Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Расходы по доходам

25 ноября, 2013

 

Бюджет Иркутска рассмотрели со всех сторон

 

21 ноября в зале заседаний думы Иркутска прошли публичные слушания по бюджету города на 2014 год и плановый период 2015—2016 годов. В слушаниях приняли участие мэр Виктор Кондрашов, председатель городской думы Александр Ханхалаев, депутаты думы Иркутска, представители структурных подразделений администрации, депутаты Законодательного собрания, избранные в городских округах, — Алексей Красноштанов и Андрей Лабыгин, представители общественности.

Минус два миллиарда

Основной доклад собравшимся представила председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Светлана Литвинова. Главный финансовый документ города рассчитан на очередной трехлетний период – 2014—2016 годы.

Доходная часть бюджета Иркутска на 2014 год планируется в объеме 12 млрд 358 млн рублей, что на 1 млрд 726 млн рублей ниже ожидаемого поступления в текущем году. Сокращение доходов бюджета обусловлено снижением налоговых поступлений в связи с изменением бюджетного законодательства.

Так, на 9,5 процента сокращен норматив отчислений в бюджет города от налога на доходы физических лиц, отменен норматив отчислений от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Это повлекло выпадающие доходы бюджета в объеме порядка 2 млрд рублей.

Прогнозируется рост доходов за счет установления норматива отчислений в бюджет Иркутска от акцизов на нефтепродукты, увеличения на 20 процентов нормативов отчислений от арендной платы и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.

На будущий год в доход города поступит финансовая помощь из областного бюджета в объеме 4 млрд 261 млн рублей, 98 процентов из которых составляют субвенции на выполнение областных полномочий.

— С учетом изменения федерального законодательства с 1 января следующего года полномочия по финансовому обеспечению дошкольного образования будут переданы на областной уровень, — напомнила Светлана Литвинова. —  В связи с этим из областного бюджета городу предусмотрена субвенция на выплату заработной платы работникам дошкольных учреждений, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек для детских садов в объеме 1 млрд 462 млн рублей в 2014 году.

В проекте бюджета предусмотрены безвозмездные поступления от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в объеме 243 млн рублей в 2014 году и 46 млн — в 2015-м.

 

Траты

Учитывая значительное уменьшение доходов, потребовалась существенная корректировка ранее утвержденных параметров бюджета на 2014 и 2015 годы. Общий объем расходов за счет собственных средств бюджета в каждом году сократился более чем на 2 млрд рублей.

— Возникла необходимость оптимизации всех расходов и определение приоритетных направлений, которые позволят сохранить социальную направленность бюджета и обеспечить социально-экономическое развитие города, — добавила Светлана Литвинова.

В числе приоритетов — исполнение указов президента по  повышению заработной платы работников бюджетной сферы, ликвидации очередности в детские сады и ликвидации аварийного жилищного фонда.

Бюджетом запланированы расходы на обеспечение деятельности новых муниципальных учреждений и открываемых после ремонта детских садов: это детсады № 176, 178, 179,  173.

В 2014 году Иркутск не будет выделять средств на обеспечение деятельности муниципальных учреждений здравоохранения: с 1 января они переходят в областную государственную собственность.

Особенностью  проекта бюджета является формирование его в новой «программной» структуре. Доля программных расходов  составит порядка 86—87 процентов. Это, по мнению специалистов, повысит эффективность использования бюджетных средств и всей системы муниципального управления.

 

«Социалка» в приоритете

— Общая структура расходов позволяет говорить о сохранении безусловной социальной направленности бюджета города Иркутска, — уверена Светлана Литвинова. — Расходы на социальную сферу и социальную политику в течение трех лет составят более 25 млрд рублей, или 63 процента расходов бюджета.

Развитие социальной сферы предполагается обеспечить с помощью семи муниципальных программ: «Иркутск — территория детства», «Культура Иркутска», «Здоровое поколение», «Строительство объектов социальной сферы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Социальная поддержка населения города Иркутска», «Жилище».

В проекте бюджета предусмотрены средства на повышение заработной платы педагогическим работникам образовательных организаций, работникам учреждений культуры в соответствии с майскими указами президента. При этом объем собственных средств бюджета города на эти цели только в 2014 году составит 185 млн рублей.

708 млн рублей планируется направить на проведение капитальных и текущих ремонтов учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта. В 2014 году будут капитально отремонтированы три школы (№ 43, 53, 73), два детских сада (№ 172, 173), два учреждения дополнительного образования детей (ДМШ № 2, 4) и библиотека (филиал № 26).

81 млн рублей город направит на оснащение муниципальных учреждений необходимым оборудованием, мебелью, современными техническими средствами обучения, наглядными пособиями, книжным фондом.  На бесплатное питание школьников, имеющих право на социальную поддержку, в течение трех лет будет выделено 351 млн рублей, в том числе 96 млн — за счет средств субвенции из областного бюджета.

— Одним из важных направлений расходов является строительство объектов социальной сферы, на которое в течение трех лет будет направлено 2 млрд 637 млн рублей, — отметила Светлана Литвинова. — При этом особое внимание уделено строительству учреждений дошкольного образования и пристроев к ним.

В течение трех лет планируется построить 11 детских садов в Ленинском, Октябрьском и Свердловском округах города, пристрои к четырем детским садам и разработать проекты строительства еще десяти пристроев. В 2014 году завершится строительство детского сада по переулку Богданова, будут построены детские сады по улицам Розы Люксембург, Новаторов, Севастопольской. Также в течение трех лет планируется построить две школы — по улицам Ленской и Багратиона, спортивные модули в школах № 63 и 68, спортивную площадку в школе № 35, разработать проекты строительства школы на Депутатской и двух учреждений дополнительного образования.

Кроме того, будут построены два физкультурно-оздоровительных комплекса — в  Юбилейном и на бульваре Рябикова, разработаны проекты строительства трех ФОКов. В 2014 году завершится строительство крытого бассейна по переулку 18-му Советскому в Ново-Ленино.

— Расходы бюджета в сфере социальной политики запланированы с учетом сохранения достигнутого в предыдущие годы уровня, — добавила Светлана Литвинова.

5 млрд рублей в очередные три года составят средства  муниципального дорожного фонда. Они будут направлены на содержание и ремонт автомобильных дорог, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним и иные мероприятия. В течение двух следующих лет ремонтные работы будут проводиться на улицах Радищева, Напольной, Ширямова и автомобильной дороге от рынка «Покровский» до садоводства «Озерное».

Резервный фонд администрации города составит 200 млн рублей в 2014 году, на 2015—2016 годы — в размере 250 млн ежегодно.

Таким образом, согласно проекту бюджета на 2014 год доходы предусмотрены в объеме 12 млрд 358 млн рублей, расходы — 12 млрд 965 млн рублей, дефицит составит 607 млн. Для финансирования дефицита планируется привлечение кредитов коммерческих банков, в связи с чем в бюджете предусмотрены расходы на обслуживание муниципального долга.

 

Рекомендовано к рассмотрению

С заключением Контрольно-счетной палаты областного центра по проекту бюджета участников публичных слушаний познакомила глава палаты Наталья Титова. Обратив внимание на ряд моментов, которые нужно доработать, она сообщила, что в целом проект соответствует требованиям федерального бюджетного законодательства, нормативно-правовым актам города Иркутска и может быть рекомендован думе города для рассмотрения в предложенной редакции.

Того же мнения придерживается и председатель комиссии по экономической политике и бюджету думы Иркутска Ирина Цвигун. Она подчеркнула, что бюджет Иркутска, как и бюджет страны, формируется в условиях замедления темпов экономического роста в стране в связи со снижением темпов мировой экономики.

Еще раз напомнив о причинах и размерах снижения доходной части муниципального бюджета, Ирина Цвигун отметила, что в ходе исполнения трехлетнего финансового закона доходная часть может быть скорректирован в сторону увеличения за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Она повторила, что бюджет Иркутска сохраняет социальную направленность, наибольший удельный вес программных расходов приходится на программы, реализуемые для достижения стратегической цели номер один — развитие человеческого капитала.

— Рассматриваемый финансовый документ может быть предложен думе Иркутска для рассмотрения, — сказала Ирина Цвигун. — Хочется пожелать, чтобы депутаты при рассмотрении проекта бюджета учитывали особенности его формирования и не тянули одеяло каждый на себя, а взвешенно и системно подходили к принятию решений, не размениваясь на популизм.

У депутата Законодательного собрания Алексея Красноштанова за два месяца работы в этом качестве сложилось мнение, что Иркутск, и в частности Ленинский район, в Законодательном собрании никто не представлял.

— Консолидированный бюджет области составляет 95—100 млрд рублей, Иркутска — 12—13 млрд, при том что в Иркутске живет каждый четвертый житель области. Налицо явное недофинансирование города, — считает депутат. — Несложный расчет показывает, что на одного иркутянина бюджетное финансирование составляет порядка 25 тысяч рублей в год, в то же время на остальных жителей области приходится по 45—47 тысяч рублей.

Очень обидно, отметил парламентарий, что Иркутск в последние два-три года не воспользовался той грандиозной возможностью, когда бюджет региона был суперпрофицитным, область размещала свободные денежные средства на депозитах в банках под проценты. Алексей Красноштанов, подчеркнув, что депутаты, представляющие Иркутск в ЗС, могли привлечь дополнительные средства для развития города, обратился к мэру:

— Виктор Иванович, я прошу вас возглавить и наладить работу, взаимоотношения  депутатов Законодательного собрания, Государственной думы на решение, а иногда и лоббирование вопросов в пользу Иркутска. Имея колоссальный потенциал Иркутской области, мы город Иркутск по непонятным мне на сегодняшний день причинам держим на голодном пайке.

 

Максимум возможного

По словам Виктора Кондрашова, администрация, исходя из прогнозируемой доходной части, сделала максимум возможного для сохранения всех социально ориентированных городских программ. Очень сильно сокращены расходы на дорожное строительство, ожидаются решения области по строительству дорог — есть предварительная договоренность по проектам ремонта улиц Мира и Радищева. В бюджете сохранены все средства на обслуживание и благоустройство дорог, потому что убирать снег, чистить улицы и делать ремонт необходимо.

— Упор, конечно, сделан на строительство и реконструкцию детских садов.  Программа по развитию человеческого потенциала «роддом — детсад — школа» как была основной в политике администрации, так и есть, — говорит Виктор Кондрашов. — Роддом почти достроен, детсады делаем в таком объеме, чтобы к 2016 году у нас не осталось очереди для детей от трех до семи лет.

Все, что касается каких-то изысков или грандиозных проектов, отметил глава города, — по средствам. Пока их в городском бюджете нет и в перспективе не наблюдается. Возможно, что-то изменится в связи с принятием областного бюджета и федеральных программ.

— В целом работа стабильна. Помните сказку про Колобка? По амбарам помели, по сусекам поскребли. Сделали Колобок. Так и мы. Где-то сократим непрограммные расходы, улучшим скорость работы, оптимизируем расходы. И сохраним стабильную ситуацию, — отметил Виктор Кондрашов.

 

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести».

На фото: Администрация Иркутска намерена сохранить стабильность
в городе и в следующем, экономически сложном году

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

вик 25 ноября 2013, 23:56
Опять стабильность! А когда развитие? Дожимаем старые соки, а новых не выращиваем. Это застой!