Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Свадьба на бис

31 октября, 2011

 

 

 

В жизни Виктора Михайловича Спирина, которого с легкой руки писателя Хайрюзова называют «последний первый» (почему именно — дальше станет ясно), было немало ценного: золотые медали за спортивные достижения в студенчестве, бамовское «золотое звено», соединившее западный и центральный участки магистрали, к которой он имел самое непосредственное отношение; а теперь вот грядет золотая свадьба...

 

Волнующая дата совсем близко — 4 ноября золотая пара вспомнит событие пятидесятилетней давности: может быть, они достанут семейный альбом и найдут те, черно-белые еще фотографии, где они, юные, двадцатилетние, стройные, трогательные, влюбленные, решили соединить свои судьбы.

А мы встретились с Виктором Михайловичем незадолго до золотой свадьбы и попросили последнего первого секретаря Иркутского обкома партии вспомнить вехи его пути и поделиться этими воспоминаниями.

— Пока была руководящая партия — все вроде бы ясно, но когда не стало КПСС, после 1991-го, — как складывалась ваша дальнейшая жизнь?

— Я был еще избран депутатом Верховного Совета, и был в нашей истории обагренный кровью 93-й год... Когда правительство Ельцина расстреляло законодательную власть —помните, как стреляли по Белому дому? Весь мир был в шоке, и мы — тоже. Вот после 93-го года я живу с чистого листа...

Я пошел работать в Русско-Азиатский банк, который тогда только зарождался. Вообще, я по первому образованию строитель, а кроме того, окончил еще и финансово-экономический институт, академию при ЦК КПСС...  Одним словом, мы налаживали работу банка.

Потом я ушел оттуда, и мы организовали межрегиональный экономический союз, куда вошли девять регионов России от Находки до Москвы с центром в Иркутске. Меня избрали президентом. Работали мы по-крупному и достаточно успешно.

— Чем вы занимаетесь сейчас?

— Третий созыв — заместитель председателя областной общественной палаты, и здесь работы тоже хватает. У нас несколько комиссий — по экономическому развитию, по развитию местного самоуправления, по правоохранительным органам и правам человека... Я курирую работу пяти комиссий. Главная наша задача — развитие гражданского общества.

— Основные жизненные ценности — в вашем представлении? Идеалы, принципы, от которых вы не отступаете?

— Семья, дети, внуки... Честь, достоинство, уважение к человеку. Сейчас что-то другое происходит, духовность в обществе сошла на нет. Печально, но деньги стали править душами.

— А теперь познакомьте читателей с вашей супругой.

— Валентина Павловна, а для меня неизменно — Валюша, Валюшка. Мы познакомились в Ангарском строительном техникуме. Я могу смело сказать: мне повезло. Оказывается, так тоже бывает.

...Все начиналось и романтично, и вполне в духе времени.  После школы Виктор Спирин приехал в Иркутск из северной бурятской деревни, попал в город — как в другой мир: до того ни одной машины в глаза не видел — были только олени, кони...

— Словом, когда я впервые приехал в город — я «на лампочки дул», как надо мной потом шутили. Но я хотел стать строителем — и только! Искал политехнический институт и в этот период поисков поехал в Ангарск — и вдруг в Ангарске нахожу строительный техникум. Захожу — стоят два гипсовых гиганта... Такое впечатление произвело!

Ребята пустили меня в общежитие, я там жил четыре дня.  Сначала — нелегально, а потом меня взяли на работу, очищать общежитие после ремонта от строительного мусора. А вкалывать я умел, и меня сразу зауважали. Экзамены сдал хорошо, и меня приняли учиться.

Там же, в общежитии, в те первые четыре дня впервые увидел Валюшку. Смотрю — девчонки на площадке в баскетбол играют.  И она скачет — в футболке, в спортивных шортиках... А для меня — шок: у нас в деревне купались в платьях и штанах! Я глаз не мог отвести от нее, она буквально упала мне на сердце. И потом еще год к ней не мог подойти — такой она мне казалась величественной, неприступной. Да и как было решиться? На танцы я тогда не ходил — не в чем было, жил на одну стипендию, 23 рубля, спасибо Хрущеву — хлеб в столовках бесплатный был, это спасало... А помогать некому было — родители умерли рано... Вместе учились, вместе потом выпускались из техникума.

В студенчестве мы с Валюшкой занимались спортом — я борьбой, она баскетболом, выезжали на соревнования. Наш тренер по борьбе на меня виды имел: я не так долго у него позанимался и был уже кандидатом в мастера спорта, а тут — влюбился!  Тренер мне: эх ты, променял большой спорт...

— ...но он же тогда еще не знал, что вы променяли большой спорт на большую любовь!

— Потом меня — в армию на три года, но перед армией мы поженились. Нам было по 21 году. А уже после армии — снова вместе на учебу: институт вечерний вместе заканчивали. И я безмерно счастлив, что она, Валя, всегда со мной, в беде и радости.

Валя ведь тоже строитель, и куда бы меня ни переводили —всюду следовала за мной. Скажем, меня отправляли в Зиму, на строительство химкомбината в Саянске, — я был там замом у начальника строительства. Оттуда меня и назначили работать секретарем горкома партии. Я не хотел, упирался — я же никогда не был на партийной работе... А уже через шесть лет стал первым секретарем обкома КПСС.

А тут — Братск, Усть-Илимск, БАМ... Вся область — огромная строительная площадка. Приходилось бывать на разных объектах, помню — на БАМе почетным пассажиром ехал в поезде на укладку золотого звена... Кругом лица знакомые. Как подняли экономику! Мы тогда даже в Бодайбо построили завод крупнопанельного домостроения на 50 тысяч квадратных метров в год, такой же — в Усолье-Сибирском. Развернули жилищное строительство, миллион шестьсот тысяч «квадратов» ежегодно по области вводили. А сейчас 540 тысяч — и в ладоши хлопаем.

А музыкальный театр сдавали — это ж песня! Мы с Юрием Шкуропатом там дневали и ночевали: это был наш любимый объект.

— Любите ходить туда?

— Да, охотно бываю на спектаклях...

— Сейчас у вас, судя по фотографиям, уже взрослые дети. Сколько вашим сыновьям?

— Их зовут Вадим и Алексей, одному 45, другому 37. А вообще, я из большой семьи — нас было семеро детей, и я сам хотел иметь большую семью. Но вот сложилось: детей не так много, зато семью пополнили внуки. Старшие уже учатся —толковые ребята, развитые; самые младшие — Ванечка и Виталечка — почти ровесники, разница всего в четыре месяца.  Смотрятся иногда как близнецы. Виталик родился в день рождения Вали, 18 октября, — это Лена с Алешей подарили нам внука...

— Сыновья живут в Иркутске? На золотую свадьбу всех собираете?

— Да, оба в Иркутске. А на свадьбу придут все, кто сможет. У меня ведь много друзей — в Ангарске, Зиме, Челябинске...  Дружим со времен наших строек. Наверняка пришлют поздравления...

— Виктор Михайлович, в книге «Последний первый» о вас пишут как о заядлом охотнике. Неужели еще ходите с ружьем?

— На охоту — перестал, тяжеловато стало. На седьмом медведе почувствовал — здоровье уже не то. А до этого шестерых косолапых добыл — кого в берлоге, кого на воле, один шатун был...

Сейчас внуков воспитываю, чтобы мужиками росли. Приучаю ночевать в одиночку в шалаше у Ангары — пусть учатся преодолевать страх. Подстраховываю, конечно, но они об этом не знают.

Бываем с Валюшей на Байкале, на Ольхоне. Путешествовать с юности любили, в студенчестве в походы ходили, спускались на плотах по Китою. Иркут, Китой — серьезные реки, непросто по ним сплавляться. По молодости я бесшабашность проявлял, Валю с собой брал, маленького сынишку. Сейчас понимаю — это была глупость, сильно рисковал.

...Виктор Михайлович рассказывает, и чем дальше — тем больше убеждаешься: ему есть что вспомнить, есть чем поделиться. Время перелома в истории нашей страны не сломило его самого — и здесь, наверное, сыграла свою роль семья.  Это семья придавала ему уверенность в своих силах, стала для него надежным тылом, дала познать, что такое счастье.  Кажется, давно ли все это было?..

— И вот она — наша золотая свадьба, золотая середина... — улыбается Виктор Михайлович.

— Что для вас самое дорогое по прошествии стольких лет совместной жизни?

— Самое дорогое, что она — моя жена, подруга, любовь, — со мной. В любой ситуации. Что бы ни случилось.

Поздравляем и мы супругов Спириных — от имени всех, кто знает эту пару, эту семью. Здоровья, долголетия, счастья вам!

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото из домашнего архива семьи Спириных

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии