Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Запахи увядших цветов возносятся к небесам…

03 июля, 2017

11 и 12 июня в Галерее Виктора Бронштейна прошли премьерные показы спектакля «Элегия»

Художником проекта стала Александра Дугарова, персональная выставка которой проходила в это время в Галерее и еще более усиливала звучание спектакля.

2.jpg

Буто: история и современность

Известный режиссер Олег Юмов и художественный руководитель балета Бурятского государственного академического театра оперы и балета Морихиро Ивата объединили усилия для создания уникального творческого проекта. Поводом послужило удивительное по красоте произведение «Элегия» японского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабата. Произведение посвящено любви, памяти и тому, как тяжело терять близких людей. Премьера спектакля состоялась на сцене Бурятской государственной филармонии в мае 2017 года, и, по словам авторов проекта, спектакль «Элегия» можно считать одной из инициатив в сфере развития российско-японских культурных отношений в 2018 году.

«Элегия» – это спектакль-буто. Буто – одно из современных танцевальных направлений в Японии. Рисунок Александры Дугаровой, созданный специально для спектакля и размещенный на афише, напоминает флаг Страны восходящего солнца. Расписанные художницей восемь кимоно вызывают ассоциации с традиционной Японией, а потому размещены над сценой по форме горы Фудзи.

В мире призрачных грез

Когда зрители расселись на импровизированной сцене в пространстве Галереи, фоном, почти неслышно, зазвучала музыка, которая настраивала и погружала почти что в медитативное действо. Тихо открылась боковая дверь, в проеме которой появилась красивая, изящная девушка, одетая строго, аскетично, в черное (артистка Баярма Бобоева). Это Тацуэ. В течение всего спектакля она будет разговаривать с умершим возлюбленным, вспоминая прошлое, затрагивая важные темы о потустороннем мире, смерти, перевоплощении, о запахах, которые так важны в культуре Японии.

Японцы не говорят прямо, везде нужно искать знаки и подтекст, но они лежат на поверхности, и их можно увидеть невооруженным глазом. Именно так, постепенно вводя нас в действие, в мир призрачных грез, воспоминаний, воображения, на наших глазах спектакль начинает обретать реальные очертания. Образ любимого, которого Тацуэ потеряла, воплощает в танце Морихиро Ивата –элегантный, чувственный, изящный, романтичный, воплощающий собой непостижимость и загадочность сущности японской души, от которого невозможно было отвести глаз. Он воплощал в танце то, что было актрисой произнесено вслух.

Разговор о сокровенном

Сложился великолепный дуэт, где Морихиро примерил на себя драматическую роль, а драматическая актриса Баярма Бобоева сумела раскрыть себя в пластическом рисунке. Постепенно они «обживали» пространство, разливая вокруг себя будто тягучий сон. Погружая зрителя во внутренний психологизм, режиссеру Олегу Юмову удается выйти на разговор о сокровенном каждого отдельного человека – в его воспоминания, в раздумья о смысле жизни, в размышления, до которых в обычной суете и проблемах он «не очень часто добирается».

Баярма Бобоева, несмотря на свой юный возраст, заставила нас слушать текст, очень много текста, который она не просто произносила, но проживала. И через ее подачу вместе с ней проживали и мы – каждый свою личную историю. Потому что чувствовали дыхание спектакля, его сильную энергетику, которую задавали Мори-сан и Баярма.

…И пусть не смолкнет мелодия любви

«Элегия» выходит далеко за рамки сцены. Спектакль предлагает мыслить. Одна книга японского писателя вдохновила творческих людей собраться вместе в одном проекте, чтобы получился такой потрясающий результат. Причем спектакль органично вписался в пространство Галереи Виктора Бронштейна, создавая ощущение внутреннего комфорта и спокойствия, присущего японскому менталитету. Он в нем дышал, в нем было много воздуха. Не зря же и выставка Александры Дугаровой называлась «Дышать». Спектакль «Элегия» в пространстве Галереи был организован как эксперимент, за что отдельная благодарность руководству и организаторам Галереи, которые выступили в данном случае за возможность поиска новых форм, за их многообразие.

И вот спектакль закончен. Отзвучали последние слова и музыкальные аккорды, отшумели аплодисменты, пора возвращаться в реальный мир. Выходишь на улицу, и почему-то грустно. Мимо пролетают машины, спешат люди, а тебе так не хочется вливаться в эту толпу и затеряться в ней. Хочется думать, вспоминать. И так не хватает той тихой мелодии, голоса, образов, которые этот спектакль выстроил в нашем воображении и которые были с нами на протяжении более часа и вдруг внезапно смолкли, как голос дивной птицы редкой красоты.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Наталии Улановой.

На фото: Баярма Бобоева и Морихиро Ивата в спектакле «Элегия»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии