Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Так в чем ты, русская душа?

15 марта, 2012

 

 

В Иркутске праздник — фестиваль народной музыки

 На сцене — ансамбль имени Николая Будашкина

 

14 марта в концертном зале Иркутской филармонии торжественно завершился Первый Российский фестиваль народной музыки «Байкальские струны». Фестиваль, ставший праздником и для сотен иркутян, и для тех исполнителей, которые выходили на сцену и радовали своим искусством всех, кто любит музыку, и для участников открытого Сибирского конкурса молодых мастеров «Байкальский кубок».


Слева направо: Евгений Скрипченко, Владимир Кореневский, Сергей Первухин

 

Каждый вечер, с 10 по 14 марта, в зале филармонии звучали домры и балалайки, баяны и гусли, словом, народные инструменты в разных сочетаниях, в том числе и с Губернаторским симфоническим оркестром! Это были концерты потрясающей энергетики, высочайшего мастерства, удивительного воздействия на слушателей, и зал то и дело, после каждого номера, взрывался бурей аплодисментов.

А в детской школе искусств и в зале музыкального колледжа шло конкурсное прослушивание молодых исполнителей — требовательное жюри выбирало лучших…

Невозможно подробно передать впечатления о каждом концерте, и мы расскажем лишь о некоторых эпизодах фестиваля.

Открывал фестиваль замечательный солист, балалаечник, лауреат международных конкурсов, народный артист России Андрей Горбачев. Он выступал и с Губернаторским симфоническим оркестром, и — во втором отделении — в составе «Классик-дуэта», который известен еще с 90-х годов. Это дуэт Андрея Горбачева с пианисткой Татьяной Ханиновой, заслуженной артисткой России.

Рассказывает художественный руководитель филармонии и одновременно – всего фестиваля музыковед Марина Токарская.

Взыскательное жюри со своим председателем Андреем Горбачевым (слева)

Губернаторский симфонический оркестр под управлением Илмара Лапиньша исполнял концерт Николая Будашкина, написанный для домры с оркестром. Но иркутский балалаечник Андрей Онищенко сделал блестящее переложение этого концерта для двух балалаек с оркестром. Андрей Горбачев и Андрей Онищенко солировали вдвоем – и это было виртуозно, блестяще! В их исполнении концерт Николая Будашкина стал ярким, красивым, замечательным открытием фестиваля!

Андрей Горбачев, которого называют первой балалайкой мира, исполнял концерт для мандолины с оркестром Ефрема Подгайца, в переложении для балалайки уже самого автора. Это одно из самых сложных произведений, написанное в современной манере, современным музыкальным языком, и написано ярко, оно — впервые в Иркутске! — было исполнено Андреем Горбачевым блестяще.

Великолепно прозвучал и «Классик-дуэт» (Андрей Горбачев и пианистка Татьяна Ханинова), с удивительным мастерством и неподражаемым юмором отыграл он свои номера — «Венецианский карнавал» Паганини и «Скерцо» Ефрема Подгайца. И снова — первое исполнение в Иркутске. Дело дошло до того, что русская народная песня зазвучала в джазовой обработке, а потом — концертная фантазия Игоря Фролова на темы оперы Гершвина «Порги и Бесс»… Словом, это был триумфальный концерт! Фестиваль, отмечает его художественный руководитель Марина Токарская, начался как настоящий праздник народной музыки, праздник народных инструментов, праздник виртуозов.

Двое молодых, задорных, мастерски владеющих инструментами музыкантов составили этот мини-коллектив — cибирский дуэт баянистов. Это солисты Новосибирской филармонии Александр Сироткин и Андрей Битюцких.

Куратор фестиваля и одна из его активных организаторов Оксана Усова говорит:

— Если посчитать, сколько у нас баянных дуэтов по России, — пальцев одной руки хватит. Это очень редкое направление, и как они развиваются! Просто классно. Потому что очень трудолюбивы; я знаю их со студенчества — они уже тогда занимались как черти, с утра и до вечера, не ходили ни в клубы, ни на дискотеки. Александр Сироткин и Андрей Битюцких учились у одного преподавателя. Как дуэт сложились не сразу. У Александр были разные эксперименты — по молодости он пытался организовать Пьяццолла-квартет, но четырех единомышленников он не нашел, а вот одного верного товарища нашел.

Первое выступление дуэта состоялось в сентябре 2007 года. Уже через год ребята стали лауреатами нескольких международных и российских конкурсов…

На концерте в Иркутске, а это был второй день фестиваля, музыканты показали широкий диапазон своих возможностей: при виртуозной игре на баянах они умудрялись шутить, демонстрировать владение другими, «подсобными» инструментами – то свирель, то губная гармонь, то якутский варган, то экзотический барабан шли в ход, обогащая основное звучание дополнительными красками. Зрители были в восторге…

Концерты — это праздник, но не будем забывать, что параллельно идет прослушивание открытого Сибирского конкурса молодых исполнителей на народных инструментах. Своими мыслями делится член жюри заслуженный артист России, профессор Красноярской академии музыки театра Сергей Найко, который курирует на конкурсе «Кубок Байкала» баянную секцию:

— Я могу говорить о том, что баянный конкурс, несомненно, удался. Что радует? Большое число участников младших категорий. Как правило, в таких случаях можно говорить о перспективе нашей профессии, ведь в более старших возрастных категориях количество участников обычно уменьшается, происходит отсев, отбор… Сегодня же нам удалось познакомиться со многими юными дарованиями, и многим мне бы хотелось пожелать светлого пути в жизни, чтобы они остались с этим инструментом, полюбили его и сумели войти с ним в нашу профессию. Замечательна инициатива иркутян, инициатива Андрея Горбачева в том, что в конкурс вошла номинация баян-аккордеон, и я этому очень рад — это способствует нашему дальнейшему развитию, решению наших самых животрепещущих проблем.

Об итогах говорить еще рано, но, просмотрев состав участников, могу сказать, что со многими из них приходилось встречаться на других конкурсах. Я часто бываю на детских творческих соревнованиях Сибири и вижу, что состав исполнителей обновляется, появляются новые интересные имена, видна очень хорошая, добротная работа педагогов, которые вступили на педагогическую стезю совсем недавно. Это говорит о том, что перспектива у нас есть, что мы динамично развиваемся.

Концерт ансамбля русских народных инструментов имени Николая Будашкина Забайкальской краевой филармонии, город Чита, назначен на вечер, а днем музыканты обживают сцену, примериваются к акустике зала, пробуют звуковую аппаратуру.

Состав ансамбля стандартный: две домры, малая и альтовая, баян, балалайка, гусли, контрабас. Музыканты — как на подбор, не состав, а созвездие: заслуженный артист России, два лауреата всероссийского конкурса, лауреат международного… Художественный руководитель ансамбля Сергей Колядин играет на малой домре, Алена Молчанова — на альтовой, Владимир Кореневский – на контрабасе и аккордеоне, Марина Габуния — на гуслях плюс баянист Евгений Скрипченко и балалаечник Сергей Первухин.

— Мы слушали ваши концерты четыре года назад, когда вы приезжали в Иркутск, и это было потрясающе и по уровню мастерства, и по самой режиссуре номеров. Чем сейчас ваш коллектив держит в тонусе своего слушателя, чем удивляете?

— Не могу сказать, что мы коренным образом изменили свою стилистику, — отвечает Сергей Колядин. — Мы идем в основном в том же русле, другое дело, что сложнее становятся сами произведения. Сложнее не по восприятию — по уровню исполнения. Допустим, сейчас в нашем репертуаре появилось крупное симфоническое произведение «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского. Оно написано для симфонического состава, а мы предлагаем его слушателю в нашем исполнении. Я не утверждаю, что мы достигаем того же уровня, что и симфонический оркестр, но звучание, во всяком случае в эмоциональном плане, мы передаем своеобразно и по-своему точно. Кроме того, у нас есть произведения современного французского автора Ришара Гальяно, он очень популярен сейчас и в России, и за рубежом, много гастролировал, и вот его произведения появились в нашем репертуаре. Почти наполовину программа наших концертов состоит из собственных обработок, переложений, ассоциаций на музыку того или иного композитора. Скажем, есть у нас ассоциации на Таривердиева или на произведения нескольких композиторов, сходные по тематике. Есть русская классика, эстрада, джаз, современная, популярная музыка…

— Сегодня многие российские исполнители, коллективы больше востребованы за рубежом, чем у себя на родине. Как у вас с этим обстоит?

— К сожалению, мы как раз не можем вырваться на запад… Для наших ребят такой занавес в районе Москвы воздвигнут, что не перепрыгнешь… (///Смеется/курсив///). Поэтому мы выезжаем в Монголию, в Японию, в Китай, хотя там совершенно другой менталитет, но у нас был ряд удачных концертов для публики, более или менее подготовленной для восприятия инструментальной музыки. Пекин, Харбин, северные территории этой страны.

А в общем, и по России стараемся много гастролировать, и востребованность есть.

— Какие перспективы у вашего коллектива?

— Могу сказать не столько о перспективах, сколько об экспериментах, которые мы проводим. Техническое обеспечение нас вполне удовлетворяет, но есть интерес к синтетическому звуку, то есть к расширению спектра звучания каждого инструмента в отдельности.

— Сегодня покажете свои эксперименты?

— Нет, сегодня мы покажем нашу радость по поводу приезда в Иркутск.

— Ваш концерт проходит в рамках фестиваля — насколько, по-вашему, это событие значимо в масштабах области, России? Нужен ли такой фестиваль?

— Обязательно нужен! То, что сейчас сделали в Иркутске, — это замечательно, и, думаю, сама по себе атмосфера Иркутска подстегнет многих молодых музыкантов. К тому же мы давно знали об этом конкурсе, и поскольку мы все преподаем в детских школах и колледжах, то неудивительно, что многие привезли сюда и своих учеников, своих студентов. Из Читы очень много приехало  выступающих… Поэтому, повторяю, про этот конкурс музыканты уже знают и стремятся попасть на него. И хорошо выступить!

— Ансамбль имени Будашкина — он же давно существует? — спрашиваем уже Оксану Усову.

— Да, он существует больше 20 лет. Николай Будашкин — не основатель его, а композитор. Ведь в начале двадцатого века была огромная проблема – найти репертуар для такого состава. Переделывали классику, но, по большому счету, репертуара не было. И вот — Будашкин, который столько написал для народных инструментов. К тому же он читинец, и это имя для его земляков очень значимо и любимо. И как признание высокого исполнительского уровня ансамблю и присвоили это имя — имя Николая Павловича Будашкина.

И вот на сцене — музыканты ансамбля, уже в вечерних концертных костюмах. Зажигательный, взрывной темперамент, экспрессия, виртуозное мастерство исполнителей ансамбля и подкупающий юмор — все это заставляло публику устраивать овации, дарить цветы; временами самые эмоциональные слушатели буквально стонали от восторга. Порой не укладывалось в голове: ну как, как русские гусли могут звучать совершенно по-испански? Как домра «заменяет» скрипку в знаменитом этюде Паганини? Есть ли вообще предел в выразительных способностях той же балалайки, домры, гуслей, баяна или в самом деле через них выражает себя сама русская душа?

И можно ли не любить, не восторгаться тем, как в руках музыкантов эти гусли, домра, балалайка разговаривают с нами — о самом разном и о самом главном, как поют и плачут, страдают и смеются?

А впереди закрытие фестиваля, с его блеском, сюрпризами, победителями, — и мы еще поговорим об этом.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести».
На фото:  Алена Молчанова;
Евгений Скрипченко;
Сергей Колядин 

 

 


 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии