Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Расскажите о том, чего нет

16 января, 2018


10.jpg

Первым общественно-политическим событием 2018 года на региональном уровне стало заседание комиссии по делам молодежи Общественной палаты Иркутской области, состоявшееся 11 января. Впрочем, это мероприятие было запланировано еще на ноябрь 2017 года, так что правильнее было бы назвать его не первым мероприятием нового, а последним мероприятием старого года.

Пиар почти не виден

С основным докладом «Каналы коммуникации власти с молодежью» выступил член Общественной палаты региона Павел Степанов. Анализ положения дел, выполненный экспертами палаты, опирался на ключевой постулат: органы власти — от федеральных до муниципальных — должны быть максимально открыты для общества, в том числе для молодежи. Цель государственной молодежной политики состоит в максимально полной социализации молодежи.

На 1 января 2018 года в Иркутской области проживает более 531 тыс. человек в возрасте от 14 до 35 лет. В опросе эксперта Елены Груздевой приняли участие 300 человек, из них с доверием к муниципальным властям относятся 26 процентов, ровно столько же совершенно не доверяют. Почти половина, 48 процентов, не имеет никакого представления о муниципальной молодежной политике, 41 процент не участвует ни в каких мероприятиях.

— Личный опыт в общественных проектах у этих ребят вообще ноль, — подчеркнул Павел Степанов. — Респонденты в первую очередь говорят о низкой информированности, потом идет недостаток свободного времени. Молодежной политике не хватает информационного сопровождения, пиара.

В дебрях Интернета

Всероссийские опросы показывают, что основная конкуренция за внимание молодежи среди каналов информирования идет между телевидением и Интернетом. При этом телевидение потеряло за последние пару лет 10 процентов, а 50 процентов респондентов пользуются только Интернетом. Пресса и радио сохраняют по 25 процентов, при этом местное радио более популярно, чем федеральное. А вот у прессы (газет, журналов) соотношение иное — 25 процентов читают федеральные СМИ, 22 процента — местные.

Сайты областных и федеральных органов власти признаны устаревшими, недостаточно информативными. Молодежь активно пользуется социальными сетями, причем молодежь уделяет внимание сети ВКонтакте, а люди старше 40 лет — «Одноклассникам». Отделы по делам молодежи работают с этими общедоступными и бесплатными ресурсами крайне слабо: по ключевым словам и названиям этих органов найти их невозможно, пользоваться хэштегами и другими инструментами чиновники, как правило, не умеют. Более того: большая часть муниципалитетов просто не имеет своих представительств в социальных сетях. Там, где такие сообщества есть, у них очень мало подписчиков: если среднее количество подписчиков в молодежных группах более 500, то у органов власти рекорд принадлежит министерству по молодежной политике — чуть более тысячи подписчиков.

— Это можно легко исправить, если нанять специалиста по маркетингу в социальных сетях, но это не сделано. Группы пустые, наполняются репостами из других источников, — отметил Павел Степанов. — В то же время все опросы говорят, что нужно делать ставку на молодежные организации, лидеров общественного мнения, друзей и знакомых.

Есть ли спрос на предложение?

Вместо того чтобы обсудить проблему с теми, кто в ней что-то понимает, то есть с представителями СМИ и тех самых общественных организаций, которые умеют решать проблему коммуникации, чиновники решили отложить вопросы и дискуссию на потом. Министр молодежной политики Александр Попов предложил пользоваться сайтом министерства, на котором есть и вкладка новостей из муниципальных образований, но сразу признал, что, скорее всего, уговорить молодежь пользоваться сайтом министерства не удастся.

— Разумеется, — прокомментировал эту реплику президент клуба молодых ученых «Альянс» Алексей Петров. — У вас же сайт не адаптирован для работы с мобильных устройств.

Дискуссия вокруг технических параметров работы сайта плавно перешла на содержание. Министр сообщил, что при скудных ресурсах министерства никак не удается найти человека, который согласился бы за 12 тыс. рублей писать интересные тексты. А раз так, то надо передать эту функцию общественным организациям — с таким предложением выступил представитель обкома Российского союза молодежи.

Депутат Законодательного собрания и экс-руководитель отдела по делам молодежи Усть-Илимска Артем Лобков поделился собственным опытом превращения скучного чиновничьего сайта в интересный молодежный проект, но, кажется, никого из участников не заинтересовал — большая часть слушателей (которым так и не удалось стать участниками) могла бы рассказать что-то не менее захватывающее. Просто делать это никто в органах власти не собирается.

Не решить, так запретить…

Специалист по пиару Владислав Шиндяев порекомендовал не модернизировать никакие сайты, потому что пользы в них нет и не будет.

— Представьте, что мне 15 лет. Где я на этом сайте? Что мне там делать? Есть там какие-то проекты? Ничего нет, — подвел неутешительный итог Шиндяев. — Там нет ничего для сотрудников вузов, для работающей молодежи. Кое-как мы сотрудничали с молодежным кадровым центром и центром борьбы с наркоманией. И все. Нужно, чтобы органы власти смотрели с точки зрения молодежи! А у вас отчет о работе с обращениями граждан — всего лишь за 2016 год, больше ничего нет. В какой социальной среде, с какими молодежными организациями вы сотрудничаете? Ничего нет. А ведь у вас в реестре 35 организаций. И надо еще понимать, что официальная регистрация для молодежного объединения — это скорее нонсенс. Молодежь живет в замкнутом пространстве сама по себе.

Члены Общественной палаты в глубокой задумчивости предложили создать некий общий портал — с участием и муниципалитетов, и ОП, и министерства. Аудитория отнеслась к предложению крайне скептично: без денег эту задачу не решить. Более того, многие руководители муниципальных образований прямо запрещают своим сотрудникам создавать страницы в социальных сетях, потому что это «не официальная страница администрации».

— Если будут рекомендации Общественной палаты, наверное, можно этот запрет обойти? — наивно поинтересовался председатель комиссии Сергей Киселев. Чиновники из муниципалитетов посмотрели на него с жалостью и недоумением: кто ж пойдет против работодателя?

Разговор «верхов» и «низов» завершился именно так, как и следовало ожидать: каждый остался при своем мнении, никакого общего знаменателя найти не удалось. Да никто и не пытался.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»  

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии