Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Щедрая Белла

17 декабря, 2010


 

Заметки о жизни и творчестве Б.И. Левантовской

28 декабря 2010 года драматургу Белле Ильиничне Левантовской исполнилось бы 95 лет. Одиннадцать пьес написаны ею, сценические подмостки увидели лишь шесть: «Дмитрий Стоянов», «Под чужим именем», «От щедрости сердца», «Валерий Нечаев», «Терзания певчих птиц», «Доказательства любви». Некоторые из них были поставлены в Иркутском драматическом театре. Москва — МХАТ и драматический театр — приветила ее тоже. Герои пьес Левантовской жили на театральных сценах России, Украины, Белоруссии, Молдавии.

 

Мир становится сумеречным, если перестать удивляться, влюбляться, восхищаться, то есть открывать для себя новое или хорошо забытое старое. В 1972 году Восточно-Сибирское книжное издательство выпускает пьесы иркутских драматургов — Павла Маляревского, Беллы Левантовской, Александра Вампилова. В набор пьесы сданы в начале декабря 1971 года. Я хорошо помню, каким событием стало появление этой коробочки с помещенными в нее книжицами в мягкой обложке. Если быть честными, то всех интересовало больше всего имя Александра Вампилова, имена же Павла Маляревского и Беллы Левантовской казались несколько архаичными. Но проходит время, и глаза вычленяют «отложенные» имена: в 2009 году я с большим удовольствием заново открывала для себя Павла Григорьевича Маляревского, а в текущем—Беллу Ильиничну Левантовскую. Многие часы провела в ГАНИ ИО, встречалась со средней дочерью Беллы Ильиничны — иркутской поэтессой Людмилой Мироновной Бендер, работала в библиотеке Иркутского областного краеведческого музея, читала стихи и пьесы Левантовской…

Из того, что получила, вырисовывается следующая картина о жизни и творчестве иркутского драматурга Беллы Левантовской.

Отец, Илья Львович Левантовский, до и после революции работал лесничим, переехав в Москву — бухгалтером. Умер в 1943 году. Мать, Вера Исааковна Левантовская, — домашняя хозяйка, ушедшая из жизни в 1941 году. В семье росло четверо детей: три дочери и сын (у Беллы тоже четверо и тоже три девочки и мальчик).

Белла Левантовская родилась 28 декабря 1915 года в г. Соснице, Черниговской области (в одной из своих анкет она потом напишет, что знает белорусский и украинский языки). С 1926 года семья живет в Москве. Учится Белла в средней школе г. Кунцево. Последние два года обучения отмечены реорганизацией школы в химический техникум, который она заканчивает в 15 лет (в 1930 году), получив специальность техника-лаборанта.

Потом — Тульская химическая лаборатория, химкомбинат в Горьковской области, где она работает мастером в цехе аммиачной селитры, с 1932 года — Бобриковский химический комбинат в Подмосковье…

В Бобриках же Белла Левантовская впервые начала работать в газете, где состоялось ее знакомство с Николаем Дементьевым, оказавшим огромное влияние на ее творческую судьбу. В 1934 году она возвращается в Москву, становится литературным консультантом в журнале «Рост», печатая в нем и других альманахах стихи под литературным псевдонимом «Белла Бородина». Белла была членом московского городского комитета советских писателей, два года училась в Литературном институте им. А.Горького, из которого была исключена «за дружбу с поэтом Ярославом Смеляковым», высланным из Москвы. Подробности этого события неизвестны. Продолжая писать стихи, более их не публиковала.

В 1935 году выходит замуж за Мирона Акимовича Бендера, в то время — студента Московского авиационного института, впоследствии инженера на заводе № 24 им. М.В.Фрунзе. У них родилось четверо детей: Вера, Людмила и близнецы Саша и Маша.

 

Белла Ильинична Левантовская, начинавшая как поэт, стала драматургом, написала романы, которые кто и когда еще опубликует… Александр Вампилов стеснялся своих поэтических созданий, «стал последним великим русским драматургом ХХ века» и только задумывал писать роман. Литературная связь меж ними прослеживается: именно Б.И.Левантовская давала А.В.Вампилову рекомендацию для вступления в члены Союза советских писателей.

 

После свадьбы Белла и Мирон жили в комсомольской коммуне; Белла работала в технической библиотеке завода № 24, преподавала русский язык в ФЗО, перед самой войной по июль 1941-го работала в Сталинском районном парткабинете. Когда 22 июля начались фашистские бомбардировки столицы, всем женщинам, имеющим детей, было приказано в 24 часа оставить Москву.

Авиазавод, где работал Мирон Бендер, эвакуировали в Сибирь. Приехала сюда и семья Беллы. В Иркутске II с февраля 1942 и до конца войны Левантовская была ответственным секретарем многотиражной заводской газеты «Сталинец», писала фельетоны, очерки, стихи. Тогда же начала вырисовываться ее первая пьеса «Дмитрий Стоянов». С той поры, пишет Левантовская в автобиографии, она занимается только драматургией. И, несмотря на то, что комната в Москве в комсомольской коммуне для семьи Левантовской–Бендер сохранялась до 1947 года, в столицу они уже не возвращаются, прикипев душой к Сибири.

Без такого длинного вступления, написанного мною по мотивам ее автобиографии, пожалуй, невозможно понять творческую суть ее произведений. Таких, например, как включенные в книжицу малого формата, упомянутую в начале статьи, пьесы «От щедрости сердца» и «Терзания певчих птиц».

Пьесы густо населены персонажами, там обязательно присутствуют рабочие, строители, фронтовики, студенты… И если говорить конкретно об этих двух пьесах, то первая, несмотря на советизмы и некую назидательность, трогает меня и даже кажется по театральной тональности в чем-то схожей с пьесами советского классика Алексея Арбузова. Приведу два небольших отрывка из текста пьесы Б.И.Левантовской «От щедрости сердца».

«ЖЕНЯ. …Ходим по земле. Страдаем. Любим. Ссоримся по пустякам. А в мире существует смерть. Зачем друг друга терять? Из упрямства. Самолюбия. Глупости…

СКВОРЦОВА. Точно. Если человек горе большое пережил, он это понимает. Человек друг к дружке тесней держаться должен. Вот я в церкву хожу. Для интересу… Так вот священники об чем разъясняют…

СКВОРЦОВ. Затрещала…»...

«ЖЕНЯ (Один. Снимает со стены материнский портрет, ставит его на стол. Говорит просто). …Уж очень ты далеко от меня. Будь поближе. Рядом… Знаешь, почему-то больше всего помню детство. Когда болел и бредил, ты укладывала меня с собой. Сразу проходили кошмары, я спокойно засыпал. И выздоравливал. Надо будет Люське сказать, пусть прописывает рецепты тяжелобольным: материнское тепло в неограниченном количестве. Я брал твою доброту, тепло… Незаметно. Всю жизнь. Все отнимал. И отнял жизнь. Незаметно… А взамен? Что я давал тебе взамен? Нет, нет… Не буду каяться. Ты этого не любила. Не думай, ничего не пропало из того, что ты вложила в меня. Все твое—во мне. И я буду жить. Не для себя, мама. Это самая подлая жизнь, когда только для себя…»

Две небольшие цитаты из драмы в трех действиях, а думается про них: как драматург в то время сумела сказать про церковь; как исповедальный монолог героя мог бы походить на ее разговор с собственной матерью… Живые строки, дышащие: «щедрая Белла» делится с нами, это все и сейчас волнует.

Итак, Белла Ильинична Левантовская, начинавшая как поэт, стала драматургом, написала романы, которые кто и когда еще опубликует… Александр Вампилов стеснялся своих поэтических созданий, «стал последним великим русским драматургом ХХ века» и только задумывал писать роман. Литературная связь меж ними прослеживается: именно Б.И.Левантовская давала А.В.Вампилову рекомендацию для вступления в члены Союза советских писателей. Однако не все было просто в их отношениях.

Редактор Восточно-Сибирского книжного издательства Лина Викторовна Иоффе, относящаяся к Белле Ильиничне с безмерным уважением, рассказывала об обсуждении пьес Александра Вампилова на Читинском семинаре писателей Сибири и Дальнего Востока, где она присутствовала:

— Белла Ильинична всегда была честным, принципиальным человеком. Ничто не могло заставить ее, с достоинством и честью носящую свое имя, говорить то, чего она не думает. Смелости в суждениях ей тоже было не занимать. Но, как выяснилось, тогда, к началу 60-х, она еще не оценила пьес Вампилова так, как это произошло позднее. Обострение действительности эксцентрическими приемами, стремление к парадоксу, отсутствие однозначного положительного героя—всего этого она не принимала тогда и честно сказала об этом на семинаре, по сути поддержав отрицательное мнение о пьесе «Прощание в июне». Ей было непросто: Саня был близким приятелем ее дочери Людмилы, да и к творчеству Вампилова она относилась с интересом. Руководитель семинара Николай Кладо выразил резкое несогласие с мнением выступавших, заявив о Вампилове как о явлении в драматургии. Вскоре, по возвращении в Иркутск, их отношения приобрели новый характер. Думаю, Белле Ильиничне немало пришлось пережить, передумать, перечувствовать в связи с этой ситуацией.

Белла Левантовская во всех анкетах в графе «национальность» писала — «еврейка». Она умудрилась не вступить ни в пионерскую, ни в комсомольскую организации, лишь в период Великой Отечественной войны стала кандидатом, а затем и членом партии коммунистов. Характер, думается, не только щедрый, но и сильный: в протоколах заседаний круглых столов Иркутской писательской организации сохранились ее монологи: о пьесе Петра Реутского «Закон тайги» — очень жесткая критика; о книге Ю.Самсонова—отзыв начинает словами «Я безоговорочно люблю творчество Юрия Самсонова», а завершается — «… это очень опасный путь, и автора здесь необходимо предостеречь». Может быть, так же она хотела в свое время «предостеречь» и Вампилова?

Белла—младшая дочь своих родителей, однако она не была избалованным человеком. У Людмилы Бендер есть несколько стихотворений, посвященных матери. Чтобы подтвердить сказанное выше, позволю взять четверостишие из стихотворения, написанного 11 августа 1982 года:

Трудится в поте лица:
Полет, рыхлит и сажает.
Павшего духом отца
Силой своей заряжает.

Мужа и отца ее детей Мирона Акимовича Бендера не станет 12 октября 1982 года... Буквально днями получила в подарок от «Ветеранов комсомола» книгу «Третий трудовой. Очерки о ССО». Иркутск, 2010. Пролистывая ее, наткнулась на абзац статьи кандидата физико-математических наук, доцента, директора Астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева: «Развивалась и комиссарская работа. Я работал в лекторской группе отряда — читал в городе лекции о международном положении, о космонавтике. Лекторские группы стройотрядов ИГУ готовил старый, мудрый и всезнающий университетский международник Мирон Акимович Бендер, который многому нас научил» (с. 315).

А дача на станции Большой Луг, где хозяйничала драматург Белла Ильинична Левантовская, и сегодня собирает домочадцев… Дочери и сын Беллы и Мирона живы и чтут отца и мать своих.

Беллы Ильиничны не стало в ночь с 5 на 6 марта 1994 года. И дети похоронили родителей рядом на Ново-Ленинском еврейском кладбище. Память о них нетленна.

И я уверена: кто-нибудь когда-нибудь обязательно вернется к пьесам Беллы Левантовской, найдется и спонсор, который поможет издать неопубликованные романы. А обитатели квартир, в которых некогда жила Белла Левантовская (по адресам, найденным в бумагах: г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 23, кв. 15; г. Иркутск, ул. Красноармейская, д. 8, кв. 3), наверняка ощущают высокий дух бытия — там осталась ее аура, ее творческие планы.

И пусть мы все будем хоть немного счастливы…

Галина Солуянова, зав. отделом «Дом-музей А.Вампилова»,
заместитель председателя правления Иркутского областного фонда А.Вампилова ,
специально для «Байкальских вестей».

Фото из семейного архива Людмилы Бендер

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии