Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Соцзащита в атакующем стиле

03 Февраля, 2014

 

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ни по какой «табели о рангах» не считается первостепенным. Но для сотен тысяч жителей области именно сотрудники соцзащиты — лучшие друзья, надежная опора, а иной раз  и последняя надежда. О том, как живут органы социальной защиты и какая поддержка требуется им самим, рассказал в ходе пресс-конференции 27 января министр Владимир Родионов.

 

Каждый четвертый нуждается в помощи

Для жителей области 55 законами и другими нормативно-правовыми актами предусмотрено 93 меры социальной поддержки. В 2013 году эти меры обошлись областному бюджету в 17,47 млрд рублей, на 2014 год запланировано 19 млрд 250 млн — то есть по объемам социальная защита сопоставима с такими затратными сферами, как образование и здравоохранение. И это неудивительно: помощь получают 650 тысяч жителей области, то есть более 25 процентов ее населения. В это число входят и 233 тысячи инвалидов, которые требуют к себе особого внимания — и в повседневной жизни, и в профессиональной подготовке, и в процессе лечения.

Отдельного разговора заслуживают меры социальной поддержки семей, в том числе многодетных и малоимущих (зачастую, к сожалению, это синонимы). В 2013 году, рассказал министр Владимир Родионов, осуществлялись 32 социальные выплаты на сумму более 4 млрд рублей. В 2014 году малоимущие семьи, в которых с 1 января 2013 года родился третий или последующий ребенок, по достижении ребенком возраста 1,5 года и до 3 лет будет назначена дополнительная выплата. Тем, кто с 1 января 2011 года усыновил детей-сирот, через три года после вступления в силу решения об усыновлении будет выплачено по 100 тысяч единовременно.

Летней оздоровительной кампанией охвачено 260 тысяч детей, в том числе 157 тысяч детей, имеющих статус «в сложной жизненной ситуации». В 2013 году на финансирование этой задачи было потрачено 638 млн рублей, в том числе 515 млн рублей из областного бюджета и 112 млн — из федерального. В 2014 году, признал министр, федеральная помощь слегка сократится в объеме и составит 107 млн рублей, но это самая большая федеральная субсидия, если сравнить с другими регионами страны. Это говорит о том, что Иркутская область тщательнее других подошла к решению вопроса с организацией летнего отдыха, потому что в нашей стране действует четкое правило: размер федеральной помощи напрямую зависит от объема средств, выделенных руководством самого региона. В области, помимо большой суммы средств, многое сделано и в плане организации летнего отдыха. В 2013 году впервые организованы реабилитационные сезоны для семей, воспитывающих детей-инвалидов: 22 ребенка со сложными диагнозами (синдром Дауна, ДЦП, аутизм и т. д.), а также 17 детей и 11 родителей из замещающих семей побывали в летних лагерях.

В 2013 году министерству социального развития удалось добиться снижения количества детей-сирот — пусть на два процента (до 20 877), но все-таки многие дети находят новые семьи. В то же время существенно снизилось количество впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, — в 2012 году таких было 2628, а в 2013-м — уже 2308. За год в семьи устроено 17 949 детей, что на 1,5 процента, или на 271 ребенка, больше, чем годом ранее. Благодаря перепрофилированию двух домов-интернатов общего типа в специализированные заведения и открытию нового корпуса в Тулюшкинском психоневрологическом диспансере, очередь в психоневрологические интернаты за два последних года сократилась с 797 до 593 человек.

 


— У нас в министерстве работают 220 человек, всего в органах социальной защиты на территории области — более 12 тысяч, — поясняет Владимир Родионов. — Но зачастую ближайший к людям соцработник находится в райцентре, до которого сотни километров без дорог. Поэтому мы решили, что будем сокращать ставки в управлении и за счет этих внутренних резервов пригласим на работу около 300 социальных инспекторов, которые будут все на своей территории знать и за все отвечать. От местных органов власти нам нужно только рабочее место — кабинет и телефон. Людей, обязательно местных и обязательно с высшим образованием, мы найдем сами, пригласим их в наш центр профессиональной подготовки, и после этого они будут работать.
 

За помощью не нужно долго ехать

Вся повседневная работа министерства привела Владимира Родионова к новаторскому для Иркутской области решению: в отдаленных населенных пунктах области нужно создавать службу участковых социальных работников. Впервые эта идея возникла во время визита в Катангский и Киренский районы, где главы местных администраций — да и вообще никто на этой территории — не смогли объяснить министру, сколько инвалидов, одиноких пенсионеров, неблагополучных семей и других потенциальных «клиентов» социальной защиты находятся на этой территории. Решение было найдено быстро: в селах Преображенка и Петропавловское на работу были приглашены два местных жителя, которым теперь нужно будет оказывать односельчанам услуги, входящие в компетенцию органов социальной защиты.

— У нас в министерстве работают 220 человек, всего в органах социальной защиты на территории области — более 12 тысяч, — поясняет Владимир Родионов. — Но зачастую ближайший к людям соцработник находится в райцентре, до которого сотни километров без дорог. Поэтому мы решили, что будем сокращать ставки в управлении и за счет этих внутренних резервов пригласим на работу около 300 социальных инспекторов, которые будут все на своей территории знать и за все отвечать. От местных органов власти нам нужно только рабочее место — кабинет и телефон. Людей, обязательно местных и обязательно с высшим образованием, мы найдем сами, пригласим их в наш центр профессиональной подготовки, и после этого они будут работать. В прошлом году у нас появились два таких инспектора, в 2014 году планируем набрать 23.

«Первый блин» в одном из поселков, правда, оказался немного комом. Глава некоторое время не мог понять, что предложение министерства снимает с него большую головную боль — у людей, не желающих разбираться в сферах компетенции федеральных, региональных и местных властей, наконец-то появилась «жилетка», в которую можно поплакать. И кстати, создает дополнительное рабочее место — то есть налогоплательщика. Сейчас вроде бы, все вопросы решены, и инспектор приступил к работе.

Министр признал, что идея с введением должности социальных инспекторов не является уникальным ноу-хау Иркутской области, — нечто подобное уже существует в Забайкальском крае. Владимир Родионов общался со своим забайкальским коллегой лично, читал его статью в ведомственном журнале, но специфика нашей области (превосходящей край как по площади, так и по численности населения) дает о себе знать, и точно так же, как у соседей, у нас в любом случае не будет. И вот тогда уже наш опыт можно будет тиражировать, например, в Красноярском крае.

Впрочем, задачи, стоящие перед министерством, настолько велики, что важная и нужная работа по формированию «корпуса инспекторов» уходит в густую тень. В первую очередь министерству предстоит провести анализ эффективности действующих мер социальной защиты и на основе этого анализа провести реорганизацию структуры всей системы соцзащиты. В этой работе министерству очень сильно помогают сигналы с мест, и министр выражает благодарность всем средствам массовой информации, которые снимают телевизионные сюжеты и публикуют заметки о работе органов соцзащиты.

Благодарности заслужили и те издания, которые тиражируют уже сложившийся положительный опыт, участвуют в мероприятиях, организованных министерством, и вообще помогают сверх рамок профессиональных обязанностей. Надо сказать, что Владимир Родионов — первый в правительстве области министр, наглядно доказавший, что действительно внимательно относится к работе СМИ. А подобное отношение вызывает встречное желание и впредь помогать, чем только возможно.

 

Будет трудно — ты держись

В 2014 году министерство соцзащиты ставит перед собой амбициозную задачу реорганизации единственного в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке здания профессионального училища-интерната для инвалидов. Понимая, какое значение имеет здание, полностью отвечающее всем требованиям безбарьерной среды, министерство подготовило проектно-сметную документацию таким образом, чтобы впоследствии обновленным зданием могли пользоваться не только обучающиеся в ПТУ, но и все другие инвалиды. Остается надеяться, что это здание не останется единственным в области на долгие годы.

Вторая важнейшая задача — и вот она-то заведомо на много лет — заключается в строительстве современных зданий для социальных объектов. Сейчас многие такие здания, в том числе и те, где люди находятся круглые сутки, относятся к четвертой и пятой группам огнестойкости — то есть это старые деревянные строения, которые, к сожалению, в нашей стране горят с печальной регулярностью. Министерство попытается решить задачу строительства новых зданий по-новому — через механизмы частно-государственного партнерства, с минимальным привлечением бюджетных средств. Уже в 2014 году планируется возвести новое двухэтажное жилое здание Пуляевского психоневрологического интерната на 117 мест. Строительство будет идти с привлечением средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а его стоимость оценивается в 80 млн рублей.

Не до конца решена и задача по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших или умерших инвалидов войны. По состоянию на 1 января 2014 года в области проживало 6868 таких ветеранов, из которых только 60 не успели воспользоваться государственными программами по обеспечению жильем. Расходы на уже приобретенное жилье для ветеранов составили 7 млрд 561 млн рублей, в том числе в 2013 году — 210 млн, что позволило приобрести 174 квартиры. В ноябре область получила дополнительно 21,5 млн рублей, и органы соцзащиты выдали сертификаты еще 18 ветеранам. На приобретение еще 60 квартир в 2014 году  потребуется дополнительно 56 млн.

Очередь из детей-сирот к концу 2013 года состояла из 11 053 человек, в том числе старше 18 лет — 7618 человек. До 2010 года авторы областного бюджета средства на приобретение квартир для детей-сирот практически не выделяли. Затем в течение трех лет, с 2010 по 2012 год, было выделено 681 млн рублей, и это позволило обеспечить жильем 912 сирот. В прошлом году была наконец разработана и принята трехлетняя программа по обеспечению сирот жильем, и помимо 707 млн из областного бюджета на эти цели было получено 367 млн из бюджета федерального. Совместными усилиями двух бюджетов в течение прошлого года было приобретено 546 квартир, а в наступившем году их должно быть куплено не менее 910 — то есть столько же, сколько за три года при прошлом руководстве области. Владимир Родионов отметил, что цифры эти не окончательные: правительство области продолжает работать с федеральным правительством, и, может быть, сумму федеральной помощи удастся увеличить.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии