Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сны импрессиониста

20 октября, 2011

 

 

Новая выставка Алексея Рютина в галерее DiaS

 

Открывшаяся совсем недавно выставка в арт-галерее «ДиаS» для иркутян — второе знакомство с творчеством ангарчанина Алексея Рютина (помнится, была с год назад здесь же, в галерее Дианы Салацкой, выставка дуэта — работы Степана Шоболова и его, Рютина). Говорю об этом хотя бы потому, что некоторые его работы узнаются, вспоминаются с полувзгляда — и не потому, что взят какой-то экстраординарный сюжет, а потому что манера, рука художника чувствуется сразу.

 

Я говорю пока о его натюрмортах — в них, повторяю, ничего необычного — любимые художником вишни и черешни, груши, бутылки вина… Но то, как он едва обозначает их, не прописывая детально, придает его реализму некий импрессионистический взгляд на вещи, некую недосказанность, волнующую и возвышенную.

В нынешней экспозиции, однако, эти работы занимают не столько места и зрительского внимания — много полотен добавилось. Это и городской пейзаж — несколько работ, на которые обратили внимание и которые высоко оценили собратья-художники; это и портреты — совершенно в его, рютинском, духе, и многочастные композиции (он называет их полиптихами) — скажем, «Яблочный Спас».

…Из пяти живописных холстов выделяется центральная часть — что-то среднее между мирским портретом и иконописным изображением женского лица. Или — лика. Если сравнить с другими изображениями этого художника, то можно проследить даже какие-то его авторские «каноны», которых он придерживается, однажды открыв их для себя.

Узор из золотистых цветов и стеблей на глубоком темном фоне, как оклад, украшает и окружает лицо. Живой взгляд полуопущенных глаз, чувственные губы… Этот же фон с золотистыми цветами мы видим в работе «Жмурки» — те же чувственные губы, аристократическая женская внешность, «и в кольцах узкая рука»…

Эта аристократическая кисть с длинными пальцами и кольцами на каждом — еще на нескольких полотнах; на одном из них обозначено: «Рука ангела»…

Еще лицо (лик?): по всему — сама зеленоглазая Флора в венке из роз; но что-то другое имеет в виду автор — работа называется «Кто-то наблюдает за тобой…».

Да, Алексей Рютин абсолютно узнаваемый, хотя и разный: до реалистических подробностей выписано заячье лицо (именно лицо, не мордашка) — («Зайчиха»); а вот «Кошка» — это уже не кошка, а женский потрет, просто модель по характеру и отдельным чертам напоминает ее, грациозную, себе-на-уме…

И надо еще разобраться, почему «Весна» у Рютина — не юная и наивная, какой мы бы хотели ее увидеть, а сверхчувственная, женоподобная. С другой стороны, аллегория понятна: весна — пробуждение всего и вся, и женское начало торжествует…

Многие работы Алексея Рютина остаются загадками, которые еще предстоит понять, разглядеть, угадать. Как остается загадкой и тот факт, почему он так любит повторяться, тиражировать собственные ходы и находки.

А в целом выставка Алексея Рютина магически притягательна и, без сомнения, будет интересна как любителям, так и знатокам.

 

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии