Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Жилин – великолепие пространства

26 мая, 2020

Окончание. Начало в № 19

Тут звонок телефона прервал нашу беседу, Сергей отвлекся на время, а я подошла к только что упомянутой им «Масленице». Многофигурное полотно, наполненное экспрессией, общим ритмом, веселым шумным движением, и когда смотришь на него долго, завораживающий ритм подхватывает и увлекает за собой. Хочется встроиться в эту праздничную толпу людей с трубами, раствориться в ней, стать частью древнеславянского языческого праздника, провожающего зиму и радостными возгласами призывающего весну. Лица идущих, вернее – лики, сосредоточенны, одухотворенны и выражают радость. Широко и плотно написана почва, по которой ступает или почти плывет праздничное торжественное шествие. Ярка и многоцветна гамма одежд, узоров, кушаков, головных уборов, над которыми весело возвышается чучело масленицы. На переднем плане нам доверчиво улыбается одетая в цветастую узорную шубейку и валенки веселая девочка, раскинувшая руки для объятий.

1х.jpg

Любопытна фигура черного кота, бегущего впереди праздничного шествия, который увлечен общим ритмом и энергетикой людей. Здесь, я думаю, художник позволил себе улыбнуться, добавив иронии и подмигнув нам. В картине нет какой-то нарочитой историчности, но все реальное в ней, от праздничных фигур до едва видимых глазу далеких деревьев и изб, овеяно поэтическим настроением сказочного, далекого прошлого.

Полновластно царит музыкально-ритмическое начало в полотне «Березовый лес». Очертания стройных стволов, напоминающих трубы мощного органа, припорошенный снегом лес, пробивающееся робкое солнце, выглядывающее из-за зелени ветвей. Мазки стремительны и динамичны. Холодный ясный колорит строится на гармонии бесчисленных оттенков – зеленовато-оливковых, серебристо-голубых, вкраплений розового и желтого.

2х.jpg

Каждый пейзаж Сергея Жилина – это пейзаж-настроение, полный тонкой, интимной задушевности. Полотно «Цветущий луг» сверкает богатством красочной яркой палитры, звучит перезвоном веселых пятен цвета. Одного беглого взгляда достаточно, чтобы улыбнуться, почувствовать аромат и легкий свежий ветер, раскачивающий головки ярких цветов, плотно разросшихся на клумбе. Звучание картины наполнено поэзией, приподнято-радостным чувством.

3х.jpg

Уравновешивает картину с пестрым первым планом – второй, не менее живописный, построенный на контрасте с первым, где вдоль желтой песочной дорожки растут невысокие крепкие деревья, освещенные солнцем. За ними стеной встают следующие, поднимаясь к самому небу. Мир прекрасен и гармоничен – таково настроение этой жизнерадостной работы. Несравненный колористический дар художника проявляется здесь, как всегда, ярко и своеобразно, и любой пейзажный мотив превращается у него в поэтический. Он пишет их много при разной погоде и в разное время года, пишет такими, какими они открываются его взору и состоянию души.

Очень убедителен, достоверен «Портрет поэта и мецената Виктора Бронштейна». Фигура легка, в динамике, хотя поза достаточно статична, но наполнена внутренней энергией, раскованностью, свободой, движением. Форма строится художником с помощью плавных цветовых переходов света и тени. Прекрасно выписана одежда: четко передана фактура светло-голубого пиджака, темных брюк, узкой полосы белой сорочки, тонкой оправы очков. Замечательно подмечен и передан характерный жест портретируемого – одна рука в кармане, другой, свободной, он жестикулирует, чтоб подкрепить и сделать весомее слово.

4х.jpg

А вот удивительный «Портрет Бориса Десяткина». Он кажется мгновенно увиденным и так же стремительно запечатленным на холсте. Колоритна неординарная внешность: широкий нос с раздутыми ноздрями, маленькие, чуть удлиненные глаза-буравчики смотрят пронзительно и глубоко, проникая в самую суть человека, рыжие усы и борода, плотной массой падают длинные черные волосы, обрамляющие сильное волевое лицо. Он будто проходит мимо нас, совсем рядом, приблизив лицо и сверкнув глазами, на мгновение оказавшись в «кадре», впечатывая свой облик в нашу память. Есть в нем что-то демоническое, масштабное, самобытное, что заложено художником в этот портрет.

5х.jpg

– А вас устраивает направление, выбранное вами? Хочется куда-то в сторону шагнуть и попробовать иной путь, иной стиль?

– Наверное, каждый художник думает об этом. Вдруг увидел пейзаж, портрет, сюжетную композицию. В голове складывается общий клубок мыслей, впечатлений, ты их постепенно отсеиваешь и в итоге понимаешь, что нужно, и потом возникает вопрос: как. Я и ученикам всегда говорил, что идею, какой-то рассказ найти несложно, это элементарно. Другой вопрос – найти изобразительный ход: как это сделать?

Сейчас, на мой взгляд, во многих видах и течениях искусства заметна определенная потеря гармонии между человеком и природой. Это всегда происходит на сломе эпох, в период кризисов и катаклизмов, смутного времени. Казалось бы, пройден определенный, большой исторический путь и мы должны от одной формы перейти к более совершенной, должны развиваться. Но получается, что, наоборот, происходит деградация, декаданс, упадок.

– А диалектика говорит, что мы должны развиваться, и желательно вверх…

– Наврали нам с диалектикой. Обманули. Сейчас мы попали в промежуточную трясину, в страшное время. Изобразительное искусство после эпохи Ренессанса тоже шло к закату: удлинение форм, утрированное изображение, излишняя эстетизация. Родился даже термин такой – маньеризм. Попадание во временной капкан. Я стараюсь не дать себе попасть в этот капкан, остаюсь верен себе, своей профессии.

А по большому счету, искусство – это большой обман и великое надувательство. (Улыбается) Дурят нашего брата! Что музыка, что живопись, что поэзия, что театр… Люди верят в придуманный для них мир, и им нравится, когда их так красиво обманывают. Но этот «обман» лечит душу. Посмотрите на эту картину, это трехмерное пространство – длина, ширина, а глубины-то нет. Но как смотрится!

– Но это прекрасное «надувательство». Когда это трогает сердце, вызывает положительные, яркие эмоции. Человеку это нужно!

 – Был я в дипломной комиссии в училище искусств в прошлом году. Посмотрел на выпускников. Очень хорошая смена подрастает. Например, запомнились два интересных, сильных выпускника – Глеб Иваний и Аня Макарова.

– Про работу Глеба «Завтрак», на которой изображен его дед, я даже писала. Видела ее на выставке в художественном музее.

 – Дипломные работы студентов обычно не берут на «взрослые» выставки, но у Глеба уже явно сформировался свой собственный язык, и на его работе, как на лбу, было написано: «мастер». И обе его работы на выставке, конечно, всеми были оценены высоко. А до этого на допуске дипломных работ (предпросмотре) Андрею Ивановичу Юшкову я удивленно сказал: «Смотри, дядя Володя Тетенькин вернулся! Галина Новикова вернулась!» Это были работы молодых одаренных художников Глеба и Ани.

– Видите, какая смена. Это обнадеживает. Это надежда ваша.

– Ею живет человек и верит, что впереди будет лучше. А у меня ничего другого и не остается. Только верить!

Беседовала Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Сергея Жилина.

На фото: «Масленица»;

«Березовый лес»;

«Цветущий луг»;

«Портрет поэта и мецената Виктора Бронштейна»;

«Портрет Бориса Десяткина»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии