Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Шагая по жизни

24 марта, 2014

 

Окончание. Начало в № 10

 

Уже потом, в Иркутске, куда он едва вырвался, Евгений Деркач работал в разных жанрах и по разным направлениям. По своей первой геологической профессии мог написать репортаж или очерк о буровиках, шахтерах, золотодобытчиках. Позднее — о работе коллективов бригад или целого завода, с охотой бороздил речные просторы красавицы-Ангары на каком-нибудь теплоходе или поднимался в воздух на Ми-2, а уж попасть в тайгу к геологам, на драгу в Маракане или к лесозаготовителям —  он первый среди друзей-журналистов.

Работа на областном телевидении в программе «Приангарье» требовала оперативности и всеядности.  Спортивная молодость помогала разбираться в нюансах спортивных баталий, физическом и функциональном состоянии спортсмена или команды на определенном этапе подготовки или выступлений. Однако и газеты не забывались: почти в каждом номере какой-нибудь из областных, городских или районных газет появлялись его материалы о соревнованиях по легкой атлетике, спортивным играм, лыжному, конькобежному спорту.

Парадокс состоял в том, что высшего образования по журналистике Евгений Деркач не имел, хотя уже вступил в Союз журналистов СССР. На это обратил внимание председатель комитета по телевидению и радиовещанию Виктор Петрович Комаров. Пришлось окончить второй раз альма-матер, причем «ускоренными темпами».

Не удовлетворяла зарплата на телевидении, командировки по области, особенно в северные районы, отнимали много времени, оставляли минимум для семьи. И когда после большой передачи о шахтерах Черембасса раздался звонок с просьбой зайти к генеральному директору производственного объединения «Востсибуголь» Владимиру Захаровичу Беседину, Евгений не удивился, думая, что вызывают его на обсуждение затронутой темы, может быть, немного резкой — в его стиле. Однако генеральный предложил ему возглавить отдел научно-технической информации. Хороший оклад, интересная работа, возможность писать не только в газеты о шахтерах, но и в отраслевой журнал «Уголь», набирать материалы на будущую книгу приносили удовлетворение. Да и дела молодой руководитель смог быстро поправить. Подсчеты показали, что годовой план 1982 года коллектив отдела перевыполнил в полтора раза. Однако радость была недолгой: коллектив в 30 человек по каким-то экономическим причинам сокращают, а самого Евгения переводят на другое место работы — конечно же, с повышением. Он не мог проявить слабость и эгоизм по отношению к своим сотрудникам…

Найти новое место работы не составляло труда, ведь Евгений уже был востребованным специалистом. Однако он до сих пор не был членом КПСС, а потому не мог претендовать на место редактора одной из газет. Пришлось идти на компромисс — наладить работу радиовещания в Заларинском районе, чтобы быть принятым в партию, а после возвращения в Иркутск получить назначение редактором одной из газет. Пришлось поверить ответственным  товарищам из обкома партии.

Здесь его главным учителем и наставником стал редактор районной газеты «Сельская новь» Иван Фетисов, который был просто неутомим, практически никуда не ездил, не высовывал носа из редакции, кроме совещаний в райкоме партии, но знал в лицо каждого механизатора, каждую доярку, о делах каждого совхоза или колхоза. Мог дать характеристику председателю, директору, бригадиру, которые были уважаемыми людьми в области. Свое время новоявленный аграрий проводил преимущественно в командировках и уже за год многого достиг. Начал не только отличать рожь от пшеницы, других зерновых культур, но и разбираться в севообороте, качестве подготовки полей и комбайнов к новой страде, понимать структуру партийных, советских, сельскохозяйственных органов. Знал нормы высева, глубину пахоты, сроки сева, сенокоса, величину суточных надоев молока, привесов свиней и крупного рогатого скота. Но больше всего его интересовал внутренний мир окружающих его людей, их быт, взаимоотношение, родство с землей и природой. И не мешали материалам, а только подчеркивали величие людей отдельные мелочи-штрихи к портрету села: лужицы талой воды, труднопроходимая дорога до центра Заларей, старое запущенное кладбище, маленький, но уютный и необходимый мальчишкам стадион.

Может быть, именно поэтому газетные материалы, радиопередачи, которые слушали не только селяне, но и все жители области, вызывали хорошие отклики. Апофеозом же работы Деркача была высокая оценка его публикаций и радиопередач областным комитетом партии через областную газету «Восточно-Сибирская правда». Первый секретарь райкома партии Степан Окрушко на собрании «первички» в момент принятия журналиста кандидатом в члены КПСС  предложил поработать еще год-другой. Евгений наотрез отказался. Сельская тема не его стезя, больше тянет к производству, и скоро он снова вернется к темам промышленности и транспорта. Восемь раз его вызывал «первый» и восемь раз получал отказ от Евгения. Последний разговор хорошо запомнился «отказнику». Он смотрел на Степана Алексеевича и подмечал в его лице что-то новое. Улыбка осветила до этого суровое лицо Окрушко, за нею крылось что-то более серьезное — одержимость, убежденность, и это передавалось его оппоненту.

Он почувствовал себя в чем-то виноватым, ему захотелось той же веры в будущее села, той же мечтательности. В душе, соглашаясь с первым секретарем, он словно принимал на себя какое-то высшее обязательство, словно соглашался, что не учел всего. Да и какая разница, в какой он будет работать газете.  Главное — на любом месте, на любой работе надо нести ответственность  перед читателями, перед будущим, особенно если ты идеологический работник, хоть и без партийного билета.

— Я выполнил все условия обкома партии, но мне выдвинули новые условия. Я горожанин, жена работает не по специальности. Старшему сыну учителя сулят будущее математика. Ему надо продолжать учебу в хорошей школе, к тому же могу потерять квартиру в Иркутске, и никакой коттедж не заменит его семье.

— И ты, Евгений, пойми меня. Разве я имею право разбрасываться такими специалистами, как вы с женой. Она может и в школе преподавать, и руководить коллективом «Союзпечати». Предложила даже перевести все бухгалтерские расчеты на ЭВМ. И сделает это, если останетесь. А ты — завтрашний руководитель нашей газеты. Тебя полюбили люди…

Он и сам не понял, как начал работать именно в газете «Восточно-Сибирский путь». Ведь предлагали три-четыре других места. Знакомый, уважаемый в городе журналист Роберт Лютиков предложил присмотреться к дорожному изданию. Газета понравилась именно производственными темами. Его приняли корреспондентом, однако уже через два месяца он стал возглавлять производственный отдел. Вникал в железнодорожную тематику, а когда возник вопрос, кому быть редактором, то мнение руководителей дороги и профсоюза совпало — Евгений Васильевич Деркач. Поднимаясь со ступеньки на ступеньку, чуял мощь, силу, был уверен в своем месте. Не случайно тираж дорожной газеты рос как на дрожжах. И давно позабыты 20 тысяч экземпляров, которые он принял от своего предшественника. Мечтал начальник дороги Геннадий Павлович Комаров о 28 тысячах экземпляров — получи. Надо больше — делай газету интересной, действенной, обладающей определенной силой для человека, желающей и умеющей помочь ему конкретно. И 52 с лишним тысячи экземпляров стали итогом его и руководимого им коллектива — самый большой тираж среди отраслевых газет — далеко не самой большой магистрали в стране, опередивший и главную областную газету «Восточно-Сибирская правда».

Это не только «жим» начальства, как считали соперники — руководители других СМИ, это его планомерные беседы в трудовых коллективах, организация соревнования на лучшую подписку на предприятиях, тяжеленные сумки с призами-подарками, доставляемые коллективам-победителям во время его командировок, во время осенних и весенних комиссионных осмотров. Это и альтернативная подписка, когда доставка до читателя осуществлялась не за счет почтовых отделений связи.

Он гордится восстановлением легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Восточно-Сибирский путь». Его идею поддержали руководство дороги, профсоюзный комитет, ДФСК «Локомотив», ветераны спорта. Начинали с 300 участников в 1990 году, закончили при его руководстве газетой в 2005 году 2560 спортсменов со всех отделений дороги от Наушек до западного участка БАМа.

Дачный мирок в десяти километрах от Иркутска, внуки, работа над очередным материалом в газету, поездки за границу к сыну, изучение английского языка, катание на коньках — ему скучать не приходится. Евгений Деркач — по-прежнему журналист, весь в работе. По-другому почетный железнодорожник уже не может. Профессия журналиста прочно вошла в его жизненный уклад и продолжает быть главной и сегодня.

Ольга Столярова, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: С коллективом газеты. Евгений Деркач —
главный редактор «Восточно-Сибирского пути»;

Снимки — в номер!

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии