Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Региональный портрет в интерьере

28 декабря, 2013

 

По оценке Иркутскстата, на экономике области
уже сказываются негативные кризисные явления

 

В течение уходящего года сотрудники Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстата) провели более 300 исследований и проанализировали более 180 тысяч отчетов от предприятий и организаций области. Работу статистиков осложняло принципиальное нежелание многих руководителей подавать о себе какие бы то ни было сведения, а также упорное стремление тех, кто все-таки участвовал в исследованиях, жить «по дедовским заветам старины». В 2012 году только 12 процентов отчетов подавалось в электронном виде, в 2013 году эту долю удалось с большим трудом довести до 35 процентов.

— Хуже нас, — отметила руководитель Иркутскстата Ирина Иванова, — в 2012 году было всего два региона в стране.

При этом в среднем по стране органы статистического учета получают в электронном виде 46 процентов отчетов, а в двух регионах — даже до 80 процентов. Более или менее приличный  процент демонстрируют предприятия Осинского района (там доля электронных отчетов превышает 50 процентов), а вот в крупных городах едва доходит до 30 процентов. Впрочем, это можно объяснить и тем, что ничего особенно хорошего многие предприятия Иркутска, Ангарска, Братска и других городов о своей жизни сказать не могут.

Индекс промышленного производства за 11 месяцев 2013 года к уровню аналогичного периода 2012 года составил 112,3 процента. Показатель 2012 года к результатам 2011 года был еще более внушительным — 114 процентов, так что тезис о замедлении роста вполне доказуем. Ирина Иванова без всяких сомнений говорит: рост обусловлен только успехами добывающих отраслей и в первую очередь — нефтяной отрасли. Как только добыча нефти стабилизируется на определенном уровне (считается, что это уже случилось в 2013 году), рост прекратится. И хотя достигнутый уровень весьма высок, для дальнейшего роста нужны какие-то экстраординарные меры.

Объем работ в строительстве за те же 11 месяцев оценивается в 77 млрд 146 млн рублей — и это на 6,8 процента меньше, чем в прошлом году. Правда, 2012 год  превосходил 2011 год на 25 процентов и вообще был рекордным по объемам строительства — и при этом отставал по вводу жилья на 15 процентов. Еще один факт: за отчетный период 2013 года в области введено 553,3 тыс. квадратных метров жилья, что на 14 процентов больше прошлогоднего. Вот и разобрались: в 2012 году много строили, а в 2013-м — много ввели из построенного ранее.

Грузооборот предприятий транспорта сократился на 0,3 процента и составил 98,2 млрд тонно-километров перевезенных грузов. Это меньше, чем годом ранее, на 4,2 процента. Зато объем услуг связи растет с каждым годом: в 2012 году прирост составил 14,3 процента, в текущем — 4 процента. Оборот розничной торговли в области вырос на символические 0,1 процента и  составил 236 млрд 695 млн рублей. Оборот предприятий общественного питания подрос на 1,4 процента, достигнув отметки 9 с четвертью миллиардов, а вот объем платных услуг населению снизился на 1,9 процента — до 69 млрд 183 млн.

Средняя численность занятых в экономике за 11 месяцев составила 788,7 тыс. человек, но уже в ноябре она была на 5,2 тыс. человек меньше, а в декабре, после закрытия БЦБК, статистика станет еще хуже. Правда, если сравнивать с данными 2012 года, то сокращение наметилось лишь в ноябре — но это-то и печально, потому что под конец года, а до февраля деловая активность толком не восстановится.

Начисленная средняя заработная плата по региону составила за 11 месяцев чуть более 28,2 тыс. рублей, за ноябрь – 29,5 тыс. Если верить статистике, то рост в течение года составил аж 12,3 процента, и даже в ноябре средняя начисленная заработная плата была выше прошлогодней на 8,3 процента. Но дело-то в том, что в 2012 году рост составлял 15 процентов.

Номинальные денежные доходы на душу населения (то есть поделенные на всех жителей области, а не только на работающих) подросли якобы на 14,8 процента — до 19 185 рублей, но реальные (то есть с учетом инфляции) росли медленней — на 7,5 процента. Более того, к концу года статус безработного имели 16 698 человек, а у них доходы и вовсе мизерные.

Составили органы статистики и рейтинг регионов Сибирского федерального округа, выбрав в качестве критериев для сравнения численность населения, средний возраст, удельный вес людей с высшим образованием и обеспеченность жильем одного жителя в квадратных метрах. Иркутская область выглядит в этом списке крепким середняком: по численности жителей мы четвертые с населением 2 млн 429 тысяч человек (но вторые по миграционному оттоку — за восемь лет между двумя переписями область потеряла 5,9 процента населения); по удельному весу людей с высшим образованием — пятые (20 процентов), по удельному весу экономически активного населения тоже пятые (67,8 процента).

Статистика все-таки очень тонкая вещь. Лидер по приросту населения Республика Алтай, увеличившая численность жителей на 1,6 процента, при этом в 12 раз меньше нашей области. В Томской области 24 процента населения имеют высшее образование, но по среднему возрасту жителей этот регион, славящийся своими вузами, ненамного опередил Иркутскую область – 33,7 и 35,2 года соответственно. Пять регионов превосходят нас по количеству квадратных метров, но всего на 1 метр (у нас 19 «квадратов» на душу), но здесь ничего нельзя сказать о качестве. К тому же правительство области регулярно докладывает о том, что у нас жилья гораздо больше, чем говорит статистика, и кому тут верить — не очень понятно.

Красноярский край занимает первое место по численности жителей, в Республике Тыва самое молодое население (средний возраст 27 лет), Алтайский край потерял за 8 лет 7,2 процента населения — все это очень интересно, конечно, но без дополнительных пояснений и исследований ни о чем не говорит.

Иркутскстат такие исследования проводит, но вот публиковать ли их? Это большой вопрос. Разве кто-то до сих пор не знает, что самая низкая заработная плата в регионе — у младшего медицинского персонала (всего 47,2 процента от средней по региону)? Это не просто общеизвестно, об этом уже говорили все и на всех уровнях. И только к 2018 году планируется поднять заработную плату медсестер и медбратьев до среднего уровня. Останутся ли к тому времени люди этой профессии, если за 9 месяцев правительство области все же не успело выполнить установку федерального правительства о доведении их заработной платы хотя бы до уровня 50 процентов?

Считается, и статистика это подтверждает, что сравнительно неплохо зарабатывают научные работники и преподаватели в вузах: их средняя заработная плата в области составляет 142,8 и 149,5 процента соответственно к средней зарплате в регионе. Но как тут не вспомнить по случаю непрекращающиеся стенания ученых по поводу старения кадров (молодежь считает даже такую зарплату неоправданно низкой) и официальную статистику федерального правительства — преподавателям и учителям в школах действительно повысили заработную плату, увеличив одновременно нагрузки. Школьный учитель, например, сейчас в среднем работает на 1,37 ставки, его рабочая неделя составляет 48 часов — а зарплата составляет 101,6 процента от средней, и дальше повышать ее никто не планирует.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии