Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Сергей Левченко: «В управлении — открытость. В развитии — конкретность. В расходах — экономность. В политике — честность»

19 апреля, 2016


100.jpg

14 апреля в рамках 37-й сессии Законодательного собрания Иркутской области губернатор Сергей Левченко прочел послание о состоянии дел в области в 2015 году и основных направлениях развития региона в 2016-м.

«Кризис — не время останавливаться»

К 16 часам в зале Музыкального театра имени Н.М. Загурского собрались депутаты Законодательного собрания и другие гости, среди которых председатель регионального правительства Александр Битаров и региональные министры, экс-губернатор Иркутской области Борис Говорин, бывшие председатели Законодательного собрания Виктор Боровский и Людмила Берлина, депутаты Государственной думы Иван Грачев, Андрей Крутов, Антон Романов, Евгений Рульков и Сергей Тен, председатель Общественной палаты Иркутска Сергей Шишкин, мэр Братска Сергей Серебренников, мэр Ангарска Сергей Петров, главы других муниципалитетов и местных дум. В числе прибывших — научный руководитель Иркутского научного центра академик Игорь Бычков, председатель Союза строителей области Юрий Шкуропат, председатель областной организации «Опора России» Эдуард Яроцкий, директор Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Анатолий Стрельцов, генеральный директор областного художественного музея Александр Гимельштейн.

Председатель Законодательного собрания Сергей Брилка объявил о начале второй части 37-й сессии и пригласил на сцену для оглашения послания губернатора Сергея Левченко. Губернатор начал послание с констатации, что область, как и вся Россия, переживает непростые времена: наличие внешних угроз, режим санкций, нестабильность на рынке энергоносителей серьезно осложняют финансово-экономическое положение.

— Мы живем в условиях дефицита федерального бюджета, который в случае дальнейшего падения цен на нефть может превысить 3 трлн рублей. Есть угроза снижения финансирования из федеральной казны программ, касающихся развития регионов. Нам всем нужно подумать не только о том, что область может взять из центра, но и о том, что область может дать стране, — заявил Сергей Левченко. — Для этого нужна консолидация, работа на результат, открытость власти. В своей деятельности я и правительство области будем руководствоваться следующими принципами: в управлении — открытость, в развитии — конкретность, в расходах — экономность, в политике — честность. К этому призываю и всех участников экономических, политических и общественных процессов.

2015 год показал всю глубину негативных процессов в нашей экономике. В Иркутской области индекс промышленного производства составил 104,5 процента. Это на 1,5 процента больше, чем в 2014 году. Наибольший рост отмечен в пищевой промышленности — 23,9 процента; добыча полезных ископаемых увеличилась почти на 10 процентов; обрабатывающие производства впервые за последние три года показали небольшой рост в 2 процента. Наиболее чувствительной к кризисным явлениям оказалась строительная отрасль — объем строительства упал на 20 процентов. Инфляция, по уточненным данным, составила 12,5 процента.

Рост доходов населения оказался небольшим: номинальные доходы выросли до 22,7 тыс. рублей, реальные располагаемые доходы упали до 99,6 процента. Я твердо убежден: кризис — не время останавливаться. Скажу больше: кризис дает нам возможности для решения тех проблем, с которыми мы уже привыкли жить. Проблемы копились годами и десятилетиями, я бы хотел напомнить основные.

Высокотехнологические производства не развивались, много было красивых слов о кластерах, о ТОРах, венчурных фондах и других, но инновационных предприятий и высокотехнологичных рабочих мест не было. Сейчас идет создание территории опережающего развития в Усолье-Сибирском, подписано соглашение с федеральными структурами, но желающих там работать и производить необходимые области продукты — единицы. В свое время мы потеряли способность создавать что-то новое, условия для бизнеса такие, что проще уйти в торговлю, получать небольшую прибыль, чем пробивать стену бюрократического непонимания. Такая ситуация в машиностроении, фармакологии.

При этом у крупных компаний — Транснефть, Роснефть, Газпром — в рамках программ импортозамещения есть серьезный запрос на продукцию местного производства. Нужно изменить подход к бизнесу, выходить на новый уровень и создавать новые предприятия с учетом потребности региона в импортозамещении. Поручаю правительству области дать свои соображения по этой проблематике.

С тем, что я сказал, неразрывно связано качество подготовки специалистов. Не могу не сказать о сложной ситуации, в которую попали несколько вузов и научных центров. Наш регион уже потерял ИВВАИУ, и отголоски этого преступного решения мы слышим до сих пор. Проблемы у сельхозакадемии, ЕАЛИ МГЛУ, университета гражданской авиации. Два крупнейших университета стали непримиримыми соперниками из-за реформы образования, которая требует создания опорных вузов. Вместо учебной деятельности университеты занимаются слияниями, а в общем — пытаются выжить.

Несмотря на то что регион не обладает полномочиями в сфере высшего образования и науки, мы не собираемся быть сторонними наблюдателями. Если у нас не будет качественного высшего образования и опоры на эффективное научное сообщество, не будет и развития нашего региона.

В начале недели состоялось заседание Высшего совета, в который мы пригласили уважаемых людей с большим опытом в управлении регионом. У нас простаивает почти половина пахотных земель, сократилось поголовье скота, регион пережил засуху. Твердо заявляю, что мы будем поддерживать только тех производителей, которые дают реальную отдачу. Раздачу бюджетных денег по принципу «подал заявку — получи субсидию» необходимо прекратить. Результатом бюджетного финансирования должна стать единица определенной продукции, которая необходима для продовольственного баланса. Министерству сельского хозяйства поручаю разработать предложения по повышению эффективности действующих программ поддержки сельхозпроизводителей.

200.jpg

Вокруг Байкала

На недавней встрече с президентом мы обсудили программу перепрофилирования БЦБК. В ее рамках должны были проводиться работы по закрытию комбината, рекультивации шлам-лигнина и реконструкции теплоисточника. Президент был удивлен, узнав, что за четыре года программа не сдвинулась с мертвой точки, ни одна из проблем не решена. Мы активно включились в работу по внесению изменений в федеральную программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы». Правительство области готово взять на себя ответственность за решение большинства задач. Президент согласился с нашим предложением и дал соответствующее поручение правительству РФ.

В последнее время мы часто слышим: Байкал умирает, скоро он совсем обмелеет или его полностью покроет спирогира. Безусловно, часть опасений имеет под собой почву, но некоторые явно надуманы и распространяются для совершенно определенных целей. С Министерством природных ресурсов России мы договорились о выделении дополнительных средств на исследование состояния Байкала. В этом году такие работы будут проведены.

Поручаю минприроды Иркутской области в июне-июле нынешнего года провести «Байкальский экологический форум» с привлечением максимального числа экспертов. Агентству по туризму Иркутской области — организовать ревизию всех предприятий, осуществляющих туристическую деятельность на Байкальской природной территории. Цель работы — дорожная карта по улучшению качества оказания данных услуг. Нормальный хозяин не пригласит к себе домой гостей, если у него не прибрано, валяется мусор и дурно пахнет. Да и гости себя вести будут соответственно: больше не приедут и другим еще расскажут. Мы должны увеличить легальный турпоток в Иркутскую область.

Социальная сфера и строительство

Сохранить стабильность, сделать шаг к развитию и гарантировать жителям Иркутской области качество жизни невозможно без нормально работающей социальной сферы. Областной бюджет принимался дискуссионно, но нам удалось найти баланс. Расходы на социальную поддержку населения были увеличены на 128,3 млн рублей . В начале года мы отчитались об успешной реализации указа президента об обеспечении детей местами в детских садах. Давайте честно скажем, что это было сделано разными способами — закрыли музыкальные комнаты, уплотнили группы. При этом были направлены средства на строительство детских учреждений там, где острой нужды в них нет. Да и построили спустя рукава. Новые детские сады построены с низким качеством, есть проблемы в Алужино, Грановщине, Лузгино. Такая социальная политика нам не нужна. Мы должны руководствоваться принципами экономности и разумности.

Аналогичные решения предлагаю применить и при строительстве школ, в том числе и в рамках федеральной программы «Большая перемена». Мы уже провели соответствующую работу с федеральным центром, привлекли на эти цели 629 млн рублей из бюджета страны. Теперь необходимо эти средства израсходовать с максимальной отдачей. Вижу необходимость разработки типового проекта школы — детского сада, что позволит нам в меняющихся демографических условиях более эффективно оказывать соответствующие услуги населению. Даю поручение министерству образования и министерству строительства отработать эти вопросы.

В 2015 году мы ввели более 900 тыс. квадратных метров жилья. Это почти на треть больше, чем в 2014 году, но почти в два раза меньше, чем строилось в 1989 году, и в три раза меньше того, что требовал президент России. Напомню, президент ставил задачу вводить в регионах в год по одному квадратному метру на человека. Для нас этот показатель пока недостижим. Нужно развивать стройиндустрию, снижать административные барьеры, необходимы современные производства по изготовлению стройматериалов. Нужно поддерживать предприятия, предлагающие новые технологии, дающие возможность снижать себестоимость строительства и уменьшать сроки возведения домов.

Поручаю правительству разработать меры по увеличению строительства жилья экономкласса. Это жилье должно быть доступно для граждан. Мэров прошу обратить внимание на строительство по программам переселения из ветхого и аварийного жилья. Министерству строительства, стройнадзору даю поручение осуществлять жесткий контроль над стройками, где есть областное и федеральное финансирование. Это касается и объектов социально-культурной сферы.

В Иркутской области за последние годы смертность от болезней органов дыхания, в том числе пневмоний, снизилась на 25 процентов, от травм — на 10 процентов, от болезней системы кровообращения — почти на 1,5 процента. Необходимо отметить снижение показателя младенческой смертности на 18,4 процента. Это хорошие показатели, за ними стоят спасенные человеческие жизни и колоссальная работа команды настоящих профессионалов. Но у жителей области много жалоб на качество медицинской помощи, проходят митинги за отставку главврачей. Там, где руководители не готовы, нужно принимать жесткие кадровые решения.

Много вопросов о качестве капитального ремонта. Мы будем настаивать на изменении областного закона, надеемся, что депутаты нас поддержат и мы вместе найдем решения, которые защитят наших граждан. Нужно контролировать качество ремонта и наказывать нерадивых подрядчиков.

Это лишь часть проблем. Правительство должно быть открыто, министрам дано поручение отчитываться перед жителями области раз в квартал, председатель правительства должен готовить сводный отчет. Мы принимаем конструктивную критику, но не огульные обвинения ангажированных экспертов. Никто не будет покрывать преступников и коррупционеров, как это было ранее. Прошу усовершенствовать процедуру общественных слушаний. На особом контроле работа общественных советов при министерствах — причем реальная работа. Приведу слова нашего великого земляка Валентина Распутина: «Ничто так не опасно, как равнодушие народа».

300.jpg

Основные направления развития

Уважаемые друзья! Кризис — время сложное, но и он пройдет. Мы должны думать о нашей стратегии развития. Сейчас с привлечением известных экономистов, в числе которых Сергей Юрьевич Глазьев, советник президента России, мы разрабатываем «Стратегию социально-экономического развития Приангарья до 2030 года». Ее основой должны стать те направления, о которых мы говорили с главой государства.

Первое — газификация области. Приангарье обладает крупнейшими запасами газа, но регион газифицирован не более чем на 10 процентов. Газификация только ради бытовых нужд будет невыгодна Газпрому, поэтому предлагаем несколько вариантов по обеспечению топливом промышленности Саянска, Усолья-Сибирского, Иркутска. В инвестиционной программе Газпрома запланировано строительство газопровода Ковыкта — Жигалово — Саянск — Ангарск — Иркутск. Мы ведем переговоры, чтобы начать реализацию этого проекта не с 2022 года, когда Ковыктинское месторождение распечатают для нужд «Силы Сибири», а уже с 2017 года. Регион подтверждает свое участие и будет способствовать привлечению инвесторов в софинансирование строительства газопровода. Предварительные договоренности уже есть, и предложение поддержано главой государства.

На Саянской промышленной площадке Газпром рассматривает возможность возведения завода по сжижению газа. Это позволит снабжать топливом не только жителей области, но и ближайшие регионы. Задача региона — накопить портфель заказов, который позволит Газпрому реализовать программу газификации. 

Второе направление — лес. Объемы вырубки леса ежегодно растут, уничтожаются реликтовые леса, идет захламление территорий отходами производства, растет количество пожаров. Отчисление налогов в бюджеты различных уровней от отрасли снижается. Требую призвать к ответу тех лесопользователей, которые наносят ущерб и лесной сфере, и бюджету области.

Налоги, которые мы получаем от лесозаготовителей и лесоэкспортеров, ничтожно малы. В среднем налоговая отдача с одного рубля отгруженной продукции по области в три раза меньше, чем по другим группам налогоплательщиков. Ставлю перед правительством задачу повысить эффективность налоговой отдачи от лесной сферы. Считаю необходимым создание сети малых и средних предприятий по глубокой переработке древесины. Нам не нужны пилорамы, нужны проекты с максимальной добавленной стоимостью.

Считаю необходимым активизировать работу лесной биржи. Сейчас этот инструмент работает номинально. Вроде бы биржа есть, а толку с нее пока немного. Объемы торгов минимальные. Продавать лес через биржу должно быть выгодно. Одним из выходов может стать внедрение системы электронного учета круглого леса посредством чипирования. Агентству лесного хозяйства Иркутской области поручаю детально проработать этот вопрос.

Необходимо ускорить работу по подготовке законопроекта, регулирующего деятельность пунктов отгрузки древесины. Сегодня на территории области мы имеем около трех тысяч таких точек, и проконтролировать их все невозможно. Считаю необходимым законодательно определить требования к подобным пунктам, пресечь возможность теневого оборота леса и уменьшить негативные последствия. Даю поручение до минимально необходимого уровня сократить количество санитарных рубок. С руководством Иркутского района мы договорились о том, что муниципалитет станет пилотной территорией, где такие рубки будут запрещены полностью.

Поручаю правительству Иркутской области оценить эффективность реализации действующих перспективных инвестиционных проектов, а также провести ревизию всех лесопользователей. Я совершенно ответственно заявляю, что мы проанализируем работу всех лесозаготовителей и лесоарендаторов. Тот, кто не платит налоги, ведет фиктивную деятельность, не занимается реальным лесовостановлением, будет привлечен к ответственности. Призываю все заинтересованные стороны, в том числе правоохранительные органы, налоговую службу, представителей Общероссийского народного фронта, навалиться всем миром и исправить ситуацию.

Третье направление — МС-21. Иркутский авиазавод, впервые выпустивший самолет в 1935 году, является локомотивом нашей региональной промышленности и продолжает традиции советских самолетостроителей. Сейчас корпорация решает важную государственную задачу — поставить на крыло гражданский авиалайнер.

В прошлом году было принято решение создать на базе авиазавода машиностроительный кластер. Нам с авиастроителями нужно максимально локализовать работу в Иркутской области и создать как минимум 500 новых высокотехнологичных рабочих мест. Проект должен дать новый мощный импульс развитию машиностроения на территории области, позволит задержать на территории региона квалифицированных специалистов, не допустить утечки подготовленных кадров. Поручаю минэкономразвития до 1 июня подготовить дорожную карту решения этого вопроса.

Четвертое направление — аэропорт. Разворота взлетно-посадочной полосы на 33 градуса не будет. Нельзя допустить посягательства на память жертв политических репрессий, тех, кто покоится в Пивоварихе. Это место скорби будет приведено в порядок, чтобы родные и близкие в достойных условиях могли приходить к павшим в годы страшных репрессий. Не будет нужды переселять и сотни жителей из близлежащих населенных пунктов.

Мы не отказываемся от идеи строительства и новой воздушной гавани. Сейчас рассматриваются три возможные площадки. Но мы также понимаем, что в текущих экономических условиях построить новый аэропорт быстро не удастся. Правительство приняло решение за счет собственных средств ОАО «Международный аэропорт Иркутск» провести реконструкцию взлетно-посадочной полосы и ремонт рулежных дорожек. Конкурс уже проведен. Достигнута договоренность о строительстве нового пассажирского терминала, уже началось объединение местных аэропортов в одну систему, что позволит повысить качество перелетов в северные и отдаленные территории Иркутской области. Правительству области поручаю оказывать содействие в этом вопросе заинтересованным сторонам.

350.jpg

Семь поручений губернатора

С первых дней работы правительство Иркутской области по моему поручению приступило к разработке антикризисного плана. Он был оперативно разработан и утвержден. Первое. Скрупулезная работа с налогоплательщиками по повышению налоговых отчислений в бюджет. Особое внимание — налогу на прибыль предприятий и доходы физических лиц (НДФЛ). Мы активно работаем с руководителями вертикально интегрированных предприятий и с правительством РФ. Тему выпадающих доходов бюджета и их компенсации из федеральной казны прорабатываем с Минфином России.

Второе. Принято говорить о социальной направленности бюджета. Но если откровенно: более 60 процентов расходов — это заработная плата работников бюджетной сферы. В данном направлении существуют значительные перекосы. Все видят, что разница между зарплатами руководителей и обычных работников достигает пяти—десяти раз, у некоторых мэров разница может быть и в 15 раз. Оплата труда должна зависеть от эффективности работы специалиста. Предлагаю рассмотреть этот вопрос на президиуме правительства.

Третье. Создать прозрачные условия ведения бизнеса, чтобы работодателю было выгодно платить работнику официальную заработную плату. Сейчас применяются «серые» схемы, зарплаты выдаются в конвертах, а бюджет не получает ни копейки. Подобные действия способствуют падению доходов казны. Количество жителей Иркутской области, охваченных неформальной занятостью, составляет 285 тыс. человек. Думаю, что в реальности эта цифра значительно выше. Задача правительства и работодателей — сократить число людей, работающих нелегально, и обеспечить им трудоустройство на законных основаниях.

Четвертое. Рассмотреть возможность укрупнения муниципальных образований с численностью до 500 человек, а также тех муниципалитетов, которые на добровольной основе хотят объединиться, — такие предложения поступают. Управлению по региональной политике до 1 июня текущего года проработать предложения, обсудить их с Ассоциацией муниципальных образований. Мы не должны скатиться к автоматическому объединению ради объединения, качество управления территорией пострадать не должно.

Пятое. Учитывая предложения президента России о переходе на адресность оказания социальной помощи, помощь должна оказываться тем, кто в ней действительно нуждается. Министерству социального развития, опеки и попечительства до конца апреля 2016 года провести анализ адресного предоставления мер социальной поддержки, разработать и согласовать дополнительные критерии нуждаемости.

Шестое. Работая над преодолением кризисных явлений, мы не должны забывать об активизации экономической деятельности. Министерству экономического развития — провести ревизию всех инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, и определить приоритетные направления в работе. Оцениваю деятельность органов власти по повышению инвестиционной привлекательности региона крайне неудовлетворительно. Наша область на предпоследней строчке в рейтинге Агентства стратегических инициатив. Ни один из заявленных инвестпроектов не действует, никто ответственности не несет. Поручаю правительству области предпринять все меры и в течение трех лет войти в первую тридцатку регионов по инвестиционной привлекательности. За эту деятельность чиновники будут нести персональную ответственность перед губернатором и перед жителями области.

Седьмое. Бюджетным расходам — определить принципы бережливости и максимальной отдачи. Огромный резерв для экономики мы имеем в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Требую усилить контроль при проведении закупок бюджетными, автономными учреждениями, а также акционерными обществами с долей Иркутской области в уставных капиталах более 50 процентов. Поручаю правительству области разработать механизмы централизации закупок на областном уровне.

О предстоящих выборах

В 2016 году в нашей стране начинается федеральный избирательный цикл. Состоятся выборы депутатов Государственной думы РФ, в 2018 году — выборы президента. Иркутскую область в нынешнем году ожидает более 50 кампаний по выборам в муниципальные органы власти, а в 2018 году — выборы депутатов ЗС. Как глава региона буду делать все для обеспечения равенства политических партий и граждан в ходе избирательного процесса. Административное давление и нарушения выборного законодательства должны уйти в прошлое. Мы обязаны вернуть людям веру в выборы, а значит, и веру во власть. Это можно сделать только демократизацией политических процессов, открытостью власти и избирательной системы.

Прошедшие выборы губернатора Иркутской области еще раз подтвердили: власть, которая не слышит людей, перестает удовлетворять население. Можно рисовать красивые картинки и рассказывать о радужных перспективах, но люди почувствуют ложь и сделают выводы. Органы власти должны быть максимально открыты для людей. Для оперативного решения проблем жителей считаю необходимым открыть общественные приемные губернатора Иркутской области в городах Железногорске-Илимском, Усть-Куте, Братске, Тулуне, Тайшете, Бодайбо, Усть-Илимске и поселке Усть-Ордынском. Управлению по региональной политике решить этот вопрос до 1 мая 2016 года.

Без активной работы с муниципалитетами добиться результата будет сложнее. Считаю необходимым активизировать работу Ассоциации муниципальных образований и усилить нашу деятельность в Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Будет реорганизована работа Регионального совета, который станет открытой, доступной и свободной площадкой для общения властей всех уровней, а также общественности и СМИ. Соответствующий указ я подписал.

Поручаю правительству Иркутской области принять активное участие в подготовке к празднованию 355-летия Иркутска и 65-летия Ангарска. Аппарату губернатора, министерству культуры и архивов Иркутской области начать подготовку к празднованию в 2017 году 80-летия Иркутской области. Нынешний год в нашей стране объявлен Годом кино — в Иркутской области пройдут масштабные мероприятия в культурной и просветительской сфере.

Будем готовы к труду и обороне

В конце 2015 года вступили в силу изменения в Устав Иркутской области. Впервые в истории нашего региона были разделены посты губернатора и председателя правительства. Это событие оказало влияние на деятельность всех органов власти, которые мы переформатируем в соответствии с новыми реалиями и основываясь на принципах эффективности. Изменения в системе исполнительной власти продолжатся. Мы нацелены на сокращение штата в различных ведомствах. Такую работу будем проводить и в рамках оптимизации, и в ходе реализации антикризисного плана. Хочу обратить внимание: главой государства в 2014 году был подписан указ о всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Не буду возражать, если все чиновники в это непростое время будут готовы к труду и обороне.

Свое выступление я хочу завершить словами президента: «На пути любого развития всегда есть трудности и препятствия. Мы ответим на все вызовы, будем действовать творчески и результативно, трудиться ради общего блага и ради России. Мы будем идти вперед вместе и вместе обязательно добьемся успеха». С этими словами я полностью согласен и убежден: пусть на это потребуется время, но мы услышим голос каждого и вместе, не на словах, а на деле, изменим ситуацию в Иркутской области к лучшему!

Записал Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Татьяны Глюк, «Байкальские вести».

На фото: Губернатор читает послание, даже по
стилистике которого ясно, что он готовил его лично;

«Нас водила молодость в пламенный поход».
Послушать главу региона пришли (слева направо)
бывший начальник ВСЖД Геннадий Комаров,
генеральный директор компании Саянскхимпласт,
в прошлом первый секретарь Иркутского горкома
КПСС Николай Мельник, первый заместитель
прокурора Иркутской области в 1990-х годах
Петр Парцей. На втором плане — первый секретарь
Иркутского обкома КПСС в 1990—1991 годах
Виктор Спирин;

После выступления с посланием.
Сергей Левченко и заместитель областного
совета ветеранов, бывший секретарь
по строительству Иркутского обкома КПСС
Петр Мирошников;

Председатель Законодательного собрания области,
секретарь регионального отделения «Единой России»
 Сергей Брилка дал высокую оценку выступлению
губернатора   

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии