Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дорога в дивный сад

14 апреля, 2020

         

В марте в Галерее Виктора Бронштейна открылась персональная выставка художника из Ташкента Бобура Исмоилова «Горизонт иллюзий».

Узбекское тепло в Иркутске

– Это первая персональная выставка Бобура Исмоилова в Сибири, – отметила, приветствуя гостей, директор галереи Ольга Бронштейн. – Его имя широко известно в Великобритании, Германии и США. Около двадцати лет художник сотрудничает с музеями и галереями во Франции, он член Творческого объединения Академии художеств Узбекистана, его работы находятся в частных коллекциях по всему миру. Выставка Бобура у нас в Иркутске проходит при поддержке московской галереи Frida Project Foundation.

1л.jpg

К гостям также обратились председатель Иркутской областной общественной организации «Узбекский национально-культурный центр «Наше Отечество» Юсуп Кулматов и основатель галереи, предприниматель, меценат Виктор Бронштейн.

– Узбекское тепло начинает подбираться к Иркутску благодаря светлой весенней выставке и такому талантливому человеку и художнику, как Бобур Исмоилов, – сказал Виктор Бронштейн. – Когда знакомишься с такими авторами, как он, понимаешь, насколько мир художников необычен, а взгляд на знакомые нам вещи и предметы – неординарен. В некоторых его работах герои мигрируют не только между картинами, но и между мирами. Их лица неземные, словно устремленные в вечность, и в каждой своя философия, что-то неуловимое и глубокое…

 Весь мир – театр

Сюжеты картин иносказательны и ироничны, они уводят в иной, загадочный мир иллюзий, фантасмагории, вымысла, мечты. В мир театра. Пространство художник решает за счет масштаба предметов. Одни кажутся маленькими, игрушечными, другие –гипертрофированно-большими. Вспоминается подобный эффект у Михаила Булгакова в «Театральном романе», где герой доставал из ящика свой роман и «видел», как на белых листах вдруг проступало что-то цветное. Это была картинка, но не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, в которой горит свет, движутся фигурки и может даже звучать рояль. Это – театр, где все вдруг оживает, движется, говорит, работает. Тот же эффект возникает, когда смотришь на полотна Бобура. И задел он меня именно этим – театральной составляющей его полотен, и на его экспозицию я приходила дважды.

Для художника имеет значение любая деталь, увиденная в реальности, которая может в дальнейшем послужить импульсом для новой работы. Это может быть красивый орнамент, изгиб дерева, необыкновенный закат, чей-то профиль, мелькнувший в толпе… Вещи, предметы, люди на полотнах Бобура символичны. Он решает их так, что они кажутся одновременно и «тут», перед глазами, и «там», на дальнем плане.

Каждая картина – история со своим сюжетом или сцена из спектакля. Художник интерпретирует традиционные легенды, притчи, мифы, свободно экспериментирует с визуальными образами. Звучание театра в его полотнах объясняется просто. По профессии Бобур – художник-декоратор. Закончил институт искусств в 1996 году, отделение живописи театра, работал главным художником в Большом театре Узбекистана, создавал проекты в театре, кино и мультипликации, занимался видеоартом, но живопись оставалась для него на первом месте.

– Мои полотна – это маленькие повествовательные театральные истории, – рассказывает Бобур Исмоилов. – Холст – это моя сцена, а мои актеры – герои историй, которые я придумываю. Для меня не имеют значения портретные сходства и различия. Лица или герои могут перемещаться из одной картины в другую, а могут быть в масках. Но именно эти персонажи живут на моих театральных подмостках. Мне важно отобразить на холсте чувства, мысли и их душевное состояние. Я задаю вопросы, волнующие и меня самого, и даю зрителям возможность найти ответы самостоятельно. Считаю, что каждый художник должен быть более глобальным, мыслить шире и поднимать вопросы, которые могут волновать всех. Национальность не имеет совершенно никакого значения. У художника должен быть свой универсальный язык, понятный всем, в любом уголке земли. Это самое важное.

6л.jpg7л.jpg

Знаки судьбы

Несмотря на яркие, театрализованные образы, героям Бобура знакомы отчужденность и одиночество. Они иносказательны и ироничны. Посмотрите на «Роксану. Невесту для царя». Основное место на картине уделено не самой Роксане, скрывающей лицо под маской, а лошади, на которой она направляется в дальний путь. Животное словно вытянули с двух сторон, чтоб разостлать во всю величину огромную праздничную попону, скроенную из дорогого яркого шелка. Роксану, восседающую на лошади, украшает коралловое ожерелье, в руках раскрытый веер, а рядом расставлены дары и подношения для царя. Девушка не готова дать окончательный ответ, она в раздумье. И лошадь под красивой накидкой, и сама Роксана будто застыли на мгновение, ступив в волшебный лес, прикрыв глаза, убаюканные тишиной, ритмом движения, устав от утомительного пути.

Все вокруг охвачено безмятежным покоем, который изредка, легким шорохом крыльев, нарушают стремительные вьюрки. Очень атмосферная работа, поднимающая откуда-то из глубины подсознания аналогии, ощущения, некие знаки. В ней есть недосказанность. Именно этим, на мой взгляд, интересно искусство, представляющее загадку, дающее импульс для размышлений.

Куда мы все летим?

Свои работы Бобур называет «графикой на холсте». Его авторскому стилю свойственны четкие линии и силуэты. Хотя картины иллюзорны и метафоричны, в них нет неясных абстрактных силуэтов. Это – аллегории, главным лейтмотивом которых является состояние одиночества. Люди одиноки, приходя в мир и покидая его, мы стремимся друг к другу, пытаясь его преодолеть, но зачастую тщетно… Картины имеют скрытый смысл, символический код. Несмотря на яркие, театрализованные образы, его героям знакомо состояние отчужденности.

Интересна многоплановостью композиции, четким построением пространства, расположением фигур, а также звонким колоритом и гармонией цветовых аккордов работа под названием «Центрифуга», где все изображенные объекты крутятся, бегут, летят, падают или вращаются. На первый взгляд здесь каждая фигура – сама по себе, не связана между собой. Вот сидящие на лошадках «наездники» с отсутствующими бесстрастными лицами, пролетающие дружной стайкой голуби по первому плану или любопытный пес, заглядевшийся на «дрессировщицу» в центре полотна. На самом деле они связаны единым ритмом большого раскрученного колеса, которое со временем будет все более ускоряться. И только испуганная мордочка черного кота, выглядывающего из обертки конфетти, будто вопрошает: куда мы все летим?

Каждая работа Бобура – загадка, к которой он приглашает своего зрителя. В ней мысли художника воплощаются в иносказательные формы и философские размышления.

«С прозрачными воротами, где травы да цветы…»

Подхожу к полотну «Елизавета Тюдор». Королева будто выхвачена лучом света из темноты дворцового кабинета. Кстати, цветовое решение картин Бобура всегда строго продумано и составляет важную часть философии его работ.

Неоднозначность натуры Елизаветы Тюдор занимает умы не одного поколения людей, пытающихся разгадать ее загадку. На полотне художника английская королева состригает волосы. Достоверен стиль ее одежды: тяжелое пышное платье из узорчатой парчи, высокий кружевной воротник, кстати придуманный именно ею, чтобы скрыть большой выделяющийся кадык. Елизавета правила Англией твердой рукой долгих 45 лет, не выйдя замуж, не оставив наследников. Волевые решения, острый ум, неженская хватка и всплывшая благодаря писателю Брэму Стокеру «история с подменой» заставили общественность сомневаться в ее принадлежности к прекрасному полу. Вот уже целый век королеву-девственницу подозревают в том, что она была... мужчиной.

8л.jpg

Возможно, Бобур в своем полотне тоже попытался подступиться к ее тайне и идее с подменой, но возможно, что я ошибаюсь. Это только мои догадки, которые я делаю, стоя у картины. На полотне королева ловко орудует изящными ножницами, глядя на свое отражение в серебряном зеркале, прислушиваясь к неприятному звуку металла и наблюдая на полу растущую копну остриженных волос. Отведя голову влево так, что нам стал виден ее профиль, она любуется выполненной работой, и в зеркале отражается уже не женщина, а… почти мужчина с холодным и твердым взглядом.

Творчество – это всегда способ создавать свои миры, умение сохранять в душе и творчестве мудрый взгляд на окружающую жизнь, умение передавать зрителю энергию. Бобур сочиняет свои необыкновенные «вишневые сады» и планеты с мечтателями и дивными конями, мудрецами и золотоголовыми птицами, с упоением отдаваясь процессу творчества, поиска, фантазии и какой-то вневременной космической отстраненности. Через все его картины проходит цепь метафор, аллегорий, символов. Его театр живет и восхищает придуманными им персонажами, которых он наделил – кого мечтательностью, кого – чистосердечием, кого – хитростью, иных – любопытством. Они живут независимо от нас в своих мирах, в маленьких пыльных домиках-коробочках, в своих осенних садах и городах «с прозрачными воротами, где травы да цветы…», и где под ясной путеводной звездой льется вечная музыка Вселенной.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Галереи
Виктора Бронштейна.

На фото: Бобур Исмоилов: «Холст –
это моя сцена, а мои актеры – герои
историй, которые я придумываю»;

«Солистка»;

«Вишневый сад»;

На открытии выставки

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии