Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Романтический монтаж

16 марта, 2015

Произведения художников 20—30-х годов XXвека из собрания музея-заповедника «Абрамцево» показаны в Иркутске


10a.jpg

2 марта в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева открылась интереснейшая передвижная выставка произведений живописи, графики и скульптуры начала XX века. На ней представлены  работы,  которые объединены попыткой их авторов осмыслить революционные события 1917 года и историю первых десятилетий советского государства.

Соотношение реализма и романтики, которыми были овеяны те годы, отразилось и в творчестве этих художников. Выставка «Романтический монтаж» собрала наиболее ярких представителей различных творческих объединений и школ: от соцреалистических до авангардных. Наиболее известное из объединений — «Бубновый валет», куда входили А.Лентулов, И.Машков, А.Осьмеркин. Не менее известными и даровитыми были художники из общества «Московские живописцы» (П.Кончаловский, Н.Удальцова), сообщества «Ассоциация художников революционной России», общества станковистов и другие.

40.jpg

За относительно небольшой период времени они постарались осмыслить и отразить новое время, применить на практике новаторские идеи, новую систему изображения жизни.

«Романтический монтаж» объединил яркие работы, привлекшие в свое время большое внимание публики. Здесь и «Крестьянка», ставшая первым несомненным успехом в будущем всемирно известного скульптора Веры Мухиной, и мавринские букеты, и даже образцы промдизайна (натюрморт Павла Кузнецова «ТЭЖЭ» — художественная реклама продукции парфюмерного Треста эфира жировых эссенций).

Особое место занимают малоизвестные произведения, которые долгое время хранились в запасниках. Это полотна станковистов Вильямса, Лабаса, Щипицына.

Экспозицию произведений искусства дополняют архивные материалы — фотографии, каталоги, книги, связанные с жизнью Грабаря,  Иогансона, Шмаринова и других художников 1930-х годов.

В огне и грохоте Гражданской войны была разрушена старая жизнь. Рабочие, крестьяне и принявшая революцию интеллигенция должны были строить новый мир. Искусство играло в этом одну из важных ролей. В частности, в  пейзажном жанре основное внимание уделялось образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. Один из эпизодов этой тематики на выставке представлен картиной А.Лентулова «Порт в Туапсе».

«Новое в искусстве будет в том, чтобы гигантское героическое содержание,  которое принесла революция, слить с крепкой энергической формой, понятной самому простому человеку», — писал один из поэтов той эпохи.

30.jpg

Наряду с полотнами, запечатлевающими достоверные черты героического настоящего, создаются картины  символического, аллегорического содержания, художники изображали вольный полет могучих птиц, как символ свободы, выражение мечты художников об идеале нового рождающегося общества.

Развивается жанр портрета. Лица людей нового революционного времени полны гармонии, напряженной внутренней жизни, целеустремленности, порыва в будущее. В этих портретах находит свое разрешение старая русская проблема «интеллигенция и революция», показаны люди, сумевшие вписаться в новую жизнь: портрет В.Качалова, артиста МХАТа, кисти П.Вильямса (1929), «Девушка 20-х годов»  художника А.Лабаса (1930) и другие.

На выставке также во множестве  представлены  натюрморты  П.Кончаловского, 20-е годы были для него очень плодотворными. Это  и его великолепная работа под названием «Кружевная салфетка» (1929), где передается даже фактура  скатерти,  великолепие и роскошь плодов, «Сосна» (1920),  «Окно» (1936).

Свежим ветром, романтикой дальних странствий и великих открытий, ощущением свободы как бы вновь рожденного человечества веет от картин того периода. В стране Советов рождалось искусство «насквозь новаторское», смело воплощавшее образы, выдвинутые революцией.

Выставка, безусловно, заслуживает внимания. Она познавательна не только для специалистов, но для широчайшего круга зрителей,  проявляющих интерес к культуре  и истории своего Отечества.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Скульптура, олицетворяющая полет;

Петр Кончаловский. «Кружевная салфетка»;

Аристарх Лентулов. «Порт в Туапсе»;

Петр Вильямс. «Портрет Качалова» 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии