Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Путь к самому себе

31 марта, 2020

Чехов приходит к нам в детстве. Сначала с пронзительными рассказами «Каштанка» и «Ванька Жуков», пишущий письмо на деревню «милому дедушке Константину Макарычу». Затем мы зачитываемся рассказами о любви, повестями и пьесами.

Чехов идет с нами по жизни. Мы с ним взрослеем, живем, стареем и даже умираем. Так что писателя в полной мере можно, как и Пушкина, назвать «Нашим всем!». Но, идя с ним по жизни, знаем ли мы писателя достаточно хорошо? Каким он был? Что и кого любил? Каковы были отношения Чехова с жизнью? Насколько он был открыт или, скорее, закрыт в себе? Почему всю свою недолгую жизнь считал необходимым тащить на себе лямку семейных уз, оплачивая счета и долги взрослых братьев?

 Известно, что, если желаешь лучше узнать и понять писателя, читай его книги, дневники, письма. Они много расскажут об авторе. А еще – сразу же после вынужденных каникул можно посмотреть спектакль «Братья Ч», основанный на документальных текстах Чехова, который идет на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова в постановке главного режиссера Станислава Мальцева. Пьесу, в которой использованы письма Антона и Александра Чеховых, воспоминания Михаила Чехова, дневник Павла Егоровича – отца Чехова, а также сюжетные мотивы из его произведений «Иванов», «Дядя Ваня», «Чайка», «Три года», «Моя жизнь», «Шуточка», «Дуэль», написала драматург Елена Гремина. В тексте есть и авторские вставки, так как события, происходившие в разное время, спрессованы в один летний день на съемной даче молодого, 26-летнего писателя.

– Самое интересное – это письма. Если вы прочтете всю-всю переписку Чехова, то очень многое поймете о нем, – говорит Елена Гремина. – Главное – мне хотелось рассказать именно про юность Чехова, про тот путь, во время которого человек сознает себя, свою миссию, свой дар и как это осознание сталкивается в его привычной жизни. Возникла мысль, что интересно было бы написать то, о чем Чехов сам говорил в письме своему старшему другу Суворину: «Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».

Читаешь эти признания гениального писателя и понимаешь, насколько огромный путь преодолений пришлось пройти, выработать силу характера и воли, чтобы уничтожить внутреннего раба, обрести личную свободу и собственное достоинство. Чтобы стать тем, кем мы его знаем. Его тихий, ровный, невероятно поэтичный голос способен совершить переворот в душе, как никакая истерика у иного писателя: трезвая и ясная проза, остроумная, горькая, безжалостная. Это творчество большого мужества и безграничной красоты.

Такие мысли роились в голове по мере погружения в атмосферу «Братьев Ч». И вдруг в какой-то момент ясно ощущаешь интонации самого Чехова. Пусть это был начинающий писатель, очень еще молодой, но так явственно пробивался его голос… Как, за счет чего является эта атмосфера, эти ощущения, которые погружают в его время, в тот летний день на даче? Почувствовать это можно через атмосферу, которую создает на сцене небольшой актерский ансамбль. Атмосфера строится из столь тонких нюансов и материй, что и описать их трудно, потому что они – создание духа, актерской энергии и эмоций.

В любом спектакле важна атмосфера. Она тревожит или не тревожит, воссоздает время или нет, одновременно с этим связывая события с временем сегодняшним, она трогает тебя как зрителя или нет. Все перечисленные составляющие были налицо, и зал на премьерном показе спектакля дышал вместе с актерами одним дыханием, пока длилось действие.

Жизнь героев проходит максимально близко от зрителя, на расстоянии вытянутой руки, и это качество приближения играет на спектакль. Как под увеличительным стеклом мы рассматриваем персонажей, следим за выражением глаз, мимикой, интонацией. Все происходит в черном строгом кабинете сцены, напоминая старое черно-белое фото, из которого персонажи вышли на время, чтобы рассказать историю и опять собраться на общий семейный снимок. Таков антураж, созданный автором сценографии и костюмов Александрой Дашевской.

Простота режиссерского решения требует от актеров высокого мастерства. Их работа строится на крупных планах, каждый персонаж очерчен с предельной ясностью, и за каждым персонажем угадывается и прошлая биография, и будущая судьба.

Каждая фраза, сказанная Василием Коневым, исполнителем роли Чехова, кажется непредсказуемой, неожиданной, потому что в нем идет постоянная внутренняя работа, когда на наших глазах из чувства рождается слово. Мы видим человека, устремленного вглубь своей внутренней жизни. Его Чехов готов щедро и заразительно переключаться и существовать в совершенно разных настроениях, будучи внутренне динамичным. Сам темп спектакля, можно сказать, задается внутренним состоянием главного героя.

Рядом с ним его старшие братья – Николай, талантливый художник, так и не написавший своего живописного шедевра, и Александр, ближайший друг, завидующий брату, одаренный писатель, «профукавший» свой талант. В разговорах с ними Антон беспощадно откровенен, но никого не считает безнадежным. Через много лет, уже после Чехова, исследователи его творчества назовут это «чеховским гуманизмом», когда рядом с сарказмом и отчаянием живет, не сдается вера в человека, потому что он точно знает, что каждый человек с душой. Человек соткан из греха, ошибок, неумения и слабости… но также из силы, чистоты и доблести.

Режиссер Станислав Мальцев умело выстраивает, а актеры точно выдерживают психологический рисунок спектакля, где все к месту, все органично переплетается и связывается между собой, и мы в полной мере оцениваем всю прелесть чеховского языка, чеховского юмора и чеховской иронии. Василий Конев старается передавать эти чувства то с чистотой, ясностью и чуткостью, то со сдержанно-ироничной насмешкой, то с величайшей грустью и любовью в глазах, прощая и отпуская. Он играет сомневающегося оптимиста, существующего с паузами и частыми уходами в себя. Насмешливого, ироничного, мягкого, усталого, жесткого, местами отчаявшегося, но тут же берущего себя в руки.

В него влюблена Наталья Александровна Гольден (артистка Надежда Савина) – чувственная, темпераментная, порывистая, красивая. Актриса не боится показать острохарактерность роли. Порой на нее накатывает бездумная веселость, порой сверкают слезы в глазах. В ней живет нечто дразняще-неуловимое, и любовь к мужчине, который ее не замечает, для нее тяжелый крест, но страдания не охлаждают ее чувства. Все эти характеристики и эмоции Надежда умело и изящно передает в роли, прекрасно слыша и чувствуя партнеров.

Время от времени возникает и фигура отца (заслуженный артист России Владимир Орехов), разорившегося, но не лишившегося самомнения, порой проявляющего грозный нрав путем рукоприкладства. Перепады его настроения трудно угадать. В нем живет непоколебимость своих законов и веры, и это для него свято. Он не замечает таланта в сыне или делает вид, что не замечает, оскорбляя его сравнениями с другими, более «лучшими и успешными» писателями, несмотря на то, что живет на его счет.

Брата Антона Чехова, Александра, играет артист Алексей Лобанов. Его герой пьет и чудит, да к тому же мается с двумя хворыми незаконными детьми. Актер убеждает органикой существования. Он замечательно схватывает переливы состояний, передает характер талантливого человека, но не целеустремленного, не умеющего доводить начатое до конца, на которого нельзя положиться. Передавая характер слабовольной личности, он подчеркивает в Александре живость ума, человечность, сострадательность, обаяние, богатый внутренний мир, тем самым показывая зрителям притягательность персонажа. Как говорил Станиславский, «когда играешь «плохого», ищи, где он хороший», что Алексей и проделывает в образе Александра и делает это интересно, глубоко, «вгрызаясь» в материал, постигая характер. А это по-актерски сложнее, чем просто играть «неудачливого старшего брата Чехова».

Дуня Эфрос (артистка Настя Шинкаренко) совсем из другого мира. Она скромна и деловита, в ней сильно рациональное начало, но утрачено загадочное обаяние. Будучи полной противоположностью Наташе, она «несет лицо». В этом доме Дуня выглядит как «заблудившаяся комета, сбившаяся с курса». Она ведет свою мелодию, неслышно движется, больше молчит или мало говорит, пытаясь вникнуть в образ жизни этих людей, понять их суть, но не понимает. Ей чужды их разговоры, образ мыслей, поведение, привязанности.

Итог ясен: если бы отец не лишил ее приданого, то свадьба с Чеховым все равно бы не состоялась. Слишком разные их миры. Антон несмотря ни на что любит близких людей такими, какие они есть, – жалкими, мелочными, непутевыми, жестокими… Дуне этого не понять, ведь она видит в них только людей, «пьющих из него кровь».

Николай (артист Александр Братенков) – талантливый художник, тонкий лирик и романтик, совершенно лишенный какого бы то ни было прагматизма. Человек увлекающийся, притягательный, способный очаровывать женщин, но с проблемным, сложным характером, а ко всему и болезненный. Он пытается жить и работать, но эти слабые порывы ни к чему не приводят, кроме затяжных пьянок, простоев в работе над полотном, которое он никак не начнет писать. Жить по инерции, плыть по течению, вяло сопротивляясь, гораздо проще. Его внутренняя природа не способна бороться с обстоятельствами и с вызовами судьбы, он не умеет постоять за себя.

Николай пытается бунтовать, но его притязания ограничиваются требованиями алкоголя и просьбами отпустить к любовнице. Александр Братенков замечательно передает рефлексии героя, его слабоволие и бесхарактерность, но в то же время его чистоту и совестливость. В актере много живых интонаций, обаяния и притягательности.

Станислав Мальцев создал спектакль о знаменитом писателе и его семье, психологически прописанный, умный, легкий, пронзительный, трагичный и светлый, в котором ему удалось передать одновременно и историю любви как романтической, так и родственной, ее радостей и тяжких уз. И течение реки-истории, и ощущение краткости земного существования.

Спектакль уходит от житейской конкретики, он существует как бы в надбытовой природе. В этом черном квадрате спектакля с одинокой фигурой в центре возникает чеховское настроение и какое-то человеческое бесприютство.

Таких людей со временем начинаешь любить, хоть иные из них ведут совершенно бессмысленное существование. Режиссер следом за драматургом снимает с их душ, слой за слоем, все то, что наросло от времени, от скуки и неустроенности, и в какой-то момент понимаешь, что видишь на сцене не родственников и знакомых Чехова, а персонажей его будущих пьес. Найдутся здесь и Серебряков, и Треплев, и Елена Андреевна, и многие другие….

Своим спектаклем авторы выстроили мостик от Чехова к сегодняшнему дню, пытаясь «озвучить» течение жизни. Той жизни, которая была и прошла, которая течет сегодня и утекает в будущее.

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Антон Чехов (Василий Конев)
и Дуня Эфрос (Анастасия Шинкаренко);

Наталья Гольден (Надежда Савина),
Антон Чехов (Василий Конев), 
Дуня (Анастасия Шинкаренко);

Антон Чехов (Василий Конев) и его отец
Павел Егорович (Владимир Орехов);

Николай (Александр Братенков),
Дуня (Анастасия Шинкаренко),
Александр (Алексей Лобанов)

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии