Скотт Хендерсон: Наступает расцвет джаза
Корреспондент «Байкальских вестей» встретился с легендарным гитаристом
В Иркутске завершился XIV международный музыкальный фестиваль «Джаз на Байкале». Однако эхо яркого события будет звучать вплоть до следующего года. И символично, что праздник музыки завершился красочным гала-концертом с участием звезд мировой сцены: народного артиста России Игоря Бутмана, а также легендарного джаз-блюз гитариста Скотта Хендерсона. Но если Бутман довольно хорошо известен зрителю, то с одним из самых известных и талантливых гитаристов мира иркутяне встретились впервые.
Скотт Хендерсон родился в 1954 году в Южной Флориде. Он рос в эпоху расцвета блюз-рока, и его музыкальный вкус сформировался под влиянием «Led Zeppelin», Джеймса Брауна, Джеффа Бека, Джимми Хендрикса, Ритчи Блэкмора, Альберта Кинга, Бадди Гая. В 1984 году он собрал одну из самых популярных фьюжн-групп 1980-х годов – «Tribal Tech», в составе которой записал десять альбомов. Результатом его творческих усилий стало звание «Джазовый гитарист № 1», присужденное в 1991 году журналом «Guitar World». А в январе 1992 года читатели журнала «Guitar Player» назвали Хендерсона лучшим джазовым гитаристом.
В этом году легендарный гитарист стал хедлайнером фестиваля «Джаз на Байкале». «Байкальские вести» воспользовались случаем поговорить со звездой первой величины.
– Мистер Хендерсон, начнем с тривиального, но очень важного для российской публики вопроса. Насколько вам понравилась иркутская аудитория и чем, на ваш взгляд, она отличается от жителей российской столицы или других стран?
– Особенной разницы я не заметил, иркутские зрители очень милые. Они очень восприимчивы к музыке, готовы вслушиваться, понимать и принимать новое. Что касается отличий, то они, скажем так, лежат скорее в плоскости места проведения концерта, чем национальных различий. Потому что люди в театре или концертном зале, как правило, более тихие, чем люди в клубах, они ведут себя более скромно.
– Джаз и блюз – музыка для России довольно специфическая. Она почти не звучит на радиостанциях и по ТВ, интересует относительно узкий круг фанатов. Насколько, на ваш взгляд, важны джазовые фестивали как средство просвещения и пропаганды?
– Да, конечно, я думаю, что фестивальный формат очень важен. Такие фестивали помогают молодым людям находить себя в джазе или джаз в себе. Очень важно говорить о джазовом искусстве в школах. Я надеюсь, что фестивали способны сделать джаз чуть более публичной, «народной» музыкой. Как ни странно, в США та же проблема. Несмотря на тот факт, что блюз и джаз зародились в нашей стране, сейчас это наименее популярная музыка в Штатах.
– Вы не могли бы оценить уровень российских джазовых музыкантов? Можете назвать известные вам имена?
– Я часто видел очень талантливых музыкантов в России. На фестивале мне довелось услышать выступление квинтета Игоря Бутмана. Они просто фантастические музыканты. Естественно, я отметил для себя их гитариста, он очень молодой, но, несмотря на это, играл просто потрясающе.
– Не могли бы вы посоветовать, на что стоит обратить внимание начинающему музыканту? Как добиться успеха в музыке вообще, и в импровизации в частности?
– Самая важная вещь, которую ты можешь сделать, которую ты можешь достичь, – это постоянная практика. Много практики. Будет очень полезно слушать и повторять тех замечательных музыкантов, которые были до нас. А вообще… Очень, очень сложно выучиться играть джаз. Нет какой-то инструкции, как стать лучшим. Лучший путь – постараться выразить себя, основываясь на опыте предыдущих музыкантов, слушать их записи и пытаться построить на этом собственную музыку. Я надеюсь, что молодые музыканты так и поступают в наше время.
– Каким вы видите будущее джаза и музыки вообще?
– Я надеюсь, что джаз будет набирать все большую популярность, и верю, что наступит эра джаза. Мы стараемся напрямую влиять на молодых специалистов-музыкантов, чтобы они выбирали эту музыку и развивали джаз. Ни для кого не секрет, что джаз более популярен, чем блюз. Это неплохо, даже хорошо. Но я все-таки надеюсь, что в ближайшее время также появится много молодых блюзовых прогрессивных исполнителей. В целом же, на мой взгляд, прямо сейчас к джазу пришли огромные массы неофитов. Люди стали более восприимчивы к импровизационной музыке. Сравнивая с предыдущим веком, могу сказать, что именно сейчас наступает расцвет джаза.
Беседовал Вадим Мельников, «Байкальские вести».
Фото Артема Моисеева.
На фото: Скотт Хендерсон на иркутской сцене
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.