Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Руки прочь от Высоцкого!

26 января, 2021

В июне 2021 года исполнится 45 лет с того дня, когда актер и поэт Владимир Высоцкий по приглашению своих друзей – журналиста Леонида Мончинского и руководителя золотодобывающей артели Вадима Туманова – побывал в Иркутске. Это событие, уже увековеченное мемориальной доской на стене дома № 32 по улице Макаренко (Иркутск II), в котором останавливался знаменитый бард, стало темой документального фильма «Высоцкий в Иркутске» (производство – «Кинокомпания Юрия Яшникова», режиссер – Павел Скоробогатов).

1в.jpg

Таланты и поклонники

Неизвестно, каким чудом авторы фильма сумели получить для своего проекта поддержку министерства культуры и Союза кинематографистов Иркутской области, но хочется верить, что это было в первый и последний раз. Судите сами: продолжительность фильма составляет всего 12 минут, из которых более половины – архивные кадры из областного кинофонда, фотографии из личного архива семьи Мончинских и очень старые интервью Леонида Мончинского и Вадима Туманова, снятые еще в середине 1990-х. Современные съемки, составляющие в лучшем случае четверть хронометража, обошлись спонсорам картины дороже всего – ради них пришлось лететь в Краснодар. Но стоила ли овчинка выделки? Едва ли.

Как бы ни относился каждый из нас к Высоцкому, нельзя отрицать тот факт, что это один из крупнейших поэтов нашей страны второй половины ХХ века. Им написано около 800 песен, многие исполнялись в нескольких вариантах, некоторые – всего один или два раза. Каждый год преданные поклонники Высоцкого находят все новые и новые его произведения – и песни, и отдельные стихи, поэтому точное количество написанного трудно даже оценить. Но дело, конечно, не в количестве – Высоцкий, как и Пушкин на 150 лет раньше, создал настоящую поэтическую энциклопедию жизни в СССР, охватившую и поразившую все слои общества. Масштаб его личности так велик, что до сих пор о нем снимают художественные и документальные фильмы, пишут научные исследования, проводят в его память творческие фестивали. И самое главное – продолжают слушать и обсуждать.

На фоне Высоцкого официальная культурная жизнь Иркутска за прошедшие 45 лет выглядит (давайте говорить откровенно) очень скромно. Разумеется, каждому из нас есть что вспомнить – спектакли, концерты, выставки, книги, фильмы, но, как признала Светлана Домбровская, долгое время руководившая управлением культуры Иркутска, практически все это забыто. И забыто именно в силу отсутствия системы поиска и сохранения – сначала талантов, а потом и памяти о них. Что говорить: уникальные кадры из архива областного кинофонда, на которых Мончинский и Туманов вспоминают о Высоцком, были сняты по частной инициативе, а найти их удалось только чудом. В этом некогда богатейшем архиве сегодня такая ситуация, что нужен специально обученный и накопивший огромный опыт человек, который знает, где лежит нужная запись и как ее оттуда извлечь.

«Я не люблю, когда мне лезут в душу»

Мысль о том, что нужно как-то зафиксировать для истории факт приезда Высоцкого в Иркутск, появилась у инициаторов съемок так поздно, что реальных очевидцев нашлось меньше, чем пальцев на руке, – 95-летний Туманов, вдова Мончинского и его дочь Любовь. Безусловно, личные впечатления бесценны. Но что могла понять о приехавшем к отцу поэте и актере девочка лет двенадцати? Примерно то же самое, что 11-летняя Мамлакат Нахангова о встрече со Сталиным: осознание случившегося пришло так поздно, что реальные впечатления давно растаяли. Это не смущает авторов фильма: в творческом порыве они собираются снять уже настоящий документальный фильм (а это что было?) от ее имени и на основе ее воспоминаний. Интересно решение: сама Любовь Мончинская признает, что ее совершенно не интересовал ни Высоцкий, ни его творчество. Когда Высоцкий 40 минут пел с балкона собравшимся иркутянам, она сидела в своей комнате и занималась своими делами – что взять с ребенка, это совершенно нормально. Но режиссер и продюсер достаточно взрослые, чтобы понимать абсурдность своего решения? Похоже, еще нет…  

Есть, впрочем, в их «творческом портфеле» еще более странные идеи. Например, снять о Высоцком фильм для тех молодых людей, которым нет еще и двадцати. По странным представлениям Скоробогатова и Яшникова, это поколение «живет в телефоне» (что-то подобное мы уже слышали про поколение 80-х, которое жило в телевизоре, и про поколение 90-х, которое жило в компьютере), поэтому «Высоцкий» и «Мончинский» переписываются в мессенджере и обмениваются эмодзи.

Если это была попытка осовременить Высоцкого – то напрасно, у нас и сегодня нет ни одного автора, который был бы так актуален. Как личность, он был настолько больше обратившихся к нему иркутских документалистов, что должно пройти еще много лет, прежде чем они поймут хотя бы небольшую долю его творчества. Для начала стоило бы потренироваться на более простых объектах – Ольге Бузовой, Моргенштерне и подобных персонажах. Они вам только спасибо скажут.

Если это была попытка приблизить Высоцкого к молодежи – то нет лучшего способа оттолкнуть молодого человека от самого яркого явления культуры, как навязать ему знакомство с этим явлением. И первым против такого подхода был бы сам Высоцкий, который не любил, «когда лезут в душу». Лучший способ угробить поэта или прозаика – включить его в школьную программу, примером чему могут служить многие авторы, от Булгакова до Солженицына: пока они были под запретом, люди переписывали их книги от руки, а сейчас читать и силой не заставишь. Проблема не в молодежи, которая «стала» ленивой и нелюбопытной, проблема в том, что кому-то хочется навязать другим людям свои представления и свои ценности. Кому это будет нужно, тот со временем дойдет до Высоцкого сам, как с годами доходят до не понятых в школе Достоевского и Толстого.

2в.jpg

Опоздавшие на квест

Взявшись за тему, которая показалась им простой и заранее одобренной обществом, иркутские документалисты откровенно с ней не справились. Фильм «Высоцкий в Иркутске» может немного потешить местных патриотов (вот и Высоцкий был на Байкале), позволит поставить галочку в какой-нибудь культурной летописи (ничего не было – а вот теперь есть), но ничего не даст ни преданным поклонникам поэта, ни поклонникам потенциальным. Авторы признаются, что поиски очевидцев превратились в настоящий квест, – и на этот квест они попросту опоздали. Пока они тратят время на глупости вроде «айфон Высоцкого», уходит драгоценное время, которое можно было потратить на съемки о других явлениях культуры.

В Иркутске много лет действовала творческая студия «Полнолуние», участники которой Руслан Бажин и Олег Медведев – фигуры как минимум всероссийского масштаба. На иркутских площадках выступали Егор Летов, Янка Дягилева, Анна Герасимова, Сезария Эвора, а концерт Бориса Гребенщикова и вовсе пришелся на 21 августа 1991 года. Похоже, Юрию Яшникову и Павлу Скоробогатову это ни о чем не говорит…

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии