Уголок шахматиста. Шахматные юбилеи 2015 года
Выпуск № 10 (576).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов
Так получилось, что все круглые и полукруглые годы начала XX века оказались шахматными. И 1900-й, и 1905-й, и 1910-й уже вошли в нашу юбилейную хронику, и эту календарно-арифметическую последовательность иначе как чудесной и не назовешь. Ну не могли же наши шахматные предки предполагать, что спустя век кому-то придет в голову идея сделать такой вот обзор, а значит, им надо через каждые пять лет что-то обязательно публиковать в прессе.
Тем не менее все происходит именно так: каждые пять лет шахматная тема неизменно появлялась на страницах газет и журналов, тогда как в промежутках ничего могло и не быть. То есть шахматная жизнь, конечно, существовала, но информация о ней по каким-то причинам отсутствовала. Небольшим исключением стали, пожалуй, только 1906—1908 годы, по которым хоть и очень кратко, но что-то шахматное сообщалось (пусть даже и в виде объявлений). Но это-то как раз легко объяснимо: на эти годы пришелся пик деятельности недавно организованного Иркутского шахматного общества.
Год 1915-й
Во многих средствах массовой информации есть рубрики типа «Сто лет тому назад» (на радио «Эхо Москвы» она, к примеру, называется «Московские старости»). Вот и мы сегодня вернемся ровно на сто лет назад, чтобы посмотреть, какие шахматные события происходили в нашем городе.
Канул в Лету «образцово-показательный» 1913 год, уже год как шла Первая мировая война, на фронтах гибли тысячи людей (в том числе и многие шахматисты), и, казалось бы, людям было не до игр. И действительно, произошел значительный спад, причем в Сибири даже заметней, чем в более близких к театру боевых действий регионах. Увы, энергия 1913—1914 годов, когда в России произошел всплеск шахматной активности, под воздействием сложившейся ситуации постепенно выдохлась, и многие кружки и общества перешли, что называется, на голодный паек.
Проблемой, прежде всего, стали помещения. Все подходящие здания отдавались под нужды армии (а это и военные госпитали, и мобилизационные пункты, и экстренно создаваемые различные ускоренные курсы, и расквартирование военнослужащих), а вскоре еще и возникла трудноразрешимая проблема с размещением военнопленных, которые валом пошли с Запада.
Почти везде шахматисты перешли на частные квартиры. Это и в прежние годы не было редкостью, сейчас же и вовсе стало единственным способом выживания. Следовательно, уменьшилось и количество информации в газетах, так как шахматы ушли из публичного пространства. И вообще шахматная жизнь повсюду постепенно начала сворачиваться. Тем удивительней было обнаружить в июльском номере за 1915 год издававшегося в Москве журнала «Шахматный вестник» такое сообщение:
«Иркутск. Следующие сведения нам сообщают о шахматном кружке при местной духовной семинарии:
«В нынешнем учебном году шахматная жизнь протекала оживленнее, чем в прошлом году. Среди учащихся организовался — неофициально – шахматный кружок. В году было устроено 2 турнира: один из 7 участников по две партии каждый с каждым, другой из 11 участников по одной партии. Победителем первого турнира вышел Н.Литвинцев, победителями второго оказались П.Пляскин, Н.Литвинцев, С.Томилин, М.Симонов и Н.Трусенко. По окончании этих турниров думали организовать турнир учащихся г. Иркутска, но недостаток времени помешал это сделать в нынешнем году».
На фоне информации об открывшемся пятью годами раньше ученическом кружке в учительской семинарии эта новость вроде бы не должна быть столь уж важной. Но из нее мы впервые узнаем имена не только многих молодых шахматистов Иркутска тех лет (которым не было доступа к «взрослому» шахматному обществу), но и первых чемпионов среди них.
Восьмой тур конкурса
И вторая трехходовка (6-е задание) оказалась весьма крепким орешком — ход 1. Ла1! не все сумели найти. Отлично справились с заданием Леонид Геннадьевич Москвитин (Бирюсинск), Александр Михайлович Трескин, Владимир Сергеевич Романов, Евгений Львович Королев, Валерий Петрович Русанов, Игорь Ильич Гланц, Виктор Геннадьевич Кузнецов (Омская область, с. Дружино), Валерий Дмитриевич Макуха, Сергей Григорьевич Хомичев (Курган), Владимир Геннадьевич Жевлаков (Курган), Александр Ботороев, Василий Николаевич Юрьев, Геннадий Ефимович Леонов (Курган), Екатерина Полстянова (Курган).
Восьмое задание
Белые начинают и дают мат в три хода (срок решения — две недели).
Ждем ваши ответы по адресу:
664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а,
а также по телефону (3952) 209-604
каждую субботу с 18 до 20 часов.
E-mail: chess_ns@front.ru.
На фото: В 1915 году в иркутской духовной семинарии
был образован шахматный кружок, чемпионом которого
стал будущий читинский поэт Николай Михайлович Литвинцев
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.