Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Тайна Майи Кристалинской

20 мая, 2013

 

 

В жизни всегда есть место таланту, всегда есть шанс. Каков он, талант? В чем его тайна? В умении преодолеть свое время? В неповторимости? Этого не знает никто. А может быть, напротив, тайна таланта известна — это любовь?

Любовь конкретна: за настоящим произведением всегда стоят эпоха,  личность и судьба. Достаточно услышать хорошую песню один раз — и навсегда запомнится интонация, голос исполнителя, время. Такая песня, о чем бы она ни была, всегда созвучна времени, она — ключ к своему времени.

Повернув этот ключ, мы сразу перенесемся туда, в другое измерение.

 

Вторая Майя

В начале 20-х годов прошлого века в Саратов из Могилева прибыл Владимир Григорьевич Кристалинский. Здесь он познакомился с Валентиной Яковлевной, дочкой лесника, приехавшей в город на Волге из-под Павлодара. Они поженились и вскоре перебрались в Москву, в небольшую комнату в коммунальной квартире на Новорязанской. Владимир поступил на учебу во ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские, стал работать «массовиком-затейником» при Всесоюзном обществе слепых. Сам Кристалинский видел очень плохо.

Он придумывал головоломки. Сохранилась его книжечка «Шутки-минутки. Набор фокусов и головоломок для детей», изданная в 1958 году. Валентина Яковлевна вела домашнее хозяйство. У них родилась дочь Майя, в два года она заболела и умерла.

Прошло несколько лет, и 24 февраля 1932 года в семье Кристалинских вновь родилась девочка. В память об умершей сестре ее назвали так же — Майей.

 

Уроки музыки

Еще до школы девочка не раз бывала в гостях у двоюродной сестры отца Лили (Лидии) Кристалинской (Златогоровой) — в Глинищевском переулке, 5/7, в квартире № 45. В доме царила музыка — тетя Лиля была певицей в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. А ее муж, Павел Гольдберг (Златогоров), служил режиссером в этом театре.

Дядя Паша подарил Майе детскую гармошку, и она по слуху подбирала песни, которые знала. С раннего школьного возраста она ходила с отцом в «тетин» театр, в том числе на представления с ее участием. Особенно ребенку запомнились спектакли зимы военного 1943 года.

 

В школе

В годы учебы — она ходила в школу № 634 на Басманной — Майя познакомилась, а вскоре и сблизилась с Валей Котелкиной, с которой ее связали долгие годы дружбы.

Возможно, в детстве она посещала хор Дома железнодорожников. Пела на уроках пения, а также на вечерах два-три раза в год, но в певицах не числилась. Майя была склонна к точным наукам, легко решала задачи по математике, физике. В старших классах часто сидела дома, обложившись газетами, читала. В годы войны она пристрастилась к вязанию — эта привычка сохранилась у нее на всю жизнь.

В 16 лет, в 1948 году, Майя получала паспорт. Нужно было заполнить графу «национальность» — по отцу или по матери. Она выбрала по отцу — еврейка. Мать была русской.

В июне 1950 года подруги получили уже аттестаты зрелости…

 

Куда пойти учиться?

В доме Кристалинских всегда звучало радио. Радио в то время — это и серия передач «Театр у микрофона», и классическая музыка. Театр и музыка могут повлиять на человека, если он открыт для этого влияния, если отвечает встречным движением. От Майи встречное движение было.

Но мечта и реальность обычно далеки друг от друга. В момент принятия ответственных решений жизнь, как правило, склоняет выбирающего к синице в руке, а не к журавлю в небе. Подругам, как это обычно бывает после окончания школы, нужно было решить, что делать дальше. Мыслей о том, чтобы пойти учиться музыке или театральному делу, у Майи не возникало, видимых предпосылок к этому у нее в тот момент не было. Зато предпосылки к точным и естественным наукам были заметны.

Возможно, над Майей довлела логика, подобная той, которая привела Анну Герман, человека одного поколения с Майей, на геологический факультет Вроцлавского университета, — привлекла прежде всего надежность профессии.

Подруги поступили в Московский государственный авиационный институт имени Серго Орджоникидзе, на инженерно-экономический факультет, избрав специальность «Экономика самолетостроения».

В МАИ Кристалинская училась с 1950 по 1955 год, ничем особенно не выделяясь, зачеты и экзамены сдавала в срок, случалось — и прогуливала. Словом, была как все.

Возникали проблемы по физкультуре: Майя не умела плавать. Однажды сдавать зачет по плаванию пришлось на открытой воде. Она как могла имитировала плавание, пробираясь ногами по дну, и  зачет получила.

 

Самодеятельная артистка

Поступив в институт, Майя, казалось, окончательно определилась с профессией. Но именно теперь ее чувствами все чаще овладевала мечта о журавле в небе.

Студенческие годы — не только лекции и сессии. В МАИ устраивали вечера, приуроченные к красным дням календаря, на которых выступали самодеятельные артисты. Майя стала принимать участие в таких концертах уже с первого курса. Об этом писал ее биограф, вероятно со слов Валентины Котелкиной. Возможно, первый такой вечер состоялся 7 ноября 1950 года. Она исполнила две песни, в том числе песню «На катке». Пела без микрофона. Коллеги дружно аплодировали.

Вскоре была создана агитбригада под руководством студента Л.Суриса, солистками которой стали Галина Карева, в будущем народная артистка России, и Майя Кристалинская. Концерты шли в агитпункте. Зрителями были жители близлежащих домов, пенсионеры, детвора.

 

В хоре

Майя записалась в хор факультета, которым руководила Ирина Орлова-Колик. Возможно, поддалась агитации — студентов всегда приглашают в хор, а может быть, и сама решила подучиться музыке. Два-три раза в неделю она ходила домой к Ирине на репетиции, выступала на концертах хора в клубе МАИ, на смотрах художественной самодеятельности.

В 1954-м Орлова-Колик ушла из института. Майя, чтобы не   расставаться с пением, в августе 1954 года прошла конкурс в хор московской молодежи ЦДРИ СССР — Центрального дома работников искусств. Коллективом руководила Елизавета Алексеевна Лобачева. И вновь, помимо репетиций в хоре, она ходила заниматься музыкой к Лобачевой домой, в коммунальную квартиру на Неглинной.

16 ноября 1954 года в актовом зале МГУ на Ленинских горах состоялся первый концерт хора. Об этом сообщила «Комсомольская правда». В хоре пела и Майя Кристалинская.

 

Холодный жаркий Новосибирск

В начале лета 1955 года подруги, Майя и Валентина, получили дипломы инженеров и направление на работу в Новосибирск, на авиационный завод. Молодые специалисты с чемоданами — кроме одежды они везли с собой кастрюли и утюги, погрузились в плацкартный вагон и выехали к месту работы. Дома у Майи остались родители и малолетняя сестра Аня.

В архиве Котелкиной сохранилось неотправленное письмо-отчет об этой поездке, которое приводит ее биограф. В дороге было жарко. Удивили безлесые, с жидкими березовыми рощами окрестности Новосибирска. А где же обещанная тайга? Поразил и город: на улицах встречались экипажи на конной тяге.

В отделе кадров их хотели определить плановиками. Подруги не согласились. Ночевали в «красном уголке». На другой день их поселили в комнату — настоящий «каземат» при бухгалтерии — и оформили старшими плановиками.

Первое же знакомство с цехом шокировало Валю и Майю не столько тем, что он был большой и грязный, сколько тем, что они услышали чудовищный мат из уст женщин.

Подруги смалодушничали — тут же решили все бросить и уехать! «Я держала речь, — вспоминала Валентина, — а Майка плакала». Переночевав на вокзале, они погрузились в московский поезд и отправились домой.

 

В КБ Яковлева

Едва девушки прибыли в Москву, пришла бумага от директора завода с требованием привлечь их к уголовной (!) ответственности как «самовольно оставивших место работы». Бумага легла на стол начальника главка Тер-Маркаряна, который еще вчера был рецензентом диплома Майи. Перед его светлыми очами подруги и предстали. Беглянок вызывал прокурор, их отчитывали на комиссии по трудоустройству, но все обошлось.

В течение месяца они каждый день ходили в главк и ожидали у двери, что кто-нибудь из посетителей начальника согласится взять их на работу. Их приняли в отдел аэродинамики конструкторского бюро Александра Сергеевича Яковлева.

Началась работа с полдевятого до полшестого, без опозданий даже на минуту, без перекуров и разговоров. Трудились над учебно-тренировочным самолетом Як-18А. А в обеденный перерыв, в свободное время, проводили концерты. Майя Кристалинская была их непременной участницей.

 

Лолита Торрес из «Первого шага»

В 1954-м в ЦДРИ был объявлен конкурс в эстрадную студию. Победителей зачисляли, в частности, в эстрадный ансамбль. В первом составе коллектива «Первый шаг» Кристалинской не было. Майя вошла в ансамбль, уже вернувшись из Новосибирска, не раньше конца августа — начала сентября 1955 года. Ее взяли без конкурса, прослушав «с листа» одну песню. Об этом рассказал ее биограф Гиммерверт со слов Д.И.Гридунова, в то время «политкуплетиста» коллектива. Хор Лобачевой Майе пришлось оставить.

В концертах «Первого шага» она исполняла зарубежные песни, обычно на языке оригинала, в частности, пела «голосом Лолиты Торрес» из кинофильма «Возраст любви». Майя точно имитировала звуки языка и мелодии.

В 1956 году началась подготовка к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Создать к празднику достойный оркестр ЦК комсомола поручил выпускнику консерватории Юрию Саульскому. Одной из солисток он выбрал Майю Кристалинскую.

Александр Маджаров, профессор, доктор исторических наук,
специально для «Байкальских вестей»

 

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии