Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Гвоздь в колесо прогресса

12 декабря, 2016

В ежедневном потоке новостей часто мелькают сообщения об отключении коммунальных сетей разных типов — то водопровода, то отопления, а то и электрических. Можно понять, когда причиной становится износ, перегрузка или иной форс-мажор. Но вот когда десятки семей остаются без электричества, потому что некто в третий раз (!) перерубает кабель, — это событие явно неординарное. Попробуем разобраться в причинах.

На своих семи аршинах

История, с которой мы начали наш рассказ, произошла не далее как 17 ноября в известном ДНТ «Мечта». К известным проблемам жителей (которых пытаются выселить из жилья под предлогом неправильного оформления землеотвода) добавилась еще одна: земельный участок, по которому проложена кабельная линия, был продан частному лицу. А новый владелец оказался куда как непрост: сначала потребовал у филиала ОАО «ИЭСК» «Восточные электрические сети» убрать кабель, а потом отрыл его и попросту перерубил. Раз, потом второй, а 17 ноября был уже третий инцидент, который мог иметь тяжелые последствия — стоял серьезный, под минус 30, мороз, а восстанавливать линию пришлось почти 12 часов. Энергетикам некуда было деваться: жителей поселка нужно было просто спасать. А вот почему виновник ЧП не убоялся ни больших трудов (попробуйте-ка зимой откопать траншею с кабелем), ни уголовного наказания — без серьезного труда психологов не разобраться.

Они, впрочем, давно знакомы с подобным явлением. Время от времени то в одной стране, то в другой частный собственник крохотного участка — иногда с домом, иногда без него — встает на пути крупного предприятия, общественного проекта или государственной необходимости. Результат бывает разный. В Японии, где порядок и дисциплина на первом месте, а здравый смысл иногда на втором, строители однажды построили взлетную полосу вокруг дома, владельцы которого наотрез отказались выселяться в предложенное им жилье. Предыстория осталась за рамками сенсационных репортажей, но сам факт широко известен. Еще более широкое распространение получили фотографии из Китая, где халупы самого страшного вида хозяева обороняли с упорством, достойным лучшего применения. В итоге китайские термины «дом-гвоздь» и «люди-гвозди» получили международное распространение для описания этого явления.

Понятно, что в Китае и других странах причиной для возникновения домов-гвоздей стали два фактора: бессистемное строительство жилья в далеком прошлом и укоренившиеся традиции частной собственности, на защиту которых иной раз встает и суд. Известны примеры из США, Канады, Бразилии и других стран, когда крупные современные объекты строили вокруг зданий, защищенных упрямством хозяев и судебными решениями. Даже общественное мнение, как правило, на стороне «маленького человека», бесстрашно вступившего в конфликт с крупной корпорацией, — вспомните хотя бы мультфильм «Вверх», главный герой которого сумел улететь вместе со своим домом, предназначенным под снос.

В нашей стране все немного иначе: активнее всего за землю и постройки бьются люди, имеющие самые сомнительные права (откуда им взяться, если приватизация началась от силы 20—25 лет назад?), причем бьющиеся, не щадя чужого здоровья, как уже упомянутый деятель из «Мечты». Можно вспомнить ресторан «Золотая рыбка», из-за которого существенно затянулось строительство 130-го квартала: здание было построено с нарушением строительных норм и правил, эксплуатировалось (по заключению экспертов) с существенным нарушением противопожарных требований. Владельца же волновало лишь то, что это его собственность и что он может понести убытки.


4 июня 2004 года владелец небольшой мастерской Марвин Химейер на своем бульдозере разрушил 13 зданий в американском городе Грэнби. Поводом стал конфликт с местным цементным заводом, которому Химейер хотел было сначала продать свой земельный участок (купленный десятком лет ранее за 42 тысячи долларов) за 250 тысяч, а потом потребовал миллион. Когда завод в конце концов обошелся без его участка, скупив всю землю по периметру, Химейер разнес полгорода и нанес его жителям ущерб на 7 млн долларов.


Братья Химейера

Второй пример того же рода вот уже несколько лет вызывает головную боль у администрации поселка Маркова. Известная предпринимательница Елена Абубакарова, до того как прославиться строительством жилого квартала имени Рамзана Кадырова, успела  заявить о себе как человек, который лишил соседей по улице Кайской важнейших коммунальных услуг — горячей и холодной воды и отопления. Предыстория до боли напоминает ситуацию в «Мечте»: местная администрация Маркова и администрация Иркутского района в 2009 году приняли решение о выделении на землях сельхозназначения бывшего АОЗТ «Кайское» нескольких имущественных паев, совершенно не учитывая расположение тепловых камер и прочих коммунальных объектов. Абубакарова вскоре захватила все объекты под свой контроль, обрезала трубы, ведущие к соседям, и начала диктовать свою волю без малого всему поселку.

В результате трехлетних позиционных боев с участием энергоснабжающей организации, местной администрации, суда, судебных приставов и собственно предпринимательницы-застройщицы судебная и государственная система Российской Федерации понесла тяжелое поражение. Единственным обладателем коммунальных услуг на улице Кайской является Елена Абубакарова, остальные (имея на руках судебные решения) лишь смотрят на ее владения с завистью и уже не рассчитывают на защиту государства. Действительно, на что тут надеяться, если в октябре отважная предпринимательница едва не переехала на тракторе судебного пристава, — даже уголовного дела по статье, предусматривающей десять лет лишения свободы за «покушение на применение насилия в отношении представителя власти» не испугалась.

С упорством, достойным лучшего применения, отстаивает свою собственность и бывший сотрудник Института географии Владимир Донской. Центром его жизни оказался огромный (200 квадратных метров) гараж с двумя грузовиками — ЗиЛ и ГАЗ-63. Гараж Донской построил в 1994 году на землях, находившихся в федеральной собственности. И хоть стоял гараж в одном ряду с десятками других похожих, выход из него хозяин сделал в противоположную сторону — вместо территории гаражного кооператива ворота открываются на перекресток улиц Целинной и Помяловского. В 2005 году в этом районе была проложена теплотрасса от Ново-Иркутской ТЭЦ, к которой подключены, вероятно, многие сотни (если не тысячи) домов с десятками тысяч квартир. Общее благо стало в то же время и частной проблемой: выезд из гаража Донского теперь блокирован.

За прошедшие с той поры годы владельцу предлагали несколько решений — например, проложить трубу над гаражом или выкупить гараж за весьма крупную сумму. Но это же так банально… Владимир Донской отказался, потому что судиться оказалось гораздо интереснее, чем решить проблему. И даже сумел надстроить второй этаж гаража за одни сутки.

В конфликте есть азарт, есть тот самый адреналин, который привлекает некоторых людей больше, чем любые другие удовольствия. Донской получил то, о чем, вероятно, даже не мечтал на протяжении всей своей жизни: встречается с депутатами и чиновниками всех уровней, записывается на прием к прокурору области, обратился в Европейский суд по правам человека.

В конце концов он прославился и стал героем публикаций в СМИ. Автор одной такой заметки ухватил главное в образе своего визави: «Три года назад Владимир Александрович бросил работу, чтобы полностью посвятить себя борьбе». Точнее будет сказать, что Донской борется с тем, что дает городу и его жителям та самая труба, – с теплом и комфортом в тысячах домов. 

«Если так получится, что я уйду из жизни, то это будет единственным препятствием для того, чтобы продолжать борьбу. Других причин не вижу», — цитирует Донского журналист, не замечая прямую и очевидную историческую аналогию. 4 июня 2004 года владелец небольшой мастерской Марвин Химейер на своем бульдозере разрушил 13 зданий в американском городе Грэнби. Поводом стал конфликт с местным цементным заводом, которому Химейер хотел было сначала продать свой земельный участок (купленный десятком лет ранее за 42 тысячи долларов) за 250 тысяч, а потом потребовал миллион. Когда завод в конце концов обошелся без его участка, скупив всю землю по периметру, Химейер разнес полгорода и нанес его жителям ущерб на 7 млн долларов.

Неизвестно, куда заведут фантазия и фанатизм иркутских «собратьев» Марвина Химейера, но уже совершенные ими поступки по-настоящему пугают. Коммунальные системы велики, а ломать, как известно, проще, чем строить. Во избежание серьезных последствий городским властям и правоохранительным органам нужно вести себя активнее и защищать горожан от наиболее агрессивных частных собственников.

Константин Зверев, специально
для «Байкальских вестей»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии