были и поистине драматические испытания.

Помню ее работу, которая называется, если не ошибаюсь, «Ожидание Саши». Взгляд сверху (из окна? с балкона?) на тихую зимнюю улицу с заснеженными деревьями. И от того, что улица безлюдна, тихая благостность изображения отзывается в душе звенящей пустотой.

Ожидание окажется бесплодным, Саша ушел совсем в другой мир, и материнское сердце не находит успокоения. Эта работа потрясает, хотя в ней, казалось бы, нет откровенного надлома и рвущих душу страстей.

Пусть читатель и, главное, сама Раиса Николаевна простят мне это отступление, ведь эта выставка — юбилейная, и хочется вместе с автором просто порадоваться тому, что есть еще силы, способные не просто держать карандаш или разбавлять акварель, — но творить.

Раиса Николаевна показывает на выставке и портретные работы — нежные, выразительные, акварельно-прозрачные, и карандашные рисунки. Причем творит чудеса. Скажем, черно-белая графика с изображением пионов так и кажется цветной, а пейзаж с водой, чайками, береговой линией —воздушным и прохладным. Раиса Николаевна — настоящий патриот своего города и любит изображать иркутские улицы, дома, милые ее сердцу уголки.

Когда Раису Николаевну представляли гостям выставки, звучали слова официального признания и чисто человеческого восхищения. Это неудивительно. Раиса Николаевна — ведущий российский график, дипломант триеннале графики «Русский рисунок», участница всероссийских, областных, зональных выставок, в том числе и книжных, потому что творчество Раисы Николаевны Бардиной многие годы было связано, как мы уже говорили, с Восточно-Сибирским книжным издательством, и не одно поколение маленьких иркутян выросло на книжках, которые прошли через ее руки, душу и сердце.

Она обладательница многочисленных наград, в том числе не так давно стала обладательницей редкой награды секретариата Союза художников России — медали за вклад в российскую культуру. Она лауреат премий региональных, но престижных — Губернаторской премии и «Интеллигент провинции».

Были поздравления от областного министерства культуры и архивов — от имени Веры Кутищевой ей передали поздравление и пожелания здоровья и добра: «Ваши произведения добрые и мудрые, они все пронизаны светом, так же, как и ваша улыбка.  Здоровья вам и вашей семье, с юбилеем и с этой выставкой!»

Поздравила ее и директор Иркутского художественного училища Людмила Назарова, заметившая, что юбилей художницы совпал со столетним юбилеем училища.

— Ваше имя ассоциируется с училищем, тем более что вы создали целую династию художников. Так что в вашем активе —не только ваши личные достижения, но и достижения ваших детей и внуков. Вы — из тех выпускников, которыми училище гордится. Вы создаете необыкновенные образы, которые греют наши души, излучают тепло. И мы радуемся, что ваше творчество продолжается. Это пример того, как нужно жить.  Вам нужно поклоняться от души и от сердца. Мы будем ждать ваших новых работ!

Куратор выставки искусствовед Тамара Драница видит в Раисе Бардиной, по-женски мягком художнике, человека с очень острым, мужским взглядом на мир, с отточенным мастерством и с совершенно уникальным чувством долга:

— Каждые пять лет — выставка, и непременно — новые работы! И мы рады эти разные грани ее творчества показать. Драматургия черно-белого — какая лаконичная простота, какое чувство пространства, какая гармония! Мы знаем, что в молодые и зрелые годы Раиса Николаевна прекрасно пела, что она обладатель замечательного колоратурного сопрано, — и этой музыкальностью пронизано все ее творчество. А как трогательны ее портреты, ее букеты, которые она, кстати, создает не как просто натюрморты, но оживляет присутствием птицы, кого-то из домашних любимцев, «выходом» на пейзаж за окном. То есть это художник, который в постоянном творческом поиске, и этим она подает пример своим детям. Думается, именно благодаря Раисе Николаевне они проявляют столь же завидную творческую активность: они и художники, и педагоги. Ведь и сама Раиса Николаевна не только преподавала в училище, но и вела студию в своей мастерской, где учила ребятишек рисовать и видеть мир добрыми глазами.

Художник Владимир Бешнов вспомнил в связи с этим и свои студийные годы:

— Я учился в детской изостудии Дворца пионеров, где преподавала Раиса Николаевна. Я был маленький, видел, что и они с Евгением Владимировичем приводили Сашу, Марину, Андрея, и, глядя на эту замечательную и дружную семью, я, мальчик, думал, что обязательно вырасту таким же большим и добрым, как дядя Женя Шпирко, и таким же заботливым и добрым, как Раиса Николаевна. Под их влиянием у меня уже в детстве сформировалось стремление непременно стать художником. Я учился целенаправленно, поступил в училище, и всю последующую жизнь Раиса Николаевна была для меня эталоном отношения художника к своему творчеству. Она постоянно в состоянии поиска, новаторства, всегда у нее свежие работы. Это замечательный, думающий, красивый человек.

— Я часто рисовала своих детей — Сашу, Андрюшу, Мариночку, особенно много, когда они были малышами, — говорит Раиса Николаевна. — И цветы рисовала — всегда. И город наш. Я люблю Иркутск — постоянно делаю наброски углем, карандашом.  Одно и то же место могу рисовать зимой и летом, осенью и весной, пусть дождь идет или снег... Иркутск очень красив —и сколько талантов у нас! Когда я бывала в Москве или в Петербурге и говорила кому-нибудь, что я иркутянка, мне всегда говорили: о, у вас там живет такой народ! Там у вас каждый пятый человек — талант. И я с гордостью отвечала: да, у нас так!

Не без некоторого удивления я узнала, что Раиса Николаевна очень хотела работать в живописи. Своим друзьям, коллегам она говорит: ты такой счастливый, ты живописец! А она сразу как-то с училища стала заниматься графикой...

— Вальтер Карлович Фридеман посмотрел мои рисунки, когда я училась еще на четвертом курсе, и сразу сказал: ты график и придешь работать в наше издательство, Восточно-Сибирское книжное. Я ни в какую: нет, я буду живописцем, буду писать большие работы, картины... Но жизнь так и повернула. И сейчас от карандаша меня никто не оторвет.

Раису Николаевну в этот день окружали и друзья, и родные, и близкие. Поздравляли ее и Евгения Владимировича Шпирко —друга и мужа, надежную опору в жизни, при этом тоже талантливого художника. Он ни на шаг не отходил от жены —впрочем, так бывает всегда, когда они вместе приходят на выставку любого из своих коллег, иркутских художников.

А когда гости выставки разбрелись рассматривать экспозицию, мы разговорились с Яной Лисициной, представительницей более молодого поколения иркутских графиков:

— Раиса Николаевна — носитель того редкого качества, которое называется достоинство. Она для меня — образец достоинства: достоинства художника, женщины, матери. Она то, что можно назвать гордостью Иркутска. Это человек, который всю свою жизнь живет в Иркутске, который дал Иркутску не только прекрасных детей, но и прекрасные работы, который не стяжал под себя, а отдавал людям. Это пример для подражания.  Потому что, какое бы ни было время, какое бы ни было государство или наше всеобщее экономическое состояние, у нее есть то, что позволяет нам называть себя людьми, да еще художниками.

Да, именно — самоотверженность, достоинство, способность к самоотдаче. Помните — у Пастернака? «Цель творчества —самоотдача, а не шумиха, не успех». Шумиха — не ее удел, зато служение искусству, людям составило смысл всей ее жизни. И сегодня служение продолжается — разве одно это не достойно восхищения?

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии