Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сетевые авантюры

17 Февраля, 2011

 

 

 

ЗАО «Братские электрические сети» не просто отказывается признать свершившийся факт утраты статуса гарантирующего поставщика — теперь ЗАО откровенно дезинформирует клиентов.

 

 

Краткая предыстория. Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 140 от 29 декабря 2009 года ЗАО БЭС  было лишено статуса гарантирующего поставщика. Разумеется, ЗАО БЭС пыталось отстоять «свою» территорию, но проиграло одно за другим все судебные разбирательства. 17 января 2011 года коллегия судей Высшего арбитражного суда Российской Федерации отказала ЗАО БЭС окончательно.

В этот же день ЗАО БЭС распространяет среди своих клиентов письмо, в котором сообщает, что работает уже 35 лет (интересная новость — акционерные общества в 1975 году…), и «за этот значительный срок мы стойко держали оборону против нападок монополиста». Легкое выпадение исторической памяти могло бы остаться внутренней проблемой руководства ЗАО и его клиентов, если бы не следующая фраза: «Служба по тарифам Иркутской области неправомерно лишила ЗАО БЭС статуса гарантирующего поставщика». Смелое заявление. Ни один журналист, например, никогда не рискнет написать такие слова, не имея на руках как минимум судебного решения о признании Службы по тарифам неправой в конкретном случае. Тут же все наоборот — ЗАО БЭС признает, что проиграло все суды по статусу гарантирующего поставщика, но продолжает упорствовать: решение неправомерно, потому что мы так считаем, и точка.

Какие аргументы можно использовать, если три суда отказались признать твою правоту, — вопрос непростой, однако ЗАО БЭС что-то там такое собрало на несколько исковых заявлений и сейчас ждет разбирательств в Арбитражном суде Москвы и Федеральной антимонопольной службе. Это несколько затягивает агонию, но если руководству компании так хочется, почему бы нет? Но, пользуясь проволочками, ЗАО БЭС делает свое дело — в том же письме клиентам сообщают, что «согласно статье 37 Федерального закона 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» потребитель свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии». Чистая правда, но интересно ведь, какие аргументы приводит продавец, чтобы привлечь покупателя.

Один говорит: «Купи у меня, потому что у меня дешево, удобно, есть дополнительные услуги». ЗАО БЭС сообщает: «Хотелось бы предупредить потребителей, что тотальный переход к монополисту и прекращение деятельности нашего предприятия может привести к навязыванию невыгодных условий, в том числе и штрафных санкций (что имеет место, например, в Красноярском крае)». Как говорится — где имение, где наводнение? В Красноярском крае свои проблемы, свои гарантирующие поставщики и свои отношения с потребителями. В Иркутской области – свои, и о ЗАО БЭС, например, можно рассказать несколько увлекательных вещей.

Можно, например, сравнить параметры, на которые любой покупатель обратит внимание в первую очередь, — цену товара. В январе 2010 года ЗАО БЭС отпускало 1 киловатт-час электроэнергии по одноставочному тарифу за 90, 53 копейки; другой гарантирующий поставщик, ООО «Иркутская энергосбытовая компания», — за 84,26 копейки. К концу третьего квартала отпускные цены вырастают — ЗАО БЭС продает за 1 рубль 11,04 копейки, «Иркутская энергосбытовая» — по 94,98 копейки. Таким образом, клиентам БЭС приходилось платить в январе на 7 процентов, а в сентябре — уже на 17 процентов больше, чем потребителям «Иркутской энергосбытовой компании». Это, кстати, не самое большое расхождение: в июле разрыв составлял от 21 до 25 процентов по всем группам клиентов. Лишенная статуса гарантирующего поставщика компания лишается и права приобретать электроэнергию на оптовом рынке, становясь, таким образом, лишь посредником между гарантирующим поставщиком и потребителем. А что делает посредник? Он берет свой процент за посредничество, с того и живет.

При этом в том же самом письме от 17 января ЗАО БЭС сообщает клиентам, что его сбытовая надбавка составляет все 1,26 копейки на киловатт. Что-то случилось за три месяца с сентября по январь? Кроме двух проигранных исков, вроде бы ничего. В дополнительном соглашении с клиентом, датированном тем же числом, разница между тарифами двух организаций оказывается уже другой — «1,26 копейки (без учета НДС)». Умножим несколько десятков тысяч киловатт  даже на эту, казалось бы, небольшую наценку посредника — и уже вырисовывается круглая сумма, которую клиенту придется платить непонятно зачем.

Ну да ладно, допустим, клиенту так почему-то хочется. Но он должен знать, что его поставщик не только утратил статус гарантирующего и потихоньку дезинформирует о размерах тарифа у другого поставщика, —  этот поставщик еще и не рассчитывается за ту самую энергию, которую он перепродает: в январе долг ЗАО БЭС перед Иркутскэнергосбытом составлял 23 млн рублей, а в феврале — уже 213 млн. Зачем так резко наращивать сумму долга? Объяснение напрашивается только одно: понимая, что дело безнадежно, статус гарантирующего поставщика и выход на оптовый рынок не вернуть, руководство ЗАО БЭС готовится банально кинуть своих поставщиков и потребителей в классическом стиле всех организаторов финансовых пирамид от печального знаменитого МММ до безвестных авантюристов рангом поменьше.

Пора признаться, что затянувшаяся сверх всякой меры эпопея ЗАО БЭС успела уже изрядно поднадоесть всем, кто наблюдает за ней со стороны или, того хуже, вынужден участвовать в ней лично. Остается только надеяться, что в ближайшее время суды — в том числе и те, куда обратились поставщики ЗАО БЭС, уставшие ждать возвращения долга, — вынесут свои решения, контролирующие органы наведут порядок в отношениях потребителей и поставщиков и долгожданный мир наконец-то восстановится на территории, которую ЗАО БЭС, ставшее жертвой собственного руководства, утратило. Хочется надеяться, что компетентные специалисты разберутся в том, откуда у руководства ЗАО такая склонность к авантюрному поведению.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии