Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Школьные новшества: от Москвы до Иркутска

23 сентября, 2013

 

С началом учебного года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», вызвавший неоднозначную реакцию общественности еще на этапе разработки проекта. Заместитель министра образования Прибайкалья Елена Осипова постаралась дать ответ на главный вопрос родителей, детей и учителей: чего ждать или даже бояться? На пресс-конференции 18 сентября она объяснила, что новый закон в первую очередь четко и детально описывает права и обязанности каждого участника образовательных отношений.

 

Центральные понятия

Немаловажной составляющей нового закона «Об образовании» является  создание единого понятийного аппарата. Именно с этого начала разговор с прессой Елена Осипова. По ее справедливому заявлению, оперируя только терминами, понимания достичь проще.

Итак, одно из центральных понятий — «образовательная организация». Единое определение для всех оных. Введение его, по словам заместителя министра образования, было острой необходимостью для приведения закона в соответствие с Трудовым кодексом. А слово «учреждение» и вовсе признали устаревшим.

Следующий блок — названия типов и видов образовательных организаций. Один из пунктов закона о правилах номинации повлек для некоторых реальные проблемы. Дело в том, что наименования «лицей» и «гимназия» в законе не встречаются. Эти учебные заведения до недавнего момента финансировались по особому принципу, с учетом специальных коэффициентов, предусматривающих большее количество курсов по выбору для ребят и большее количество часов по профильным предметам. Теперь финансирование будет осуществляться по среднему нормативу на каждого ученика точно так же, как в обычных школах. Сохранить гордое звание лицея можно лишь в названии, так сказать, в качестве бренда.

И если некоторые гимназии немногим отличаются от рядовых школ, то есть и такие, которые много лет оправдывают свое высокое звание. Последних, в каком-то смысле, можно назвать жертвами обстоятельств. Стимул развиваться, привлекать хорошие кадры и давать качественное образование теперь будет давать рейтингование, сообщила замминистра. Образовательные организации, получившие высокие оценки, могут рассчитывать на премии и гранты.

Вопрос о лицеях и гимназиях Елена Осипова назвала наиболее спорной позицией нового закона, но подчеркнула: их уравняли с остальными школами совершенно сознательно. Такая работа ведется в России уже не первый год.

— Хорошая школа в вывеске не нуждается, а финансирование приходит за учеником, а не за названием образовательной организации, — заявила Елена Александровна.

Новый закон предусматривает введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые заместитель главы минобразования Иркутской области назвала стержнем закона. Основная задача ФГОС обеспечить доступность качественного образования для любого жителя РФ независимо от места его проживания и социального статуса, гласит закон. Четко сформулированы требования к трем критериям: содержанию и структуре образовательной программы, условиям осуществления образовательного процесса, его результатам.

Далее, что касается терминологии, в новом законе разведены понятия сетевого, электронного и дистанционного образования. Тема актуальная для Иркутской области. В прошлом году в Приангарье стартовал проект «Телешкола» для одаренных детей. Обучаются дистанционно и дети-инвалиды, опыт нашего региона был признан одним из лучших в стране. Образование в таком режиме получают 536 обучающихся, уже есть выпускники.

Кроме того, появились такие понятия, как «безопасность школьной среды», «семейное образование», «образовательные кредиты» и т. д.

 


Наименования «лицей» и «гимназия» в новом законе не встречаются. Эти учебные заведения до недавнего момента финансировались по особому принципу, с учетом специальных коэффициентов, предусматривающих большее количество курсов по выбору для ребят и большее количество часов по профильным предметам. Теперь финансирование будет осуществляться по среднему нормативу на каждого ученика точно так же, как в обычных школах. Сохранить гордое звание лицея можно лишь в названии, так сказать, в качестве бренда.
 

Новшества на всех уровнях

Под иным углом в новом законе рассматриваются уровни образования: дошкольное, общее, профессиональное. Одно из принципиальных нововведений — признание дошкольного образования самостоятельной, полноценной ступенью. Отныне деятельность детских садов тоже регулируется государственными стандартами. Причем применительно как к процессу, так и к результату. В организации работы детских садов теперь выделяют два направления: образовательное и «присмотр и уход». Услуги из первой сферы будут предоставляться бесплатно, а вот за заботу платить будут мамы и папы. Однако, как пообещала Елена Осипова, роста родительской оплаты не предвидится. По крайней мере, до следующего года.

С финансами связан и главный вопрос, волнующий родителей школьников. Станут ли услуги общеобразовательных учреждений платными с вступлением в силу нового закона? Станут, но далеко не все.  А только те, что не входят в основную образовательную программу. Кстати, кроме уроков программа включает и внеурочную деятельность — некоторые секции и кружки. По стандартам нового закона бесплатных часов стало больше, правда, ненамного: 37 вместо 36 в неделю.

— Например, в школе преподают английский и немецкий языки, а родители хотят, чтобы ребенок знал еще и китайский. На сайте образовательной организации должен быть опубликован перечень платных услуг, и если запрос от родителей высок, то школа обеспечит реализацию потребности. Но китайский язык дети будут изучать за деньги. То же самое может коснуться хореографии или какой-либо особой гимнастики, — пояснила Елена Осипова.

Замминистра отметила, что закон-предшественник тоже допускал предоставление образовательных услуг на платной основе. Но только сверх стандартного набора дисциплин, и никак иначе. Министерство образования тщательно следит за выполнением этой нормы. Недавно в муниципалитеты Прибайкалья направили методическое письмо с напоминанием: платные услуги не могут предоставляться взамен тех, что финансируются из бюджета.

Еще несколько новшеств коснутся десяти- и одиннадцатиклассников. Например, школы с углубленным изучением каких-либо предметов теперь официально могут объявлять конкурсный отбор для старших классов. Из приятных моментов — срок действия результатов Единого государственного экзамена. Теперь их будут принимать в течение четырех лет.

Довольно радикальные перемены произошли и на следующем образовательном уровне. Начальное профессиональное образование интегрируется в среднее. Иными словами, организации, которые реализовывают  только программы начальной степени, будут ликвидироваться или войдут в состав учреждений среднего профессионального образования (техникумы, училища, колледжи).

Высшее образование закон старается приблизить к европейским и международными стандартам. Больше всего изменений претерпела аспирантура, законодательно признанная третьим уровнем «вышки». В подтверждение аспирант будет получать специальный документ, а зарплата его в годы аспирантуры устанавливается не меньше зарплаты молодого специалиста. Само обучение построено теперь по-другому. Например, возросло количество учебных часов с профессорско-преподавательским составом. Упомянула замминистра и «более жесткий учебный план». Но главное, диссертация больше не является основной целью работы.  Писать ее или нет — личное дело каждого.

 


Станут ли услуги общеобразовательных учреждений платными с вступлением в силу нового закона? Станут, но далеко не все.  А только те, что не входят в основную образовательную программу. Кстати, кроме уроков программа включает и внеурочную деятельность — некоторые секции и кружки. По стандартам нового закона бесплатных часов стало больше, правда, ненамного: 37 вместо 36 в неделю.
 

Права и обязанности

Возвращаясь к вопросу «Стоит ли опасаться?», дадим положительный ответ. Но действителен он только для нерадивых учеников. А бояться им надо исключения из школы. Раньше сделать это было очень трудно, практически невозможно. В законе было прописано: «только по решению педагогического совета при согласовании с комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав несовершеннолетних». За комиссией и оставалось последнее слово. Теперь школа может принять решение об исключении самостоятельно, а комиссию по делам несовершеннолетних надо просто поставить в известность.

Но, как отметила Елена Осипова, исключение было и остается самой крайней мерой. Прибегнуть к ней школа сможет, лишь попытавшись наладить ситуацию и, что немаловажно, не встретив инициативы со стороны ученика и его матери и отца.

В законе вообще жестко обозначена ответственность родителей. Замминистра комментирует:

— Акцент сместился: ответственность за получение образования в первую очередь несет семья, а не школа. Таким образом, закон защищает и педагога.

Еще одно хорошее известие для педагогических работников абсолютно всех учебных заведений — правительство намерено сократить объем бумажной «волокиты», на которую так часто жалуются преподаватели. Область получила субсидию из федерального бюджета на реализацию проекта по модернизации общего образования. Одно из его  требований — уменьшение количества форм отчетности. В основном учителя будут готовить документы, которые касаются их личной аттестации. Елена Осипова затруднилась ответить, насколько реально сократится документооборот, но призналась, что планы у федеральных властей амбициозные: «бумажек» должно стать в два раза меньше. Вот только неизвестно, какой срок уйдет у нашего региона на достижение этой цели.

Нельзя не упомянуть и еще об одной категории лиц, нуждающейся в особом внимании. Новый закон содержит норму получения инклюзивного образования. Согласно документу, образовательная организация должна обеспечить детям с особыми образовательными потребностями все условия для полноценного обучения. В Прибайкалье специализированные школы будут работать в Ангарске, Шелехове, Зиме, Усть-Куте. Всего в 30 школах области  в течение двух лет создавали подобающие условия: расширяли дверные проемы, подбирали высоту столов, закупали спецоборудование для детей с проблемами слуха и зрения. На это область потратила порядка 50 млн рублей.

— Я допускаю, что это не последняя редакция закона, — сказала в заключение Елена Осипова. — Уже сейчас понятно, что некоторые пункты нуждаются в уточнениях. Например, параметры профессионального стандарта или положение о стимулирующих выплатах преподавателям. Тем не менее мы должны эффективно работать с существующим законодательством.

Елена Пьянова, «Байкальские вести»

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии