Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сколько рублей вырублено?

16 апреля, 2012

 

 

В повестке дня заседания комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области, состоявшегося 11 апреля, значилось всего три вопроса.

 

Самым интересным и многообещающим, с учетом известных депутатам и правительству области обстоятельств, был отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных ГУ МВД России по Иркутской области в 2010—2011 годах на реализацию мер по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконными заготовкой и оборотом древесины на территории Иркутской области».

 

Лес рубят — деньги летят

Прямо в ходе предыдущей сессии ЗС депутаты изменили текст проекта постановления о борьбе правительства с незаконным оборотом древесины (исключительный случай!) и постановили считать ее неудовлетворительной. Косвенно постановление затрагивало и работу правоохранительных органов, без благожелательного молчания которых незаконная рубка древесины невозможна.

С отчетом о результатах проверки выступила аудитор Контрольно-счетной палаты Иркутской области Людмила Богданович. Финансирование мероприятий осуществлялось в рамках финансирования полиции общественной безопасности (в стандартном штатном расписании регионального управления полиции лесной полиции нет, ее пришлось «прятать» в штате ПОБ), так что в целом аудиторам пришлось проверить расходование 22 млн рублей.

В своем заключении они констатировали, что бороться с незаконным оборотом леса уполномочено агентство лесного хозяйства, но штатная численность министерства лесного комплекса, в которое входит агентство, не менялась долгое время — хотя полномочий и обязанностей чиновникам подбросили изрядно. Более того, было даже принято решение об увеличении штата, но в 2011 году оно так и не было выполнено.

Аудиторы выяснили, что министерство не пыталось проследить судьбу пунктов приемки древесины, которые подавали заявку на регистрацию, но вместо разрешения на работу получили список недостатков и больше в министерство не обращались. Только в одном районе области при этом работало 34 пункта приема древесины, из которых были зарегистрированы около 20.

Многие предприниматели не выплачивали наложенные на них штрафы и вообще игнорировали законодательство — как федеральное, так и областное. Чиновники, в свою очередь, получили средства на разработку регионального программного продукта для контроля передвижения лесного сырья, но в установленные сроки ее не закончили.

Как всегда, выяснилось, что полиции и лесникам не хватает средств на техническое оснащение, топливо и средства связи.  Лесная полиция в целом должна была получить 5,7 млн рублей, однако по каким-то причинам они были направлены — с разрешения правительства области — на другие нужды. При осуществлении ряда закупок были допущены нарушения федерального закона № 94 (закупки проводились без конкурса, часть средств передавалась наличными), а приобретенное имущество использовалось не по назначению.

Даже видавшие виды аудиторы КСП выразили удивление по поводу того, что реализация областного законодательства о мерах по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконными заготовкой и оборотом древесины, предполагала получение дополнительных средств в бюджет, но в 2011 году такие средства не поступали, да и в 2012 году их поступление не предусмотрено. В то же время суды по искам районных прокуроров уже взыскали более 9 млн рублей.

Начальник ГУВД генерал Алексей Обухов, тут же вспомнил депутат Валерий Лукин, в прошлом году обещал депутатам прирост доходов в районе 400 млн рублей. Представитель ГУВД в звании полковника тут же отметил, что полиция просила из бюджета 43 млн, а получила всего 22, — но вопреки ожиданиям депутатов не обещал вернуть в бюджет хотя бы 200 млн.

Комментарии министров финансов Алексея Зезули и лесного комплекса Николая Пенюшкина прозвучали буквально на бегу: министры торопились на собственные мероприятия и в очередной раз пообещали депутатам все исправить в ближайшее время — вот уже и программы написаны, и законопроекты подготовлены...

Выслушав ответы министров и оправдания ГУВД, депутаты констатировали, что доверительных отношений между Законодательным собранием и остальными ведомствами нет.  Проверки выявляют огромное количество не только грубых нарушений, но и мелких недочетов и отступлений от буквы закона, что складывается в общую атмосферу — мягко говоря, неблагоприятную для жизни и ведения бизнеса в регионе.

 

Лампочка Коха

Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2011 году на реализацию закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания специализированной дерматовенерологической, фтизиатрической, психиатрической, наркологической медицинской помощи», зачитанный аудитором Ольгой Ризман, содержал пассажи, достойные пера Салтыкова-Щедрина.

Некоторые муниципальные образования ухитрились перевыполнить план по оказанию столь специфических видов помощи, а в одном поселке ни глава местной администрации, ни главный врач психиатрической больницы не сообщили в министерство здравоохранения о том, что больница была надолго закрыта на ремонт.

Некоторые больные попали в списки получивших специализированную помощь дважды в одно и то же время, кое-где за счет средств, выделенных на лечение туберкулеза и венерических болезней, гасили долги за электроэнергию и покупали оргтехнику и мебель.

В сумме нецелевое расходование средств составило 2 млн рублей, и это далеко не предел, потому что опытные (с виду) главные врачи не выделяли специализированную помощь в отдельные строки — и теперь аудиторы не могут определить, как расходовались средства.

В некоторых районах фактическая стоимость психиатрической помощи составила 700 рублей и более, а норматив, установленный министерством здравоохранения, — 430 рублей; стоимость лекарств по отдельным видам заболевания реально составляла 75 рублей, а норматив — 120 рублей.

Аудиторы посоветовали министерству еще раз пересмотреть свои нормативы. Особенно потрясла депутатов одна цифра: расходы на питание больного туберкулезом оценивались в 48 рублей в день — эта сумма была названа смехотворной, а компетенция руководителей, допустивших такое положение дел, сомнительной.

Объяснения министерства здравоохранения, прозвучавшие в ходе заседания, не показались депутатам убедительными. Буквально со второго комментария тон депутатских выступлений стал повышенным, а замечания — все более язвительными.

Депутаты напомнили министерству, что несколько лет назад они сообщали правительству: нормативы финансирования специализированных видов помощи выполняются всего на 50 процентов, и констатировали, что за прошедшие годы ничего не изменилось. Депутат Валерий Лукин напомнил чиновникам, что в области есть закон об административном наказании за нарушение бюджетного законодательства, и поинтересовался: сколько чиновников наказано по итогам проведенной проверки?

Сотрудники министерства в ответ символически развели руками: они такую информацию до сих пор даже не запрашивали.

Депутаты сделали вывод, что министерство финансов, отвечающее за расходование средств бюджета, исполнять свои обязанности по контролю даже не планировало...

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии