Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Спасти хоккей с мячом могут болельщики

25 Февраля, 2013

 

Так считает Владимир Матиенко, который в свое время
с их помощью спас иркутскую команду

 

«Вот я приехал как-то к одному из потенциальных крупных спонсоров, а он мне говорит: «А какой мне толк от вашей команды? Что вы мне дадите? Вы ко мне приедете на субботник или мебель потаскать?»

Игорь Зибарев, председатель правления Коми республиканской Федерации хоккея с мячом

На тему для статьи натолкнула судьба клуба «Строитель», для которого в Сыктывкаре так и не нашлось покровителя, который помог бы ему сохранить прописку в высшей лиге. Основной аргумент потенциальных спонсоров: «А что мы с этого заработаем?» Увы, ответить на это весьма сложно. Богатые люди — прежде всего коммерсанты, и разговор о благотворительности вряд ли станет для них решающим. Речь, конечно, не идет о возмещении затрат в денежном исчислении. Но при каком-то раскладе хоккей с мячом может стать привлекательным для спонсоров?

Этот вопрос мы задали Владимиру Матиенко, первому президенту клуба «Сибскана». Именно он в свое время стал тем самым спонсором, которому иркутская команда по хоккею с мячом «Локомотив», находившаяся на грани краха, оказалась нужна. Напомним, в 1992 году Восточно-Сибирская железная дорога объявила, что не в состоянии больше содержать команду мастеров. Тогда Владимир Матиенко, который в то время, как и сейчас, возглавлял областную федерацию хоккея с мячом, взялся помочь. На средства своей фирмы «Сибскана» он три года содержал хоккейную команду.

— Чтобы найти спонсора, нужно ему объяснить, в чем его выгода, – говорит Владимир Матиенко. — Любой бизнесмен должен понимать, какой ему смысл вкладывать деньги в ту или иную затею. Это не обязательно денежная отдача. Может быть и так: губернатор попросит бизнесмена помогать, а взамен обеспечит ему «зеленую улицу» относительно какого-то проекта. Когда я создавал клуб «Сибскана», то прекрасно понимал, что если просто прийти и сказать: «Ребята, дайте денег!», то никто нам ничего не даст. Разместить рекламу спонсора, объявить, что команда «Сибскана» играет благодаря ему, — вот на это уже можно клюнуть. Но только в том случае, когда на стадионе собирается большое количество людей. Первые три года фирма «Сибскана» выделяла все сто процентов финансирования команды, но я понимал, что мне не вытянуть хоккей таким способом.

Деньги фирмы Владимир Матиенко тратил не впустую: пока команда налаживала игру, завоевывала серебряные и бронзовые медали, он делал все возможное для привлечения зрителей на трибуны. Первым делом было решено подружиться со всеми средствами массовой информации. В клуб «Сибскана» постоянно приглашали журналистов, устраивали для них мероприятия, поили чаем, вручали сувениры. И вскоре освещать хоккей с мячом стало престижно. Журналисты соревновались между собой в подаче темы, и эта тема была благодарной: она гарантировала, что материал увидят и обсудят тысячи, десятки тысяч читателей и зрителей.

Владимир Матиенко первым в стране придумал сделать льготный вход для женщин. Иркутск в этом отношении стал пионером. До сих пор дамы проходят на игры «Байкал-Энергии» за половину стоимости билета, а в 1997 году Матиенко придумал сделать вход для женщин вообще бесплатным. К чему это привело? К тому, что дамы вдруг решили: а с какой стати сидеть дома, если они могут пойти на хоккей вместе с мужьями? Это сразу увеличило посещаемость почти на треть. Тогда же в клубе «Сибскана» сделали бесплатный вход для подростков до 14 лет. Совершенно беспроигрышный ход — вручать пригласительные билеты на «Сибскану» руководителям разных служб и предприятий. Если начальник на хоккее, то негоже подчиненным отставать от него! На игру ходили целыми цехами, отделами, студенческими группами.

Салюты в случае выигрыша команды тоже первыми появились в Иркутске: с каким ликованием болельщики узнали, что теперь смогут наблюдать фейерверки не только в День Победы, но и практически после каждого матча, прямо на своем любимом стадионе! Параллельно в городе шел социальный проект: одна за другой открывались детские хоккейные школы «Сибскана», куда стекались мальчишки всех социальных групп — и богатые, и бедные. Играть в хоккей нравилось всем.

Все это должно оправдать себя, думал Владимир Матиенко — и не ошибся: меры действительно окупились, да еще с лихвой. Бело-зеленое сумасшествие, которое заработало иркутскому стадиону «Труд» статус сибирской «Мараканы», а иркутским болельщикам — звание лучших в мире, имело и практическую выгоду. Прежде всего, на билетах клуб зарабатывал до полумиллиона за матч! Выручка составляла тогда около десяти миллионов за сезон — это треть годового бюджета клуба. А самое главное — хоккей с мячом уже можно было показывать потенциальным спонсорам. Теперь клубу было что предложить.

— Нам помогала и областная администрация, и городская, — вспоминает Владимир Матиенко, — были отдельные люди, которые помогали нам деньгами, спасибо им большое. Но не было крупного спонсора. И тогда я пошел к руководству Иркутскэнерго и сказал: «Посмотрите — вот полный стадион, вот детские корты, весь город играет в хоккей, смотрит хоккей, болеет за хоккей! Давайте помогать, потому что это дело, нужное людям!». И когда руководители Иркутскэнерго пришли на стадион, они просто ахнули, так их поразили до отказа забитые трибуны. И они поняли: да, это выгодно для их компании — стать спонсором такой команды. Затем команда опять попала в нелегкую финансовую ситуацию. Мои отношения с губернатором дали трещину, и денег на команду не выделял никто, кроме компании Иркутскэнерго.

Понимая, что вот-вот все рассыплется, я предложил Иркутскэнерго стать собственником клуба, — рассказывает Владимир Матиенко. — Решение было нелегким для меня. Это как, зная, что я своего ребенка прокормить не смогу, я должен, чтобы спасти от голодной смерти, отдать его в хорошую семью, где он всегда будет сыт. Без шуток — сердце кровью обливалось, когда принимал это решение, чтобы сохранить хоккейную команду. Я ее сохранил и очень рад, что Иркутскэнерго до сих пор выполняет свои обязательства. Но я более чем уверен: эта компания никогда бы не взяла нашу команду, если бы «Сибскана» не собирала полный стадион болельщиков, если бы жизнь команды так не освещалась по телевидению и в газетах, если бы хоккей не имел такого огромного общественного резонанса. Если бы тот же «Строитель» пользовался такой же популярностью, собирал столько или хотя бы вполовину столько болельщиков, то никто бы не посмел лишить его финансирования! А сейчас он пережил крах, и то же самое может пережить и «Байкал-Энергия».

Не странное ли заявление? Иркутская команда сейчас показывает хорошую игру (сейчас, через два года, ситуация изменилась в худшую сторону. — Прим. ред.), имеет отличную базу на стадионе «Рекорд», Иркутскэнерго исправно выполняет свои финансовые обязательства. Вот здесь-то и кроется опасность, считает Владимир Матиенко. И это относится не только к иркутской команде, но и к любому финансово благополучному клубу.

— Если говорить по сути, то сейчас болельщики не нужны ни спонсорам, ни команде, — говорит Владимир Александрович, — зарплата игроков от посещаемости не зависит. Премии не увеличиваются. Сейчас «Байкал-Энергия» избавлена от забот о хлебе насущном и нацелена исключительно на спортивный результат. С этой целью игры были перенесены на стадион «Рекорд», куда поедет не каждый, особенно с семьей, с детьми. А нам и клубу «Сибскана» позарез нужны были болельщики, потому что мы знали: без них нам никто денег не даст.

Сегодня команда «Байкал-Энергия» устроена, и слава богу. Есть база, раздевалки, тренажерный зал, все в одном месте. Так зачем им ездить на стадион «Труд»? Пускай болельщики едут к ним на «Рекорд» — сколько доедет. У «Сибсканы» же благополучие клуба напрямую зависело от ее поклонников: не будет болельщиков – не будет денег. И те четыре тысячи зрителей, которые сейчас заполняют трибуны на «Рекорде», ходили и на иркутский «Локомотив». Для «Сибсканы» такие цифры считались неявкой. Если четыре тысячи имеющихся сейчас болельщиков взять с «Рекорда» и переместить на «Труд», то их просто будет не видно.

Другой момент, который отмечает Матиенко, — это судьба детских хоккейных школ. В свое время они создавались, чтобы показать всем: хоккейный клуб «Сибскана» — это социальное явление в городе. Владимир Матиенко вспоминает:

— Корты и школы — это была одна из «фишек», из-за которых Иркутскэнерго согласилось взять команду «Сибскана». Потому что работали три десятка кортов, играли сотни, тысячи детей! Важно было показать социальную сторону такого явления, как хоккей с мячом в городе. Теперь закрыта значительная часть этих школ, так как от них нет реальной отдачи в виде пополнения для команды мастеров. Но, открывая детские школы «Сибскана», мы прежде всего имели в виду социальную составляющую: занять мальчишек, уберечь их от «наклонной».

Это не упрек кому-то, это действительность: в самом деле, сегодня благополучным клубам нет смысла бороться за посещаемость. Но, по мнению Владимира Матиенко, это — путь к концу.

 

Беседовала Ника Песчинская, bandynet.ru, 7 декабря 2010 года

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Вдали от шума городского…
«Байкал-Энергия» теперь выступает
на маленьком стадионе «Рекорд»,
но и его трибуны заполняются редко

 

Этой статье — более двух лет. Тем нагляднее ее содержание: прогнозы, высказанные тогда, сбываются…

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии