Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Рождение в огне, или Союз металла и стекла

18 сентября, 2019

В иркутской Галерее ДИАС работает потрясающая по красоте выставка художественной эмали

 – Увидев выставку горячей эмали в Красноярске, я не смогла устоять, чтобы не привезти ее к нам. Это первая академическая выставка горячей эмали. Мы долго размышляли, как лучше разместить работы авторов, чтобы представить каждого как можно полнее, интереснее, ярче. Думаю, у нас получилось, – сказала на открытии выставки хозяйка галереи Диана Салацкая. – Горячая эмаль очень сложна в технике исполнения. Не многие авторы отваживаются работать с ней. Я много читала об этом, смотрела на Ютубе, расспрашивала знающих людей, но все равно мне непонятно, как можно сотворить столь немыслимое чудо!

8.jpg

Красиво, дорого, элитарно

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Работа обжигается в специальной печи. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой в зависимости от типа эмали: прозрачный или так называемый глухой – цветной непрозрачный слой эмали. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам.

Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры. Он может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали. Сложная техника исполнения, сложное и дорогостоящее оборудование, материалы и сырье делают произведение в технике художественной эмали редко встречаемым, дорогим и элитарным.

Каждый обжиг – новая реальность

После открытия выставки зрители разошлись рассматривать работы, которые радовали ни с чем несравнимой изысканностью и «обожженные» рисунки на медных и стальных пластинах нежно переливались своими объемными фактурами в отраженном свете.

 Произведения искусства в технике художественной эмали совершенно оригинальны и повторам, даже авторским, не подлежат, и даже самым высококлассным мастерам-эмальерам не удается безупречно повторить точь-в-точь даже самую простую работу, не говоря уже о больших композициях.

Только с годами художник накапливает опыт, который позволяет ему программировать на много шагов вперед наслоения эмалевой поверхности, чтобы получить все богатство цвета, разнообразие фактуры, изысканность графики. Порой он делает до двадцати обжигов. И каждый обжиг привносит что-то новое, неповторимое. Соавтором художника в этом процессе является огонь – очень высокая температура. Остывая, эмалевая поверхность на века сохраняет творческий замысел, размышления и переживания автора.

Картинки с выставки

Подхожу к работе Бориса Клочкова (Екатеринбург) «Нежность», на которой странная, с открытым и любопытным взглядом женщина с девичьими косичками прижимает к себе кота, а он, нежась, доверчиво протягивает к ней лапы, но, откинув голову, смотрит прямо в объектив. Дама удивительно напоминает писательницу Людмилу Петрушевскую. Точно подмечен ее стиль, облик, точность и ироничность натуры. А еще сравнение потому, что есть у нее такой рассказ про «Кота, который умел петь». Может быть, на картине именно он?

Привели в восторг богатством цвета и глубиной работы Сергея Андрейко (Иркутск) «Спас» и «Николай Чудотворец», с которых на нас смотрят серьезные, умные, все понимающие глаза великих мудрецов, знающие обо всех наших прошлых и будущих грехах и оставляющие нам надежду на покаяние. Очень порадовала его же эмаль «Трофей», на которой изображен большой и красивый, лоснящийся жиром камчатский лосось. Выловив такого, рыбак, наверное, остается счастливым на всю оставшуюся жизнь.

У художников-эмальеров всегда есть огромное желание сотворить немыслимое, новое, светящееся произведение. Но его желание в этой уникальной и трудоемкой технике исполнения – это лишь часть, поскольку здесь, как ни в какой иной технике, велика доля случая, похожего на Божественное провидение.

«Время собирать…». Так называется картина Натальи Чухловиной. Цитата ли это из Ветхого Завета, которая то ли наводит на мысли о собирании камней, то ли говорит о реальном сборе урожая двумя старательными фигурами, похожими на ангелов в белых широких одеждах? Не суть. По атмосфере, по тому, что я увидела, работа сильного эмоционального звучания и наводит на мысли о краткости человеческого пребывания на земле. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом…»

В том же духе ее великолепная работа «Идти за звездой». Романтически настроенный зритель, возможно, так и сделает, ведь так хорош и трогателен юный попутчик в скафандре, смахивающий на Маленького принца с далекой планеты. Смотрит на нас или сквозь нас, мысленно прокладывая будущий маршрут до ближайшей Галактики…

Прекрасна осень, и зима, и лето

А вот изящная эмаль на меди Светланы Хабибуллиной «Июль». Перед нами уголок зеленого июльского сада, когда в природе все налито светом, солнцем, летними соками. Внимание художника привлек свежий букет полевых цветов в стеклянной вазе, стоящий на маленьком овальном столике с зеленой скатертью. Рядом раскрытая недочитанная книга и венский стул. Через переданное художником отношение личной причастности, одухотворенности и правды создается ощущение, что человек, только что листавший книгу, секунду назад шагнул за рамки полотна и вот-вот появится вновь.

А как поэтична, графически тонка и выразительна решенная в карамельно-бежевых теплых тонах работа Инны Лемоновой из Екатеринбурга «Зима на бульваре». Большими снежными шапками укрыты дороги, крыши домов, кроны деревьев, дремлющих до весны. На город опустились сумерки, загорается в окнах теплый, манящий свет. Во всем мире тишина и покой, и ничто не нарушает эту сладкую дремоту. Только изредка вяло и негромко доносится с крыши ворчание двух старых ворон, примостившихся на антенне.

Тайна – колдовство – совершенство

По выставке можно еще долго ходить, смотреть, размышлять, к каким-то работам возвращаться вновь, понимая, как великолепна эта экспозиция. Рожденный в огне союз двух материалов – металла и стекла – завораживает.

Искусство эмальера – дело непростое. В нем есть тайна. Каждый раз замирает сердце мастера, когда он достает из печи светящееся огнем свое творение. А потом еще долго колдует над ним, доводя до совершенства. Затем оно отправляется на выставку, куда приходим мы, зрители: рассматриваем, оцениваем, любуемся, прикасаемся и приходим в полнейший восторг от этого чуда, от этой рукотворной красоты!

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Галереи ДИАС

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии