Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тариф преткновения

10 января, 2017

Жилищно-коммунальное хозяйство области может уйти в кризис из-за невнимательности и халатности местных властей

Комитет по собственности и экономической политике Законодательного собрания Иркутской области организовал и провел 26 декабря круглый стол на тему «Реализация государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса в Иркутской области».

Скромное обаяние монополии

Открывая заседание, председатель комитета Ольга Носенко напомнила, что проблема в регулировании тарифов состоит в очевидном отличии условий проживания в разных районах Иркутской области. Во многих населенных пунктах услуги ЖКХ стоят — по объективным причинам — намного больше, чем в крупных городах области. В Усолье-Сибирском гигакалория тепла обходится потребителю в 700 рублей, в Усольском районе — более 2500 рублей; в городе за кубометр воды платят 20 рублей, в районе  — более 40. Одновременно на этих территориях нет возможности создать конкурентную среду и иметь двух и более поставщиков энергоресурсов, которые могли бы снижать цену в конкурентной борьбе. Жизнь в условиях монополии диктует свои правила, но государство должно искать способы регулирования работы поставщиков коммунальных ресурсов даже в таких условиях.

Руководитель Службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин напомнил, что Иркутская область до сих пор находится в более выгодном положении, чем соседние регионы. Красноярский край из-за своих огромных размеров и наличия почти изолированных энергосистем был вынужден ввести социальную норму потребления энергоресурсов, что позволило хотя бы отчасти защитить граждан от роста тарифов. Соседи регионы с востока — Республика Бурятия и Забайкальский край — так и не смогли наладить работу своих энергосистем и потому не оставляют попыток переложить свои проблемы на Иркутскую область. Руководство двух регионов постоянно обращается в правительство Российской Федерации с просьбами уравнять тарифы в республике и крае с тарифами в Иркутской области, имея в виду, что в области тарифы вырастут и за счет этого понизятся в Забайкалье.

Александр Халиулин напомнил, что в самой Иркутской области тарифы для северных и южных регионов существенно различаются, но тем не менее остаются самыми низкими во всем Сибирском федеральном округе. Это же положение сохранится и в 2017 году, подчеркнул Халиулин.

— С 1 июля 2017 года совокупно все платежи могут увеличиться не более чем на 7,1 процента. Если гражданин в своей платежке увидел рост больше — это как минимум повод для серьезной проверки, — отметил Александр Халиулин.

«Если будет больше, сделаем как в Польше»

Если Иркутской области действительно удастся сохранить рост тарифов на таком уровне, это будет большое достижение. Муниципальные власти Новосибирска, например, недавно утвердили рост тарифов на 15 процентов, что объяснялось большим дефицитом в бюджете ресурсонабжающих организаций. В ответ жители города вышли на митинг в мороз ниже минус 30 и обещают городским властям дальнейшие протесты, пока в городском коммунальном хозяйстве не будет наведен порядок.

Представитель Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская напомнила участникам круглого стола о многочисленных просьбах глав администраций установить более низкие тарифы на уличное освещение. Александр Халиулин признал, что проблема существует. Правительством подготовлено поручение разобраться в этом вопросе — киловатт-час для уличного освещения стоит более трех рублей, и самый простой способ — приравнять эту статью к расходам населения. Для этого необходимо внести уличное освещение в специальный перечень особых потребителей. Но этот вопрос решается на федеральном уровне, а федеральное правительство на просьбы области не ответило.

Участники круглого стола обсудили проблему отсутствия инвестиций в коммунальной сфере. Несмотря на все усилия, коммунальная сфера так и не стала бизнесом: у инвестора нет никаких гарантий возврата вложенных средств, и в то же время на каждого инвестора непрерывно давит бремя социальной ответственности. По официальным данным, в Иркутской области более 40 процентов организаций коммунального комплекса были в 2016 году убыточными. Это обстоятельство, разумеется, прямо влияет на надежность работы котельных и других организаций. Невозможно привлечь инвестиции в сферу, где цена конечного продукта регулируется государством, а цены на все виды топлива и комплектующие, на грузоперевозки и другие необходимые ресурсы растут ежегодно и непредсказуемо.

Очевидный пример такого рода вся область наблюдала в поселке Алексеевском, Киренского района, где инвестор вложился в работу котельной, но не мог предсказать рост цен на топливо (мазут) с 15 до 19 тыс. рублей.

Компенсировать выпадающие доходы коммунальным организациям приходится из регионального бюджета. И если в Иркутской области тарифная политика и цены складывались до сих пор вполне удачно, то в будущем ситуация может измениться – траты на выпадающие доходы выросли в 2016 году до 3,1 млрд рублей, еще 600 млн рублей область выплатила ресурсоснабжающим организациям за долги 2015 года. Недавний видеоселектор, проведенный заместителем министра ЖКХ РФ Андреем Чибисом, показал, что это далеко не рекорд — в Ямало-Ненецком округе эти расходы составили 12 млрд.

Судя по реакции других регионов, у них суммы меньше, но это пока. Перекладывать расходы на население никто не хочет — ни региональные власти, ни муниципальные, но этот «марафон популизма» до добра не доведет: если тарифы будут отставать от реальных расходов, а предприятия ЖКХ не получат этих средств, рано или поздно все предприятия обанкротятся, котельные же придется закрывать по причине технической неисправности.

В поисках крайнего

Постепенно разговор перешел на тему концессионных соглашений. Александр Халиулин отметил, что многие муниципалитеты неправильно понимают порядок и смысл заключения такого соглашения: некоторые видят в концессионере только очередную УК, а нужно требовать и обговаривать долгосрочные инвестиции. Другие муниципалитеты требуют, чтобы концессионер немедленно построил новую котельную и мгновенно переложил ветхие сети, в то время как нужно настраиваться на долгосрочную системную работу.

— Мы много работали в этом направлении и думали, что предприниматели не пойдут на концессию. Сегодня же мы видим обратное — не готовы именно муниципалитеты, они сами об этом говорят, — отметил Халиулин. — Есть разные механизмы концессии, из любого тупика есть выход. Для начала можно договориться об эксплуатации.

Представители АМО в ответ высказались абсолютно скептически. В том же Усольском районе есть населенные пункты, где практически никто из жителей не работает — нет ни работы, ни желания. Соответственно, у этих людей нет денег, а у муниципальных властей нет возможности хоть как-то компенсировать расходы, понесенные на содержание коммунального хозяйства.

В Иркутской области в связи со сменой концессионеров бывают удивительные истории: каждой новой организации тариф устанавливается заново, но в городе Вихоревке, например, новый концессионер почти год не обращался в Службу по тарифам с соответствующей просьбой и работал по каким-то непонятным условиям — то ли по тарифу предшественников, то ли просто без документов. Депутаты попросили Александра Халиулина пояснить, как такое возможно и кто должен регулировать этот вопрос.

— Имущество чье? Муниципальное. Администрация и должна была в первую очередь думать о своем хозяйстве, о своих жителях. Должны были сразу после заключения договора к нам обратиться, — подчеркнул Халиулин.

Депутатов этот вопрос не вполне устроил: они полагают, что министерство ЖКХ, например, должно проводить «более активную политику» и держать такие вопросы на постоянном контроле, потому что именно областные власти в конечном счете отвечают за жизнь людей. К концу круглого стола дискуссия зашла в тупик: областные власти и прокуратура говорили о систематических нарушениях со стороны муниципалитетов (которые иной раз устанавливают тариф без какого-либо экономического обоснования), а муниципалитеты упирали на слишком большой срок рассмотрения документов в областных структурах. Александр Халиулин отверг эти обвинения, заявив, что новая организация — это, конечно, каждый раз «ворох проблем», но, если бы муниципальные власти качественно готовили документы, проблем было бы меньше.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии