Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Деньги не по назначению

12 мая, 2015

Областные депутаты пытаются исправить бюджетные ошибки

Комиссия по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области провела 28 апреля очередное заседание и рассмотрела результаты трех проверок, проведенных аудиторами Контрольно-счетной палаты Иркутской области. При проверке расходования средств областного бюджета, выделенных министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Службе государственного жилищного и строительного надзора и муниципальному образованию «Зиминский район» на образование, культуру и спорт, выявлены многочисленные нарушения.

Детский сад в нагрузку

С отчетом о проверке Зиминского района выступил заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Константин Янцер. По данным министерства финансов, Зиминский район получил на образование, культуру и спорт 232,9 млн рублей, в том числе 600 тыс. рублей субсидий. Объем выявленных нарушений составил 32 млн рублей, или 13 процентов от общей суммы, в том числе 23 млн — нарушения министерства финансов Иркутской области, 9 млн — нарушения администрации района. Среди нарушений встречаются экзотические: шести распорядителям бюджетных средств не были открыты лицевые счета, а детский сад «Подснежник» работал без лицензии.

Муниципальное образование, судя по отчету, нарушало законы не злонамеренно, а скорее по недосмотру и нерадивости отдельных чиновников. При проведении конкурса на лучший молодежный совет, например, победители получили подарочные карты на сумму 40 тыс. рублей, но списать их с баланса администрации просто забыли. Самым существенным нарушением стало направление средств субвенции на общее образование не по назначению: вместо учителей эти деньги получили работники централизованной бухгалтерии.

— Бухгалтерия обслуживает учреждения образования, но сама образовательным учреждением, конечно, не является, — подчеркнул Константин Янцер. — В областной бюджет нужно возвратить 8,86 млн рублей.

Мэр Зиминского районного муниципального образования Наталья Никитина признала нарушение и пояснила, что с 1 января 2015 года проблема решена. Само создание централизованной бухгалтерии мэр по-прежнему считает правильным решением, потому что оно привело к существенной экономии средств. Мэр считает, что бюджет района должен получать софинансирование на содержание бухгалтерии из областного бюджета, потому что при прежнем режиме работы (бухгалтер в каждой школе) расходы района на одну только зарплату были бы в два раза больше.

Ситуация с детским садом без лицензии и вовсе возникла не по вине администрации: садик был передан из ведения Министерства обороны, причем решение принималось едва ли не на уровне президента РФ. В результате на руках у администрации оказался детский сад, расположенный на территории воинской части, в который ходят всего 25 детей. Здание позволяет разместить в нем еще одну группу (что, разумеется, повысило бы эффективность расходования средств на содержание), но ближайший населенный пункт находится в 12 км, и до сих пор не нашлось желающих отправлять детей такого возраста на такое расстояние. Администрация района пообещала депутатам до 1 июня решить проблему с получением лицензии для детского сада.

Ни один чиновник не пострадал

Проверка работы министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок усложнялась тем, что ее проводили сразу за два предыдущих года, а в 2013 году ведомство работало всего лишь в статусе агентства. Финансирование в 2013 году составило 43 млн рублей, в 2014 году — 46,8 млн. Средняя заработная плата работников министерства в 2014 году составляла 51,7 тыс. рублей, что на 3,8 процента выше, чем было годом ранее. Общий объем нарушений составил 8,6 млн рублей, то есть 9 процентов бюджета ведомства. 

Нарушения, констатировала аудитор Контрольно-счетной палаты Ольга Ризман, были довольно странные. На проведение выставки «Госзаказ-2013» было запланировано более 3 млн рублей, а фактические расходы составили всего 135 тыс. Бюджетный кодекс предписывает чиновникам: составляйте реалистичные бюджеты — в данном случае планы ведомства получились с оттенком сюрреализма. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств, но вопреки всем требованиям законов бюджетная роспись не составлялась и не велась. Более 700 тыс. рублей министерство израсходовало в рамках своего бюджета, но не по тем статьям, на которые было запланировано.

Аудиторы зафиксировали многочисленные нарушения при начислении отпускных и материальной помощи. Например, отпускные следовало начислить за 18 дней, а начисляли за 20; работник брал день без содержания — а ему начисляли зарплату; при отправке в командировку срок определял не приказ по министерству, а какие-то другие соображения, что вело к увеличению срока и дополнительным расходам бюджета.

Выявлены и нарушения в той сфере, которая являлась для министерства главной, — в государственных закупках. В некоторых контрактах, заключенных министерством, не были прописаны штрафные санкции, что является нарушением закона. В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком не отправляли уведомление в службу государственного финансового контроля области. Нарушались сроки публикации уведомлений об изменениях условий закупок: вместо публикации за десять дней до события это делали в тот же день. Многочисленные нарушения зафиксированы в ведении бухгалтерского учета: не вовремя ставились на баланс основные средства и так далее.

Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Эдуард Мицкевич заверил депутатов: все нарушения устранены, с главного бухгалтера сняты некоторые функции, усилен контроль. Что касается выставки, то там Иркутская область должна была принимать участие в качестве экспонента, и министр решил, что везти в Москву стенд и баяниста для развлечения публики слишком дорого и неэффективно. Председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович посоветовал министру впредь лучше планировать работу ведомства и вообще быть аккуратнее с бюджетными деньгами.

— А то у нас одного мэра из-за десяти тысяч отстранили на два года и потом, слава богу, судили, — напомнил депутат чиновнику. — Вы вроде бы серьезное ведомство, имейте в виду — прокуратура будет вас проверять. Мы даем вам срок до 1 июня.

Докажи, что это важно

Акт проверки Службы жилищного и строительного надзора зачитала Ольга Ризман. Финансирование в 2013 году составляло 84 млн рублей, в 2014 году — 91 млн. При этом штатная численность не менялась, а функции изменились существенно. В 2014 году на службу возложили обязанности по проверке правильности начисления коммунальных расходов. И вот тут-то спокойная жизнь для чиновников закончилась: жители области пошли в ведомство нескончаемым потоком, объем работы вырос в разы, из-за чего количество проверок строящихся объектов пришлось сократить. Средняя заработная плата в ведомстве в 2014 году составила 55,7 тыс. рублей. Одновременно выросло и количество нарушений, которое составило 26,8 млн рублей, или 15 процентов от проверенных средств.

Премия за 2013 год была завышена на 1,25 млн рублей из-за двойного начисления районного коэффициента. Сотрудникам (коих в службе 108 человек) возмещали средства за проезд в общественном транспорте, что является нарушением указа губернатора, в соответствии с которым такие выплаты не производятся, если у ведомства есть служебный транспорт. У службы действительно есть шесть автомашин, но едва ли можно предположить, что все они будут заниматься доставкой работников на службы и обратно. В общем, что-то в указе не до конца продумано…

Что-то непонятное творится с обособленным подразделением службы в Братске. Формально его нет в штате службы, но 300 тыс. рублей в качестве дополнительного районного коэффициента из бюджета ушли. При премировании за выполнение особо важных задач не было ни критериев отнесения задания к важным, ни подтверждения их выполнения. Служба оплачивала расходы на личные телефоны работников, хотя все они снабжены служебными сим-картами. Особенно странной показалась аудиторам практика, при которой работник сначала оплачивал товары и услуги из личных средств, а потом ему возмещали эти суммы из бюджета ведомства.

— В отчете мы приводим пример, когда покупали бумагу по 136—200 рублей, в то время как у службы был договор на поставку бумаги по 132 рубля, — пояснила Ольга Ризман.

Геннадия Нестеровича в отчете КСП больше всего поразил тот факт, что при стабильном финансировании службы была допущена кредиторская задолженность по заработной плате. Руководитель службы Маргарита Ли призналась, что она сама не понимает, как это произошло, а главный бухгалтер ведомства, которая не смогла объяснить эту ситуацию своему начальнику, была уволена.

С марта 2015 года служба была разделена на два отдельных ведомства: Службу строительного надзора (руководитель – Маргарита Ли) и Службу государственного жилищного надзора Иркутской области (руководитель — Елена Федорова). Увы, госпожа Федорова не нашла времени для участия в заседании, чем председатель комиссии Геннадий Нестерович остался крайне недоволен. Ольга Ризман зачитала рекомендации службам, но не факт, что все они будут приняты и исполнены. Если просто фиксировать нарушения и никого не наказывать — чего бояться нарушителям?

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии