Театр. Быть в диалоге
155 лет назад, 29 января 1860 года, в Таганроге на свет появился Антон Павлович Чехов, в будущем великий писатель и драматург, классик отечественной литературы. Все по-разному отмечали это событие: в Иркутске в этот день состоялось открытие Года литературы. Накануне же на сцене Иркутского академического театра прошел спектакль «Сны Ермолая Лопахина» по «Вишневому саду» Чехова в постановке Геннадия Шапошникова. Спустя две недели в рамках проекта иркутской драмы «Диалог: Театр — Школа» состоялась встреча заслуженного артиста России Степана Догадина (исполнителя роли Лопахина) и актрисы Виктории Инадворской (исполнительницы роли Раневской) с учениками десятых классов средней школы № 80, которые посмотрели этот знаковый спектакль.
Школьники встретили артистов аплодисментами. У ребят было множество вопросов по постановке. Очень заинтересовала их сценография.
— Наш режиссер считал, что этот спектакль нельзя играть на большой зал, — рассказала Виктория Ивановна. — Зритель должен сидеть рядом и находиться в этой атмосфере, участвовать вместе с нами в том, что происходит. При таком устройстве зрительного зала спектакль идет не плоско, а кругом, и каждый видит его по-своему, ярче ощущает, соприкасается с нашими чувствами.
— Театр — искусство условное. Это иллюзия, — добавил Степан Федорович. — У нас пространство переносится: то мы где-то в лесу или на берегу реки, то в доме — хотя физически все время остаемся в пределах сценической площадки. В этом и заключается чудо театра — раз… и вы переноситесь в другое пространство и время, начинаете верить нам и слышать голоса птиц, звуки журчащей воды, шелест травы…. Это будит вашу фантазию, а фантазия развивает душу.
Задали ребята и вечный вопрос: «Вишневый сад» Чехова — драма или комедия?
— Конечно, это комедия. Ироничная комедия жизни, — отвечал Степан Догадин. — Смысл в том, что мы многое мимо себя пропускаем. В пьесе много упоминаний слова «сон». Часто наша жизнь проходит, проносится, как видение. Вспоминаешь и не можешь вспомнить: было это со мной или нет? Название спектакля — «Сны Ермолая Лопахина» — относит зрителя как раз к этой мысли.
Рассказывая о своем герое, Степан Федорович заметил, что человек этот не потерял ощущения прекрасного:
— Самый важный момент в этой роли для меня наступает тогда, когда Лопахин говорит: «Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого. А когда мой мак цвел, что это была за картина!» Как он был воспитан? Нигде не учился, художественные выставки не посещал, а ощущение красоты есть. Это чеховское — здесь нет плохих и хороших людей, каждый просто живет в определенных обстоятельствах. Антон Павлович ищет красоту в каждом из своих героев.
— В первоначальном варианте это была очень жесткая пьеса, — рассказывала Виктория Инадворская. — Потом, со временем, работая над этим произведением, автор очень многое смягчил. Даже Яше он придал приятные черты, хотя, казалось бы, уж такой идущий напролом, жестокий человек!.
Ребята оказались опытными театралами: ранее они ходили на такие спектакли, как «Очень простая история», «Ромео и Джульетта», «Ужин по-французски», «Гамлет», «Зима», «Завтра была война». Последний вызвал у них настоящее эмоциональное потрясение.
— Мы очень любим постановку «Завтра была война», — говорила Виктория Инадворская. — Она играется столько лет! Уже и состав поменялся: сейчас роли этом спектакле исполняют юные актеры нашего театра. Замечательны работы в этой постановке у заслуженного артиста России Николая Васильевича Дубакова и народной артистки России Наталии Васильевны Королевой. Все мы, когда начинается этот спектакль, с болью в сердце выходим на сцену и пытаемся донести до зрителя весь ужас войны, как духовной, скрытой, так и физически реальной.
Много говорили об особенностях творческой работы: как лучше запоминать тексты, есть ли любимые роли, как эмоционально отдыхать после тяжелых спектаклей, случались ли курьезные ситуации, страшно ли выходить на сцену? Затронули вопрос современности классических текстов литературы.
Почему мы изучаем в школе классиков, почему потом часто перечитываем их произведения? Потому что они пишут о том, что остается актуальным еще многие годы, — говорил Степан Догадин. — Сейчас очень популярны пьесы Александра Николаевича Островского. На нашей сцене идет спектакль по его пьесе «Волки и овцы», особенно интересный тем, что показывает нам зарождение капиталистических отношений, происходившее двести лет назад. Тех самых отношений, которые все больше становятся определяющими в нашей современной жизни. В Советском Союзе нас учили думать и поступать иначе. Сегодня же наступило время материального благополучия. Или четыреста лет назад Уильям Шекспир написал о любви в пьесе «Ромео и Джульетта» — и ничего с тех пор не изменилось. Сколько бы человек ни сидел за компьютером, если любимая девушка его разлюбит, он будет точно так же страдать, испытывать ту же боль, что и современник Шекспира. На нашем спектакле «Ромео и Джульетта» зрители переживают сильные чувства, иногда плачут. И мы надеемся, что, выйдя из театра, они нежнее будут со своими любимыми и жизнь их пойдет немного по-другому. Театр гораздо глубже, намного шире того помещения, в котором мы находимся. Театр — это ваше отношение.
Юных зрителей заинтересовал технический момент, когда в спектакле сцена прямо на глазах перестраивалась и образовывала провалы.
— После того как в 1999 году театр реконструировали, заменили всю машинерию. Сейчас сцена разделена на шесть квадратов, которые могут подниматься и опускаться под любым углом, на любой высоте, — объяснил Степан Федорович.
— Наши дети всегда очень любили театр, — рассказала учитель русского языка и литературы Нина Дмитриевна Алексеева. — В конце девяностых годов, когда в городе шла реконструкция и реставрация Иркутского драматического театра, по своей инициативе наши неугомонные ученики вместе с классными руководителями после уроков ехали помогать убирать помещения театра от строительного мусора. Армия помощников набиралась такая, что было тесно ехать в трамвае! И после завершения работ нас пригласили на первый спектакль «Ревизор», которым, как и сто лет назад, открывалось обновленное здание театра.
Перед этим событием наша ученица Нина Климашенко написала в сочинении такие слова: «Часто я представляла себе, какая публика посещала театр сто лет назад, как к подъезду съезжались кареты. Из них выходили нарядные дамы в больших шляпах, блестящих меховых шубках...». Сейчас наш театр намного демократичнее. Мы идем туда усталые после работы и учебы, не такие нарядные, как это было принято раньше, но театр манит нас к себе, радушно принимает и остается нашей любовью.
Час встречи прошел, а школьники и артисты не спешили расставаться. Скорее пытались сказать то самое нужное, что действительно важно сказать друг другу. На прощанье ребята написали такие слова: «Хотим сказать артистам спасибо. Их профессия так важна для современного мира! Благодаря им мы можем быть немного добрее, мы становимся лучше».
Ольга Олекминская, специально для «Байкальских вестей».
Фото Сергея Неродова (со встречи) и Анатолия Бызова (со спектакля).
На фото: На встрече в школе № 80;
Виктория Инадворская в роли Раневской;
Степан Догадин в роли Лопахина
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.