Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Министерство ответит за скальник?

26 октября, 2015

Конфликт между общественными активистами, выступающими за сохранение скальников Олхинского плато в первозданном виде, и ЗАО «Дорожник», имеющим официальную лицензию на разработку месторождения розового гранита в этом районе, перешел в юридическую плоскость.

14 октября в правительстве Иркутской области состоялась встреча, в которой приняли участие руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов, министр природных ресурсов и экологии Олег Кравчук, заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов, ведущий научный сотрудник Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН Татьяна Калихман, активист Антон Кузьмин и руководство ЗАО «Дорожник». После продолжительного разговора стороны заключили соглашение из трех пунктов, дающее возможность вести дальнейший диалог.

ООПТ сомнительного типа

Как рассказала в ходе пресс-конференции, состоявшейся 15 октября, Татьяна Калихман, прокуратура подаст иск в суд о запрете на дальнейшую разработку месторождения гранита и отзыве лицензии у ЗАО «Дорожник». Правительство Иркутской области за две недели до подачи иска получит все материалы, но к этому времени министерство природных ресурсов и экологии должно будет подготовить мотивированную позицию по сложившейся ситуации. Одновременно МПРиЭ должно будет начать подготовку документации для создания на Олхинском плато особо охраняемой природной территории со статусом природного парка. Общественные активисты тем временем продолжают постоянно наблюдать за положением дел на плато, поскольку, по их информации, тяжелая техника ЗАО «Дорожник» остается на месте работ и грузовики потихоньку вывозят уже добытый гранит к месту переработки.

— Чтобы была понятна предыстория этого конфликта, нужно сказать, что как туристический объект плато стало популярно в середине 1970-х годов, — пояснила Татьяна Калихман. — В 1980-1990-е годы велись неспешные разговоры о придании этой территории особого статуса, но в те годы были проблемы более актуальные, и до воплощения эти разговоры не дошли. В целом все сводилось к тому, что там можно создавать туристические базы, детские лагеря, тропы, базы отдыха и так далее. В 2002 году было даже подготовлено обоснование создания природного парка по просьбе администрации Шелеховского района, но в 2005 году участок со скальниками был отведен этой же администрацией ОАО «Дорожник» для добычи гранита. В 2007 году уже министерство природных ресурсов подтвердило лицензию (Татьяна Калихман ошибается: министерства в Иркутской области появились лишь в 2009 году. — Ред.), а в 2012 году ЗАО «Дорожник» приступило к добыче гранита. Тогда состоялся первый пикет общественности, и министр природных ресурсов Олег Кравчук, который на тот момент работал в должности министра всего два месяца, вышел к пикетчикам и сказал, что разберется в ситуации.


Прокуратура подаст иск в суд о запрете на дальнейшую разработку месторождения гранита на Олхинском плато и отзыве лицензии у ЗАО «Дорожник». Правительство Иркутской области за две недели до подачи иска получит все материалы, но к этому времени министерство природных ресурсов и экологии должно будет подготовить мотивированную позицию по сложившейся ситуации. Одновременно МПРиЭ должно будет начать подготовку документации для создания на Олхинском плато особо охраняемой природной территории со статусом природного парка.


Министр действительно разобрался. Уже в 2013 году состоялся аукцион на разработку проектной документации природного парка, но выиграла его компания, которая не имела ни опыта, ни необходимых специалистов. Деньги были возвращены в бюджет области, а парк так и остался мечтой туристов. В сентябре 2015 года ЗАО «Дорожник» приступило к разработке месторождения, и конфликт снова выплеснулся на улицы. На первый пикет правительство Сергея Ерощенко не отреагировало (поскольку было занято избирательной кампанией), а вот на второй пикет сразу вышел Дмитрий Чернышов и договорился о встрече с активистами и всеми заинтересованными сторонами — той самой встрече, которая состоялась 14 октября.

— После первого пикета у нас было ощущение, что мы не смогли привлечь внимание общественности, — поделился своими впечатлениями Антон Кузьмин. — Люди подходили, ставили подпись под петицией, но вместе с нами не оставались. Потом был пикет на самом скальнике, и лишь потом нам удалось привлечь внимание властей и начать диалог. Но даже после пикета ЗАО «Дорожник» ведет свои разработки, и, поскольку у них лицензия на 50 лет, они своего рано или поздно добьются, если их не остановить.

Что и говорить, группа защитников плато сделала все настолько криво и неправильно, что просто не устаешь удивляться. Не было налажено информирование граждан о проблеме (кроме небольших групп в социальных сетях), никто не озаботился рассылкой пресс-релизов в СМИ (что особенно странно, ведь в команде есть как минимум один профессиональный пиарщик), не было никаких разрешений на проведение массовых акций на месте опасных горных разработок — а ведь это могло закончиться трагедией. Даже сама мысль о том, что люди должны были присоединяться к пикету и превращать его из пикета в митинг, говорит о том, что активисты абсолютно не понимали, что они делают, почему именно так и к чему это может привести. Все это несколько снижает ценность других их инициатив и заявлений.

Как влезть в карман туриста

Отвечая на вопрос, к чему может привести создание ООПТ в районе Олхинского плато, Татьяна Калихман пояснила, что вход будет по-прежнему открыт для всех желающих. На территории парка будут запрещены любые разработки полезных ископаемых, в том числе общераспространенных (песок, гравий и т. д.), а за соблюдением закона будет следить небольшая администрация парка — «руководитель и человек десять работников». Разумеется, сразу встает вопрос финансирования, и вот тут мнения у защитников плато расходятся. Татьяна Калихман полагает, что это будет финансирование из бюджета области; Антон Кузьмин верит, что парк сможет зарабатывать на организации туристических мероприятий вместе с некими турфирмами (и продаже карт и сувениров), а директор компании «Спутник-Байкал» Константин Мамаджанов полагает, что можно и за вход деньги брать.

Татьяна Калихман отметила, что с 2015 года по решению Минприроды РФ плату за посещение природных парков можно брать без всяких проблем, но все парки решают этот вопрос на свой лад. В Бурятии парк «Шумак» бесплатный, в Красноярском крае парк «Ергаки» обходится посетителям в очень скромные суммы, а вот на Камчатке парки очень дорогие, но зато каждый посетитель получает в конце дневного маршрута отличное место для ночлега. Какой смысл платить за посещение Олхинского плато, находящегося в непосредственной близости от промышленного узла Шелехова, совершенно непонятно. Кроме единственного: если каждый выходной день этот район посещают не менее пятисот человек, то почему они должны бродить по лесу бесплатно?


Отвечая на вопрос, к чему может привести создание ООПТ в районе Олхинского плато, Татьяна Калихман пояснила, что вход будет по-прежнему открыт для всех желающих. На территории парка будут запрещены любые разработки полезных ископаемых, в том числе общераспространенных (песок, гравий и т. д.), а за соблюдением закона будет следить небольшая администрация парка — «руководитель и человек десять работников».


Впрочем, все эти рассуждения пока носят сугубо теоретический характер — до создания парка пройдет не менее года.

— Конкурс на разработку документации объявят не ранее мая, — рассуждает Татьяна Калихман. — В течение лета можно провести обследование, к октябрю закончить оформление документации, затем нужно пройти общественные слушания и государственную экологическую экспертизу. Парадокс нашего законодательства состоит в том, что на выдачу лицензии никакие экспертизы и слушания не нужны, а на создание ООПТ — нужно! В лучшем случае все документы будут готовы к концу 2016 года.

Перспектива создания пары десятков рабочих мест в туристическом бизнесе с сомнительной финансовой базой перечеркивает примерно 40 рабочих мест, созданных в ЗАО «Дорожник» специально под проект освоения месторождения гранита. Возможно, компании дадут новое месторождение в другом районе области, да и 40 рабочих — не так много для компании, в которой работают 900 человек, но общественники уже сегодня признают: в этой истории «Дорожник» — такой же пострадавший, как и туристы. А виновато, по их мнению, министерство природных ресурсов, которое сначала выдало лицензию, затем ее не отозвало и не довело до логического завершения историю с созданием ООПТ. Согласится ли с этой точкой зрения суд, станет известно не ранее декабря, потому что прокуратура взяла на подготовку своего иска месяц, а рассмотрение дела по существу может и затянуться.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии