Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Люди жизни моей

03 сентября, 2019

С 9 августа в главном здании Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева работает выставка «Аркадий Вычугжанин. Живопись и графика», посвященная памяти одного из лучших художников Иркутска, внесшего огромный вклад в становление и развитие изобразительного искусства Сибири. Выставка продолжает замечательный музейный проект «Чтобы помнили…», который длится на протяжении нескольких лет. Цель и задачи проекта глубоки и благородны: не забывать о тех, кто жил до нас, не превращаться в потомков с короткой памятью, а именно помнить…

8-1.jpg

Гордость Иркутска

По словам директора музея Натальи Сысоевой, открывшей выставку, в этой экспозиции впервые наиболее полно представлено творчество Вычугжанина:

– Многие живописные полотна, этюды и графические листы, хранящиеся в частных галереях, впервые представлены в залах музея. Аркадий Иванович – художник, без сомнения, выдающийся, один из лучших в стране мастеров психологического портрета, приверженец реалистической живописи, представитель так называемого сибирского стиля. В его работах видна драматическая эпоха, отразившаяся в облике современников. И в каждом он умел передать глубокую внутреннюю жизнь, неповторимую индивидуальность человека. В рамках проходящей выставки нашим музеем будет издан альбом-каталог, посвященный творчеству художника. Он прожил не так много, чуть больше пятидесяти лет, но сделал и оставил колоссальные по мастерству работы, покоряющие жизненной правдой и высоким мастерством исполнения…

Приветствие продолжил известный предприниматель, меценат, поэт, почетный гражданин Иркутска Виктор Бронштейн, любезно предоставивший для выставки работы художника из своей галереи:

– Аркадий Иванович Вычугжанин – художник уникальный, гордость Иркутска. Достаточно взглянуть даже на первые его работы, чтобы не восхититься и не ахнуть. Диапазон его творчества был широк и неохватен. Он писал людей разных профессий: ученых, строителей, людей искусства, рабочих, учителей, и они на его портретах представали такими, какие есть, во всей правде, и в каждом портрете была видна красота человеческой личности.  Я вообще считаю, нам с вами повезло, что мы живем в таком краю, в таком красивом старинном городе с богатыми художественными традициями. Где рождались, жили и творили такие мастера, как Аркадий Иванович, и где есть художественный музей, имеющий бесценные коллекции живописи, подобные коллекции картин того же Аркадия Ивановича. Думаю, что от Урала и до Дальнего Востока такого сокровища больше не найти…

Притяжение времени

Аркадий Иванович Вычугжанин был человеком немногословным, молчаливым от природы, не обремененным славой, почестями, званиями и наградами. Не любил мирскую суету, тусовки, как принято говорить сегодня. Не любил спешить, суетиться, бежать и догонять. Ему импонировали неспешность жизни, ее созерцательность и размышления. Мудрость и достоинство были главными его качествами.

Ему был интересен человек, его внутренний мир, характер, раздумья, мысли. Ему было дано чувствовать и передавать на своих полотнах его тонкий внутренний мир. Он давал нам ключи к восприятию целой гаммы настроений, которые отражались в глазах его героев. А герои эти были люди разные и по возрасту, и по профессиям, образованию, устремлениям, жизненному укладу. Будь то портрет художника Бычкова, скульптора Ряшенцева, историка Вендриха, телятницы Нестерчук, бывшей чекистки Башариной-Соболевской, театральной художницы Гаращук, колхозного садовода Малеева или обычного подростка Леньки Киселева, гордящегося новым перочинным ножиком.

Вглядываясь в лица людей уже далекой от нас эпохи, думаешь: чем они притягательны и интересны современнику, молодым людям? Та же чекистка Башарина-Соболевская с твердым и упрямым взглядом, или венгерский крестьянин, или уставшая учительница у стенда с газетами. Эти портреты написаны Аркадием Ивановичем в основном в 60–70-е годы прошлого столетия. Совсем иное время, но притягивает что-то неуловимое, близкое... От работ исходит энергия и жизнь: простая, обыденная, непридуманная. Возле каждой работы можно стоять и подолгу смотреть, «читать» ее, находить что-то новое для себя и все больше и больше открывать человека и самого художника.

Приоткрытая тайна

Аркадий Вычугжанин был строгим судьей своим работам и трудился над некоторыми из них по нескольку лет, откладывая в сторону одни из них и снова возвращаясь, постоянно что-то ища в деталях, совершенствуя…

Его портреты – это не стремление как можно эффектнее подать того или иного персонажа. Напротив, он мог подчеркнуть невыигрышность и обыденность внешности, одежды, выражения лица, ведь не это было главным для художника. Для него важна была попытка разглядеть внутренний свет. А его «Автопортрет», написанный в 1959 году, и вовсе обладает какой-то магической силой. Перед ним стоишь подолгу и снова возвращаешься. Большой белый холст, перед которым в напряженном раздумье застыл художник. Догорает забытая папироса, но пальцы продолжают ее сжимать. Слева, за холстом, будто тени из прошлого, образы пожилых женщин: прибранные под платок волосы, спокойные, печальные мудрые лица матерей.

Аркадий Иванович оставил нам своих учеников, которые, взяв от мастера основы и помня его уроки, пошли своими дорогами. Это великолепные художники, которыми гордится не только наш город, – Галина Новикова, Александр Муравьев, Лев Гимов, Владимир Кузьмин, Виктор Мироненко, Анатолий Седов…

 Когда вглядываешься в лица на портретах, не покидает ощущение, что он знал о человеке что-то большее и нам приоткрывал эту тайну. Потому, наверное, искусствоведы и называют Вычугжанина одним из лучших и крупнейших портретистов России, подчеркивая свежесть, живость его работ и то, что художнику удалось проникнуть в самые глубины человеческой души.

8-2.jpg8-4.jpg8-5.jpg8-6.jpg8-10.jpg

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея имени В.П. Сукачева.

На фото: Аркадий Вычугжанин. Автопортрет. 1959 год;

Портрет историка Г.А. Вендриха. 1966 год;

Портрет скульптора Олега Ряшенцева. 1966;

Портрет художника Бориса Бычкова. Начало 1980-х;

Портрет учительницы Кондратенковой. 1961 год;

Портрет Лени Киселева. 1964 год

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии