Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Вычислить путь звезды

13 августа, 2019


12-1.jpg

«Альтаир» увидел Альтаир на наблюдениях с Иркутским планетарием

Мы стоим на удивительно ровном выбеленном асфальте, с двух сторон нас обступает лес. Фонарей на федеральной трассе «Байкал», которая находится за этим пролеском, не видно, но их свет отражается от взвеси в воздухе. Это единственный источник света, не считая звезд над головой. Попытки сфотографировать это великолепие для читателей тщетны – фотоаппарат исправно фиксирует черные прямоугольники. Собственно, вот первая причина поехать в поселок Глубокая, Шелеховского района, с сотрудниками Иркутского планетария на ночные наблюдения звездного неба – увидеть космос своими глазами.

Едем к месту. Передо мной сидит Павел Никифоров – мужчина с быстрыми и умными глазами, благодаря ему и состоялось это мероприятие. Павел Никифоров – исполнительный директор Иркутского планетария и организатор выездных наблюдений. Рассказывать о себе, судя по всему, он любит меньше, чем о звездах. Спрашиваю: «Как люди становятся астрономами?». Собеседник после мхатовской паузы отвечает:  

– В начальной школе я собрал первый телескоп из линз для очков. Он был слабый, но я не собирался останавливаться и старался сделать большой, хороший телескоп. Это оказалось очень трудным делом. Долгое время я думал, что я один интересуюсь космосом, но потом случайно нашел в Иркутске клуб при станции юных техников, который разделял мои интересы. Постепенно мы добрались и до астрофотографии.

Первой попытке собрать телескоп не предшествовал какой-то судьбоносный взгляд на звездное небо, как это бывает в кино. Было здоровое детское любопытство и желание расширить кругозор. Повзрослев, Павел решил оставить астрономию на уровне хобби, регулярно наблюдал за звездным небом, но открытие планетария «Ноосфера» в 2015 году изменило его жизнь. Вышло так, что никто не хотел заниматься обсерваторией, пришел Павел и взял это на себя.

– Невозможно понять и почувствовать астрономию без наблюдений. Я решил поставить их во главу угла, – отметил он.

Подобные наблюдения проводятся с 2015 года каждый месяц, в период новолуния. Время выбирают неслучайно – важно, чтобы свет солнца, отраженный от луны, не забивал, так сказать, эфир, не отсвечивал звезды. Максимальное количество наблюдателей за раз – 38 человек. Сейчас мы поехали в Глубокую втроем, кроме Павла, с нами пресс-секретарь Иркутского планетария Евгения Скареднева. На мою неловкую ремарку «Наверное, большинству людей сложно пожертвовать даже одной ночью ради наблюдений», Павел заметил:

– Вот именно. Почему это воспринимается как жертва? Человек ведь не знает, чего он лишается. И не узнает, пока не попробует.

Евгения Скареднева говорит, что у планетария была идея устраивать наблюдения на турбазах для отдыхающих, но такой досуг слабо сочетается со стандартным отдыхом. Чтобы алкоголь и шашлык не победили, нужно особое состояние ума.

Есть клуб любителей астрономии – активное сообщество увлеченных людей, которые стали чаще смотреть в ночное небо после первого выезда в Глубокую. Многие приезжают со своими телескопами.

– Наблюдения в городе проблематичны. Городские огни забивают свет звезд, и мы видим лишь крошечную часть неба. Глубокую выбрали после трехмесячных поисков – это не очень далеко от Иркутска, Ангарска и Шелехова, но там можно смотреть в чистое небо. Мы ехали на Аршан и на Google-картах увидели старую неэксплуатируемую дорогу, которая ответвляется от федеральной трассы «Байкал». Поняли, что там есть площадка. Так и нашли это место, – рассказала Евгения Скареднева.

Кстати, о местах наблюдений. Иркутский планетарий «накраудфандил» уже 150 тыс. рублей, чтобы купить пять телескопов для отдаленных территорий, где есть люди, готовые показывать землякам звезды. Кампания закончилась 8 августа, «инструменты», как называют их мои собеседники, отправятся в Хужир на Ольхоне, Новую Игирму, Нижнеилимского района, Белоусово, Качугского района, Нижнеудинск и Киренск.

Продолжая серию вроде как глупых вопросов, спрашиваю, тяжело ли заниматься популяризацией астрономии. Выясняется, что слово «популяризация» не совсем подходит. «Зачем вы это спрашиваете?» – интересуется Павел.

Ну как зачем. Я не далее как накануне вечером наткнулся на всем известном федеральном канале на сюжет про Нибиру и рептилоидов. Информацию о них подавали как результаты исследования. Я представил себя астрономом-просветителем, к которому подходит улыбающийся россиянин и просит навести телескоп на летящую к земле планету с эскадроном космических амфибий. Или хочет узнать астропрогноз для «козерогов» в августе. Что бы я ему ответил?

– У нас нет цели достичь массовости. Нас выручает то, что человек на протяжении большей части своей эволюции вступал в диалог с небом. Задавал себе вопросы об устройстве мира. Те люди, у которых остались вопросы, приходят к нам. С детьми, например, можно найти общий язык, рассказать, показать, и они уже не забудут этого никогда. И смогут дать отпор тем, кто считает, что Земля плоская, – объясняет Павел.

Выезжая, мы предполагали, что наблюдения сегодня могут не получиться – над Иркутском висел густой смог, но на подъезде к Глубокой Павел заметил Юпитер. Значит, все не зря.

– Как вы определили, что эта маленькая светящаяся точка – Юпитер? – спрашиваю. 

– Так он, смотрите, рыжий, – отвечает Евгения.

Мы выходим из машины, и Павел с Евгенией начинают читать звездное небо, как политическую карту мира. С ходу находят Вегу, Альтаир, Юпитер, Сатурн. Мой неподготовленный глаз видит максимум Большой ковш. «Как вы это делаете?», – интересуюсь я, сконфуженный обыватель. И получаю простой ответ: это опыт. 

После установки телескопа начинается главное шоу. Зрелище, ради которого мы сюда ехали. Однако Павел выражает недовольство чистотой неба – горизонт запылен взвесью. Охота на звезды может сорваться. Мне показывают конструкцию 12-дюймового телескопа и в кромешной темноте начинают его устанавливать. Главное правило наблюдений – никаких источников света, любая лампочка может засветить обзор.

Первый объект, который я вижу в телескоп, – двойная звезда Альбирео. Две светящиеся точки разного цвета. При понижении уровня освещенности человек перестает различать цвета. У меня на глазах, или, правильнее сказать, на глазу, точки начинают смещаться влево.

– Она вертится, – говорит внутренний Галилей.

Невооруженному глазу двойная звезда кажется маленькой, почти невидной. Юпитер и Сатурн уже ушли из зоны видимости. Даже старания Павла, который может безошибочно с закрытыми глазами навести телескоп на нужный объект, не увенчались успехом. Против движения Земли не попрешь.

Следующий объект – «миллион звезд», шаровое звездное скопление М13 в созвездии Геркулеса. Скопление открыл Эдмонд Галлей 300 лет назад. «Миллион» – условное число, естественно, никто их не считал. Спустя несколько секунд «миллион звезд» тоже начинает переезжать влево.

– Как далеко оно от нас? 

– 25 тысяч световых лет, – пояснил Павел. – То есть вы видите объект таким, каким он реально был во время позднего палеолита.

Дальше мне показывают остатки звезды, которая взорвалась три-четыре тысячи лет назад. У объекта есть официальное название – Туманность Гантель. Есть неофициальное – «Огрызок яблока». Далее Павел наводит телескоп на Вегу – звезду главной последовательности в созвездии Лиры, она в три раза больше Солнца. Яркое светило через телескоп кажется иссиня-белым. По мере смещения влево, в зону расфокуса, на Веге появляется черное пятно. Нет, это не черная дыра, а просто оптическая иллюзия.

Потом корреспондент агентства «Альтаир» видит звезду Альтаир. Но погода испортилась настолько, что звезда сменила цвет и стала казаться красной. Альтаир меньше, чем Вега, но все равно больше Солнца почти в два раза.

Павел сетует, что показывать что-то в таких погодных условиях – только впечатление портить. Я замечаю, что есть повод съездить еще раз.

На обратном пути мои собеседники высказывают мысль, что неплохо было бы возить всех наших федеральных управленцев на Международную космическую станцию и показывать им, как выглядит Земля из космоса. Это здорово прочищает мозги и демонстрирует реальное место в мире.

Виктор Лучкин, «Байкальские вести», ИА «Альтаир»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии