Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Общественная апатия может продлиться

07 марта, 2017

В политологическом сообществе — буду исходить из предположения, что таковое существует — сложилось практически консенсусное (единое) представление о том, что в грядущих президентских выборах будет участвовать Владимир Путин, и эти выборы он выиграет в первом туре. Добавлю, что бытует и вполне консенсусное мнение, что это будет последний президентский срок для Путина. Впрочем, замечу, что, скажем так, «в народе» это мнение разделяют далеко не все и, как говорится, возможны варианты.

Я в общем не отклоняюсь от мнения большинства российских и нероссийских политологов. Вероятность того, что действующую власть на выборах представит не действующий президент, а кто-то другой, крайне мала. Год-два назад я допускал, что такое вполне возможно. Кремль мог пойти на такой ход, если бы дела в экономике шли совсем ахово, нефть продолжала бы падение или остановилась на 40 долларах за баррель, выборы выиграла бы Хиллари Клинтон, которая явно намеревалась идти на обострение конфронтации с Россией. Тогда ситуацию можно было бы смягчить, поменяв Путина на любую другую фигуру, хоть на того же Медведева. Все-таки значительная часть давления на Россию обусловлена отношением западных политиков и западного общественного мнения персонально к Путину, часть проблем исчезла бы, отойди наш президент в тень.

Однако необходимость в этом отпала. Цена на нефть переросла, и значительно, уровень, заложенный в бюджет. Российская экономика, несмотря на все проблемы, держится на плаву лучше, чем могли предположить недоброжелатели. Но главное — Хиллари Клинтон не попала в Белый дом, определенные надежды на преодоление конфронтации в связи с победой Трампа имеют место быть, и совсем уж беспочвенными их назвать нельзя. Так что объективных причин, которые могли бы обусловить неучастие Путина в этих выборах, в общем нет. Смена основного игрока возможна только в силу принятия субъективного решения самим этим игроком, либо в силу обстоятельств, которые предсказать сейчас невозможно — как говорят сейчас, «черных лебедей».

Тем не менее, говорить о том, что в будущих выборах совсем нет интриги, я бы не стал. И я вовсе не имею в виду интригу с уровнем явки и процентами, которые получит Путин.

Первая интрига — с какой повесткой двинется на выборы действующий президент? Путин должен заинтересовать избирателей, а значит как-то «обновить» свой образ. Та же победа Трампа не позволяет использовать мобилизационную тему отражения внешних угроз. Более того, граждане устали от внешней политики, в обществе есть запрос на решение внутренних проблем. Совершенно не исключаю, что основной кандидат выступит с идеями некоторой «перестройки», «оттепели». Это будет достаточно интересно, учитывая, что последний срок Путина пусть и не был классическим застоем (все-таки «Крымнаш» и активное участие в украинском кризисе достаточно встряхнули нас), но классическими «заморозком» он, несомненно, стал.

Другая интрига связана с набором оппонентов Путина, системными и несистемными конкурентами. Под первыми я имею в виду КПРФ, со стороны которой выдвижение проигравшего все на свете выборы немолодого Зюганова было бы очередным издевательством над собственными избирателями. Может случиться давно ожидаемое чудо, и коммунисты выдвинут-таки кого-то другого. Так что КПРФ на грядущих выборах — это вполне себе интрига.

Что касается несистемного оппонента, то тут интрига хорошо известна — участие или неучастие Навального. Если он будет допущен до выборов, то выборы станут интересны еще и тем, что в них будут участвовать минимум два политика, которые в общем-то верят в то, что говорят избирателям, — Путин и Навальный. И соревнование такого рода «искренностей» было бы очень увлекательным зрелищем, пусть и при вполне предрешенном результате.

В не всегда серьезном деле политического прогнозирования я стараюсь придерживаться неких умеренных прогнозов — между крайностями. У таких прогнозов больше шансов на то, чтобы сбыться. Так вот мне кажется, что не сбудутся надежды оппонентов действующей власти на то, что будет либо два тура, либо даже случится так называемое «опрокидывающее голосование», которое станет неприятным сюрпризом для власти. С другой стороны, планы администрации президента на победу с рекордным процентом и при высокой явке тоже, скорее всего, не будут реализованы. Общественная апатия, столь очевидная на выборах в Государственную думу, может продлиться. Путин победит в первом туре, но с невысокой явкой и с достаточно скромным процентным результатом, быть может, даже более скромным, чем результат 2012 года. Именно скромность победы Путина в 2018 году может стать главным сюрпризом выборов, которые ожидают Россию через год.  

Сергей Шмидт, кандидат исторических наук, блогер
и публицист, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии