Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Русская дорога не в русской стороне

18 марта, 2013

 

К 110-летию КВЖД

Окончание. Начало в № 8, 10, 11

Южная ветка КВЖД (Харбин — Дальний, Порт-Артур) была частично
утрачена Россией уже в 1905 году, по итогам войны с Японией

 

 

Ветер с востока

В результате крушения Российской империи в 1917 году и потери политического влияния России в этом регионе, включая Харбин, инфраструктура русского уклада жизни все же сохранилась. Только политическое положение русских подданных, проживающих в полосе отчуждения КВЖД до Октябрьской революции, и тех, кто оказался здесь в результате Гражданской войны, коренным образом изменилось.

Пекинское правительство образовало Особый район восточных провинций (ОРВП), который включал территорию полосы отчуждения КВЖД. В ОРВП стали создавать китайские административные, полицейские и судебные учреждения. Русские в Маньчжурии были лишены права экстерриториальности и должны были подчиняться китайским властям и законам. Согласно им, после 23 сентября 1920 года для русского населения вводили такие ограничения, как проживание в только определенных регионах Китая, переезд с разрешения китайской полиции и т. д. Каждый «благонадежный» русский эмигрант должен был получить вид на жительство и оформлять ежегодно паспорт, плата за который была высокой. КВЖД перестала быть русской железной дорогой, и хотя русские специалисты продолжали оставаться на службе этого крупнейшего предприятия Маньчжурии, их правовое и экономическое положение заметно ухудшилось.

А Харбин становился «свободной китайской Женевой». В то время как политические и военные деятели Дальнего Востока и Сибири «спасали Россию», китайские власти, воспользовавшись удобным моментом, потихоньку начали устанавливать единоличную власть. 2 октября 1920 года министр путей сообщения Китая Е Гунчжо, подписав с Русско-Азиатским банком соглашение «О совместном управлении КВЖД ввиду полной дезорганизации России», взял на себя «верховный контроль» над дорогой.  Договор предусматривал платежи Общества КВЖД Китаю.

Таким образом, китайская сторона подводила правовую основу для полного перехода дороги под свою юрисдикцию.

 

Из рук в руки

В 1924—1925 годах советское правительство подписало договоры с китайской администрацией о переходе КВЖД в совместное управление. Согласно этим документам, китайская сторона имела право привлекать на службу своих граждан.

В 1932—1935 годах, после оккупации Японией северо-востока Китая (19 сентября 1931 года), политика японского командования и созданного Японией государства Маньчжоу-го была направлена на создание собственного влияния на КВЖД путем различных провокаций. Правительство СССР было вынуждено принять решение о продаже своих прав на дорогу и доли ее имущества государству Маньчжоу-го (соглашение от 23 марта 1935 года). Дорога получила название Северо-Маньчжурской и была переведена на узкую колею (1435 мм), принятую в Японии.

После изгнания Японии из Маньчжурии Красной армией в 1945 году бывшая полоса отчуждения вновь перешла в советско-китайское управление. Только называлась она уже Китайской Чаньчуньской железной дорогой. Правление советско-китайского общества КЧЖД находилось в городе Чанчунь. Дорога снова была переведена на принятую в СССР колею (1524 мм).

В 1946—1948 годах в ходе народно-освободительной войны в Китае КЧЖД (КВЖД) оказалась в сфере военных действий. Восстанавливалась с помощью СССР после занятия Маньчжурии войсками компартии Китая.

Китайская Восточная железная дорога часто была в эпицентре
военных конфликтов — например, в 1929 году

 

 

Возвращение домой

После создания КНР (в 1949 году) Советское правительство решило передать свои права по совместному управлению КЧЖД правительству Китая безвозмездно, стремясь таким образом достичь «вечной и нерушимой дружбы» с КНР (советско-китайское соглашение 14 февраля 1950 года). Полная передача КЧЖД была оформлена по протоколу 31 декабря 1952 года. Выходит, еще до Хрущева, передавшего Крым Украине, Сталин распорядился бывшей КВЖД в пользу Китая и его лидера Мао Цзэдуна…

С 1953 года КЧЖД называется Харбинской. Это стало поводом массового увольнения русских служащих и рабочих с дороги. Условия жизни изменились в худшую сторону. Новая власть не была благосклонна к нашим соотечественникам — пристально наблюдала за их образом жизни, уплотняла жилплощадь, ущемляла в снабжении продовольствием и топливом.

А после указа советского правительства 1954 года о разрешении оставшимся русским эмигрантам, пожелавшим стать советскими гражданами, возвратиться в СССР, но только при условии участия в освоении целинных земель, начался массовый отъезд русских в СССР и другие страны. К началу 1960 года почти все они покинули Китай.

 

Полоса отчуждения

В июне 1998 года в Хабаровске проходила международная научно-практическая конференция, посвященная столетию основания Харбина. В ней приняли участие представители Канады, США, Японии, Южной Кореи, Франции… А вот приглашенная и ожидавшаяся солидная делегация из Китая так и не приехала, демонстративно проигнорировала форум…. Нонсенс! Хотя показное доброжелательство со стороны КНР пока еще вроде имеет место.

Такой  вот грустный эпилог ко всей этой грандиозной и столь же безысходной эпопее КВЖД с ее полосой отчуждения и русским Харбином, образно названным  в свое время русской Атлантидой.

Сегодня туристы, приезжающие в Харбин, должны на время забыть стереотипные представления о Китае. Еще сохранились императорские дворцы, дома, здания, храмы, пагоды на каждом шагу. Бывшая столица КВЖД Харбин —  самый большой город Маньчжурии, лежащей на северо-востоке Поднебесной. Великая стена отделяет  Маньчжурию от всего того, что традиционно считается сугубо китайским. Что же касается Харбина, то этот город когда-то был «нашенским».

Милый город, горд и строен,
Будет день такой,
Что не вспомнят, что построен
Русской ты рукой.

Эти строки из стихов о Харбине 30-х годов написал один из русских эмигрантов постреволюционной волны Арсений Несмелов. Его слова, увы, сбылись.

В силу драматических и во многом трагических обстоятельств отечественной истории все мы, нынешние россияне, оказались в полосе отчуждения от собственного прошлого, от славных предков и их замечательных дел. Преодолеть эту полосу — наш долг.

Валентин Селиванов-Косач, г. Иркутск, специально для «Байкальских вестей»


 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии