Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Президент сказал, губернатор не понял?

16 Февраля, 2015

Кому, почему и за какие суммы достаются подряды на строительство и ремонт дорог в Иркутской области

В декабрьском послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин особо остановился на необходимости удвоения объемов дорожного строительства. Таким образом, амбициозная задача, поставленная главой государства перед дорожниками в 2012 году, несмотря на кризисное время, остается приоритетной.

Большие деньги создают соблазн

В самом деле, по словам министра транспорта РФ Максима Соколова, впервые за многие годы финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения производится в полном объеме. В 2014 году на развитие транспортного комплекса были направлены почти 1 трлн 400 млрд рублей инвестиций, что составляет более 10 процентов (одной десятой!) общего объема всех инвестиций в стране и почти два процента валового внутреннего продукта (ВВП) России. Около трети всех инвестиций приходится на федеральный бюджет.

Заметно подросли и объемы дорожных фондов регионов. Ежегодный объем дорожного фонда Иркутской области составил в 2013—2014 годах более 6 млрд рублей в год.

Большие деньги, как известно, всегда большой соблазн. И как водится, поддаются на него чиновники всех мастей часто.

Почему так дОроги дорОги?

Отчасти ответ на этот вопрос можно найти, если внимательно почитать конкурсную документацию.

Наша газета уже неоднократно рассказывала о проблемах в дорожной и строительной отраслях Прибайкалья,  о том, что строители и проектировщики сталкиваются с недобросовестной конкуренцией, с  непрозрачными процедурами тендерных торгов на получение подрядов. Так, за 2013 год по проектно-изыскательским работам заказчиком — Дирекцией автомобильных дорог Иркутской области — было разыграно 63 лота на сумму 710 млн рублей. Назовем лишь крупные объекты:  мост через Витим в городе Бодайбо, схема развития автомобильных дорог общего пользования Иркутской области на период до 2030 года, автодорога Тайшет — Чуна — Братск, автодорога Усть-Кут — Уоян. 33 лота на сумму 548 млн рублей выиграл Московский институт «Гипродорнии».

Показательна  ситуация со схемой развития автомобильных дорог. В Иркутской области уже принята и действует аналогичная программа, рассчитанная до 2015 года. К разработке новой схемы развития автомобильных дорог приступили, во-первых, за два года до окончания предыдущей, а во-вторых, без должного анализа уже существующей. Цена контракта  составила 120 млн рублей.

Эти же москвичи выиграли другой конкурс —  на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектной документации на реконструкцию трех участков автомобильной дороги Иркутск — Листвянка. Основным показателем, по которому был определен победитель, стала программа работ. Еще один хитрый пункт конкурсной документации содержал требование о предоставлении программы работ и пояснительной записки, без четких критериев оценки, что позволяло подходить к оценке субъективно. Расценив эти факты как нарушение закона о конкуренции, проигравшие стороны обращались и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), и в прокуратуру, но получали в ответ лишь отписки.

В 2014 году ситуация повторилась. 36 лотов разыгрывалось на сумму 474 млн рублей. 10 лотов на сумму 233 млн рублей выиграл… правильно, Московский институт «Гипродорнии». Что примечательно, в конкурсной документации появились такие вот критерии: например, в критерий «Квалификация» был включен такой пункт — опыт проектирования по предмету контракта со стоимостью контракта 100 или 80 процентов от стартовой цены, что удобно как раз москвичам, привыкшим к «жирным» бюджетам столичных городов. Теперь должны быть перечислены аналогичные работы, ранее выполненные организациями, хотя победителями прежде признавались те компании, у которых такого опыта нет.  Или требование о наличии специалистов с учеными степенями или международными сертификатами. 

Интересно, что снижение цены контракта в сравнении с первоначальной составило от 7 до 13 процентов. Однако цена, как оказалось, значения не имеет. Деньги-то государственные, зачем их считать. Вообще, как отмечают иркутские проектировщики, конкурсная документация была составлена под одного-единственного участника. По результатам торгов нетрудно понять, под кого. Интересы столичной проектной компании были пролоббированы на самом верху руководства Иркутской власти. Еще в феврале 2013 года москвичам поступило лестное предложение оказать помощь в проектировании объектов дорожной сферы в Иркутской области. 

Мы за ценой не постоим?

На днях эта история получила неожиданное продолжение.  На одном из центральных телевизионных каналов вышел большой репортаж, в котором крупнейшую в стране компанию по проектированию автомобильных дорог, московский «Гипродорнии», подозревают в отмывании бюджетных денег. Журналисты телеканала провели собственное расследование и выяснили, что из тех средств, которые тратятся в России на автомобильные дороги, а это более 1 трлн рублей в год, большую часть получает крупный дорожный проектно-изыскательский институт «Гипродорнии». В 2010-м компания заработала 2,5 млрд руб., в 2011-м — 2,2 млрд; в 2012-м — 2,7 млрд, в 2013 г. — еще 2 млрд. За такие деньги институт порой предлагает невнятные и даже липовые проекты.

Мы тоже провели небольшое расследование на примере  открытого конкурса  на выполнение работ по реализации тематики Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства на 2014—2016 годы (темы № 2, 5, 6, 10, 15, 16, 21, 23, 27, 29, 31, 34, 36, 38, 43, 45). Лот № 4 — «Разработка ОДМ (отраслевого документа) «Методические рекомендации по оценке технико-экономической эффективности строительства бетонных дорожных одежд в современных условиях». Участники — Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) и Открытое акционерное общество «Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гипродорнии» (Москва).

Сравнивая конкурсную документацию, находишь «требования», удивительным образом совпадающие с  нашими контрактами. Основной критерий, на который делалась ставка (80 процентов оценки), — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

В рамках показателя «Качество работ» оценивалось описание участником открытого конкурса выполняемых работ. Опять же никаких конкретных параметров, а значит, высокая вероятность субъективного фактора при оценке. А вот цена работ в оценках контракта составляет всего лишь 20 процентов.

Нетрудно угадать, кому достался выигрыш. Конечно же, московскому институту «Гипродорнии», хотя цена, предложенная МАДИ, была пусть и ненамного, но ниже. МАДИ не занимать опыта как раз в научно-исследовательских работах, ведь этот вуз осуществляет комплексные научные исследования в автомобильно-дорожной отрасли, проводит фундаментальные и прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. К сожалению,  красиво «расписывать» выполняемые работы ученые вуза не умеют. Вот и проиграли.

Вопреки воле Кремля

Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию акцентировал внимание на недопущение разнобоя в стоимости строек, осуществляемых за счет бюджетных средств. По словам президента, именно здесь кроется огромный резерв для экономики.

Еще один резерв для экономики выявили на днях аудиторы Контрольно-счетной палаты РФ на основании анализа работы Федерального центра ценообразования в строительстве и ряда других организаций, осуществляющих ценообразование, сметное нормирование и оценку сметной стоимости объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Утвержденная еще Госстроем России в 2012 году без каких-либо законодательных оснований классификация сметных нормативов предусматривает возможность использования индивидуальных нормативов для отдельных объектов (индивидуальные нормативы) или даже целых отраслей (отраслевые нормативы). «Такая процедура обеспечивает избирательный подход и приводит к увеличению сметной стоимости строительства отдельных объектов на 20—45 процентов», — сообщает пресс-служба ведомства. Это, кстати сказать, имеет прямое отношение к дорожным тендерам, которые в Иркутской области  один за другим выигрывают «пришельцы» из столицы при поддержке со стороны губернатора и правительства Иркутской области. Может быть, Сергей Ерощенко по совместительству работает в правительстве Москвы или Московской области?  

Лариса Бурлакова,
специально для «Байкальских вестей»

Постскриптум. В соответствии с государственным контрактом на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги Иркутск — Листвянка на участке 12-й — 29-й км, 29-й — 49-й км, 49-й — 64-й км в Иркутском районе Иркутской области, который выиграл «Гипродорнии» (Москва), все работы  с положительным заключением агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области должны были быть выполнены  5 ноября 2014 года. До настоящего времени информации об исполнении контракта нет. Соответствующий запрос направлен в областное государственное казенное учреждение «Дирекция автомобильных дорог Иркутской области» и Управление Федерального казначейства Иркутской области.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии