Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дороги области опасны для жизни

02 марта, 2015

Региональное правительство экономит на нуждах ГИБДД


src_2fe28ecfa3c47a8f.jpg

Несмотря на рост количества зарегистрированного в Иркутской области автотранспорта, с 2011 года сотрудники ГИБДД отмечают снижение дорожно-транспортных происшествий. Как рассказал на заседании комиссии по правам человека и общественному контролю за деятельностью правоохранительных структур Общественной палаты Прибайкалья заместитель начальника областного ГИБДД Григорий Крепель, в 2014 году на территории области зарегистрировано более 3400 ДТП, в которых погибли 495 человек и 4235 получили ранения. Внедрение современных систем фиксации нарушений правил дорожного движения позволило выписать в 2014 году штрафов на 942 млн рублей, однако административные комиссии и суды зачастую выносят нарушителям необъяснимо мягкие приговоры.

Водителей области оштрафовали на миллиард

Несмотря на улучшение положения дел в среднем по области, в ряде районов ситуация ухудшается — рост количества ДТП и тяжести последствий отмечены в Заларинском, Бодайбинском, Шелеховском и Нижнеудинском районах. В большинстве случаев виновниками аварий становились водители личного транспорта; наиболее распространенные причины — нарушение скоростного режима (около трети всех ДТП), выезд на встречную полосу, нарушение порядка проезда перекрестков. Выросло количество аварий с участием пьяных водителей и нарушений правил проезда пешеходных переходов.

— Пренебрежение правилами дорожного движения приобрело массовый характер, водители не осознают опасность своих действий, вообще нарушение правил стало нормой, — отметил Григорий Крепель.

Каждое четвертое нарушение правил происходит по вине водителей со стажем менее трех лет, в прошлом году они совершали лишь каждое пятое нарушение. Сотрудники ГИБДД борются за повышение требований к автошколам, принимают экзамены по вождению, но признают, что никаких административных мер не хватает, водителям нужен опыт вождения в потоке транспорта и, возможно, курс противоаварийной езды.

Более 40 процентов аварий происходят из-за плохих дорожных условий. Инспекторы ГИБДД относят в эту категорию не только плохое дорожное покрытие, но и обустройство освещения, дорожные знаки, неправильно установленную рекламу. Несмотря на тяжкие последствия сокращения штатов в 2011 году, сотрудники ГИБДД в 2014 году провели 53 профилактических мероприятия. В том числе ежемесячно проводятся рейды по выявлению нетрезвых водителей, совершающих наиболее резонансные ДТП.


Вместо повышения расходов на безопасность дорожного движения областное правительство решило экономить на нуждах ГИБДД. В 2014 году финансирование различных программ составило 11,6 млн рублей, в бюджет на 2015 год закладывали 10,6 млн, но недавно сотрудников полиции известили, что и эту сумму урежут на 10 процентов, то есть более чем на 1 млн рублей.


С июля 2014 года, когда на дорогах стала складываться особенно тяжелая обстановка, рейды проводили еженедельно. Эффективность могла бы быть выше, но из трех приобретенных для области мобильных лабораторий (способных проверить на алкогольное и наркотическое опьянение) в 2014 году работала только одна. Вторая, полагает Григорий Крепель, выйдет на дороги в апреле 2015 года, когда закончится подготовка сотрудников.

— Когда лаборатория выходит на трассу, мы прикрепляем к ней несколько экипажей ГИБДД и начинаем массированно работать на эту лабораторию, — пояснил Григорий Крепель. — Как правило, водители, которым мы предлагаем пройти проверку, или отказываются от проверки, или просят пройти ее по упрощенной схеме на переносном алкотестере: пьяных выявили на 22 процента больше. Подозреваемых в употреблении наркотиков обязательно отправляем в лабораторию, и это приносит заметные результаты.

Большой проблемой остается взыскание наложенных штрафов. Из выписанных в 2014 году штрафов на сумму 942 млн рублей удалось собрать с нарушителей 571 млн (61 процент). Для повышения собираемости ГИБДД выделило помещения службе судебных приставов в наиболее посещаемых учреждениях, например Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД, и ежемесячно проводит акцию «Злостный неплательщик». Особую категорию злостных неплательщиков, накопивших штрафов на 10 тыс. рублей и более, отрабатывают «адресно».

Ситуация на дорогах и дисциплина водителей могли бы быть лучше, если бы действовал главный принцип — неотвратимости наказания. Из 7 тысяч дел по особо тяжким нарушениям (управление автомашиной после лишения прав, вождение в пьяном виде и т. д.), направленных в суды, лишь 3 тысячи дел завершились административным арестом, и это на 25 процентов меньше, чем в 2013 году.

Члены Общественной палаты высказали ряд замечаний по поводу сложившейся в Иркутске практики вождения и пожалели, что нельзя стрелять по нарушителям правил дорожного движения — хотя бы из травматического оружия. В Российской Федерации вообще нет правовой базы для массового привлечения граждан к охране общественного порядка на дорогах. Нет, например, телефона или электронного адреса, на который можно было бы оперативно скинуть информацию о замеченном нарушении. Впрочем, даже если бы такая база была, у сотрудников ГИБДД физически не хватает сотрудников для выезда на каждый сигнал.

Правительство Иркутской области экономит на безопасности участников движения

Автоматический центр фиксации нарушений, сформированный в области, работает с большой нагрузкой и считается одним из лучших в России. Он мог бы быть еще более эффективным, но 23 полученных в прошлом году новых комплекса фото- и видеофиксации до сих пор не установлены на рабочие места из-за отсутствия финансирования. По оценке сотрудников ГИБДД, даже в нынешнем своем состоянии центр приносит большую пользу: с начала его работы количество нарушений скоростного режима в Иркутской области снизилось на 26 процентов. Включение центра в пробном режиме для фиксации наезда на стоп-линию показало, что областной бюджет мог бы получать в виде штрафов до 300 тыс. рублей с каждой камеры.

Однако вместо повышения расходов на безопасность дорожного движения областное правительство решило экономить на нуждах ГИБДД. В 2014 году финансирование различных программ составило 11,6 млн рублей, в бюджет на 2015 год закладывали 10,6 млн, но недавно сотрудников полиции известили, что и эту сумму урежут на 10 процентов, то есть более чем на 1 млн рублей.

— Нам  только на пересылку извещений о штрафах нужно 30 млн рублей в год, только чтобы мы работали на уровне прошлого года, — отметил Григорий Крепель. — По детскому дорожному травматизму у нас осталась только одна статья расходов: работы с юными инспекторами движения, проведение территориальных и областных конкурсов — и все.

— Мы не просим на жизнь, — говорят сотрудники полиции, — мы просим инвестиций, которые быстро окупятся как сохраненными жизнями людей, так и штрафами. Каждый комплекс автоматической фиксации будет ежедневно приносить сотни тысяч рублей в бюджет области.

Экономят на безопасности жителей и муниципальные образования. ГИБДД признает, что нельзя за один год привести в порядок все 1980 пешеходных переходов. Но просит муниципальные власти принять местные программы и обустраивать в год хотя бы по два из десяти переходов. 


— Мы не просим на жизнь, — говорят сотрудники полиции, — мы просим инвестиций, которые быстро окупятся как сохраненными жизнями людей, так и штрафами. Каждый комплекс автоматической фиксации будет ежедневно приносить сотни тысяч рублей в бюджет области.


Каждый угонщик — рецидивист

На территории Иркутска зарегистрировано 190 тысяч легковых автомашин, 30 тысяч грузовиков и 10 тысяч автобусов; вместе с транзитным транспортом каждые сутки в областном центре находятся не менее 250 тысяч единиц транспорта. Естественно, они могут стать объектом посягательств угонщиков. По данным заместителя начальника Управления МВД по городу Иркутску Дмитрия Никерова, в 2010 году было угнано более 700 автомашин, в 2011-м — 900, в 2012-м — 1030 автомашин.

— В 2014 году впервые за четыре года у нас наметилось снижение краж автотранспорта — 578 угонов, — отметил Дмитрий Никеров. — Среди других городов Сибирского федерального округа, находящихся в сходных экономических и демографических условиях, Иркутск выглядит хуже всех: Кемерово – 220 угонов, Улан-Удэ — 160, Томск — 120.

Из всех угнанных машин сотрудникам полиции удалось найти 417, сами граждане (путем так называемого криминального возврата, то есть за выкуп угонщикам) вернули 53 машины. По данным полиции, преступники стали реже прибегать к выкупу угнанных машин и все чаще просто продают их на запчасти.

Несмотря на все усилия полиции, угоны остаются популярным преступным промыслом, и в первую очередь потому, что за них практически не карают. В связи с раскрытыми угонами 417 машин были задержаны более 229 человек. По возбужденным уголовным делам привлечены всего 177 человек, задержаны всего 60, в том числе 46 арестованы. Все уголовные дела дошли до суда, но реальные сроки получили 42 человека. Треть приговоренных получили срок менее года, две трети освободились условно-досрочно. Сотрудники полиции не сомневаются в том, что подавляющее большинство вскоре вернутся в криминальный бизнес: 90 процентов осужденных становятся рецидивистами.

Полицейские составили «портрет» среднего угонщика: это житель Иркутска, мужчина от 18 до 28 лет, нигде не работающий, без постоянного заработка. Как правило, входит в состав устойчивой группы, приобретает навыки угона постепенно — от «жигулей» первых моделей до самых сложных противоугонных систем.

— Преступления совершаются профессионально, это не какие-то спонтанные грабежи, — отметил Дмитрий Никеров. — Тут нужны технические навыки, чаще всего целая группа специалистов. Мы в 2014 году доказали существование 40 таких групп, четыре из них имели межрегиональный характер. А одна, в которую входили граждане Монголии, даже межгосударственный. На вооружении этих групп находились четыре единицы травматического и огнестрельного оружия, пять широкополосных сканеров, четыре комплекта радиосвязи и даже одно средство радиоэлектронной борьбы, способное подавить полицейскую радиосвязь.

Территория областного центра поделена на несколько секторов, в каждом из которых сотрудники полиции знают как криминальные зоны, откуда может быть совершен угон, так и те места, в которых машины можно спрятать и разобрать. Определены несколько перекрестков, по которым с наибольшей степенью вероятности придется проехать на угнанном автомобиле. Если бы эти перекрестки удалось оснастить специализированными комплексами наблюдения, фиксирующими не только марку и номер, но и внешность водителя, угоны стали бы совсем непривлекательным бизнесом.

К сожалению, администрация Иркутска никак не реагирует на просьбы выполнить, в конце концов, программу «Безопасный Иркутск». Пока власти не хотят раскошеливаться на автоматизированные системы выявления и поиска, полиция предлагает гражданам активнее использовать механические противоугонные системы, не оставлять машины во дворах и при выборе охраняемой стоянки обращать внимание на наличие пропускной системы и камер видеонаблюдения.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии