Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Прогноз без споров

29 октября, 2012

 

 

Представленный областным министерством экономического развития и промышленности прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие три года не вызвал у участников заседания правительства возражений.

 

Нефть, газ и золото

Открывая заседание правительства 18 октября, губернатор области Сергей Ерощенко не без скептической нотки в голосе заметил, что делать в наше время прогноз на три года сразу — довольно смелый шаг, но опыт такой приобрести нужно, а будет он положительным или отрицательным — покажет время. Министр экономического развития и промышленности Руслан Ким в ответ на реплику губернатора заявил, что разработчики опирались на прогноз федерального правительства, которому, надо полагать, было еще сложнее сделать свои расчеты.

Среди внешних факторов, которые министерство учитывало в своих расчетах, мировая конъюнктура — цены на производимое в области сырье и объем спроса, курс доллара и евро, состояние финансового рынка и инвестиционный климат в России и мире. Министр сделал важную оговорку: размеры бюджета Иркутской области напрямую зависят от цен на нефть — раньше «бюджетообразующими» были цены на алюминий, лес и полуфабрикаты химического производства. При составлении прогноза были учтены возможные изменения тарифов на услуги естественных монополий, инфляция и ряд других факторов.

Были составлены два варианта прогноза: консервативный и умеренно-оптимистический — первый отличается от второго более умеренным темпом роста цен на сырье, более медленными темпами роста экономики и более негативным вариантом оценки последствий вхождения России во Всемирную торговую организацию. На уровне Российской Федерации негативным для области фактором может стать отмена льготной ставки налога на добычу полезных ископаемых — это случится в том случае, если в 2014 году крупнейшая нефтедобывающая компания области Верхнечонскнефтегаз выйдет на максимальный уровень добычи в 25 млн тонн. Компания после отмены льготы на НДПИ сократит отчисления по налогу на прибыль в областной бюджет, что приведет к сокращению его доходной части.

Правительство планирует компенсировать эти выпадающие доходы при помощи более активной работы на федеральном уровне и попытается сделать все возможное для включения области в федеральные целевые программы по развитию Сибири и Дальнего Востока. Вторым шагом станет более активная работа с вертикально интегрированными компаниями, которые пока еще платят на территории области меньше налогов, чем могли бы, по данным областных финансистов. Правительство области постарается сделать все возможное, чтобы область получила статус опорного региона по развитию Сибири, а ведущими отраслями станут нефте- и газохимия, глубокая переработка леса, туризм.

Будет продолжена работа по повышению инвестиционной привлекательности региона, начатая в 2012 году подготовкой инвестиционного меморандума. В рамках сотрудничества с Агентством стратегических инициатив область станет первым регионом в стране, где будут внедряться принципы «Единого стандарта инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Руслан Ким надеется, что некоторые крупные налогоплательщики увеличат свои налоговые и неналоговые отчисления в бюджет области после вхождения в так называемую группу консолидированных налогоплательщиков и заключения соглашения с правительством региона. Со своей стороны правительство должно повысить качество администрирования налогов и их собираемость по отдельным территориям.

Рост валового регионального продукта и промышленного производства в ближайшие годы должен составить 3—4 процента, более высокие индексы в 2011—2012 годах объясняются исключительно достижениями нефтяников, и повторения этого результата ждать не приходится. Инфляция в 2013—2014 годах прогнозируется на уровне 5—6 процентов, рост доходов населения — до 10 процентов. Отвечая на уточняющий вопрос уполномоченного по правам человека Валерия Лукина, министр заявил, что за два-три года в области будут созданы 50 тысяч «новых высокотехнологичных» рабочих мест. Правительство провело переговоры с потенциальными инвесторами об освоении месторождения золота в Сухом Логе и Непского месторождения калийных солей, но речь шла о периоде до 2015 года, и в рассматриваемый в прогнозе период область не успеет получить доходы от этих перспективных месторождений. Но в том, что правительство продолжит работу в этом направлении, сомнений нет.

 

— Надеюсь, — отметил Сергей Ерощенко, — что министры примут необходимые управленческие решения. Или я приму решения по этим министрам. Нельзя просто надеяться на нефть, газ и золото, сырьевая ориентация — это путь в тупик, на последние места по социально-экономическому развитию.

 

Пора разделить ответственность

С единственным развернутым комментарием к представленному правительству прогнозу выступил губернатор Сергей Ерощенко. Он предупредил министров о том, что возросшие в последнее время поступления в бюджет — это всего лишь шанс, который дан области на создание новой инфраструктуры. И именно она должна будет кормить область в будущем.

— Все наши действия, все траты бюджета должны быть направлены на развитие инфраструктуры, — заявил губернатор. — Я благодарен депутатам за то, что вчера мы потратили в три раза больше времени, чем планировалось, на обсуждение бюджета. Нам нужно отработать алгоритм взаимодействия таким образом, чтобы депутаты обсуждали законы, правительство их исполняло и чтобы не было никаких ненужных споров не по делу. Принятые решения должны исполнять все. Когда мы говорим о доходах, нужно заранее понимать, как мы будем их расходовать, — и понимать, что для решения проблемы детских садов вовсе не обязательно строить новые садики. Или строить их за средства бюджета: строители прекрасно понимают, что квадратный метр, обеспеченный  инфраструктурой, в том числе и детским садом, стоит намного дороже, чем без нее, они уже готовы один сад из пяти строить за свой счет.

Первый заместитель председателя правительства Владимир Пашков в своем выступлении поставил правительству задачу: стимулировать муниципалитеты «плотнее заниматься своими доходами». Работа с малым и средним бизнесом, увеличение поступлений от налога на собственность — все это полномочия именно местных властей. Владимир Пашков привел несколько примеров, из которых следовало, что при сходных количестве населения и уровне развития в разных районах области наблюдается совершенно разный уровень поступления доходов от налога на землю. Единственное объяснение этому феномену кроется в политической воле руководства муниципальных образований: у одних руководителей она есть, у других должна появиться при помощи правительства.

Губернатор вернул этот упрек правительству, отметив, что при наличии большого количества лесопользователей налогов от них поступает неоправданно мало, а дорожное строительство ведется неоправданно медленно.

— Надеюсь, — отметил Сергей Ерощенко, — что министры примут необходимые управленческие решения. Или я приму решения по этим министрам. Нельзя просто надеяться на нефть, газ и золото, сырьевая ориентация — это путь в тупик, на последние места по социально-экономическому развитию. Муниципалитетам нужно помочь, без правительства они не справятся. Например, объяснить, что кладбища и спортивные комплексы — это не то, чем нужно заниматься в первую очередь, чтобы люди жили лучше. Неоправданную политическую активность некоторых мэров мы должны прекратить, вынося эти вопросы в публичную сферу. И тогда такие мэры никуда больше не изберутся.

 

Бюджет на три года

С 2013 года бюджет области будет рассчитываться на три года вперед, что сделает динамику всех показателей более предсказуемой, создаст понятные перспективы для бизнеса и снизит бюджетные риски для муниципалитетов. Основным фактором, повлиявшим на параметры бюджета, стало решительное снижение дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. В 2009 году область получила на эти цели 8,8 млрд рублей, в 2013 году ожидается всего 1,4 млрд; еще 1,67 млрд поступит в виде целевой помощи на исполнение указа президента РФ о повышении заработной платы учителей.

Вторым важным фактором стала необходимость в 2015 году выплачивать сто процентов расходов на медицинское обеспечение неработающего населения из областного бюджета: если в 2012 году область тратит на эти цели 4,2 млрд, то уже в следующем году эта статья вырастет до 8,4 млрд, а к 2015 году — до 15 млрд. Правительство в связи с этим прогнозом предлагает депутатам сохранить в бюджете резервный фонд в 4,1 млрд рублей и в соответствии с Бюджетным кодексом вводит так называемые условно утвержденные расходы — 2,5 процента расходной части бюджета в 2014-м и 5 процентов в 2015 году.

Состояние доходной части бюджета прогнозируется на основании данных Федеральной налоговой службы и учитывает тот вполне очевидный факт, что не менее 7 млрд рублей в год будут целевым образом поступать в Дорожный фонд. Министерство финансов областного правительства подтверждает прогноз министерства экономического развития о грядущем снижении доходов бюджета: если рост доходов в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 33 процента, в 2012 году (на 1 октября) к аналогичному периоду 2011 года — не более 3 процентов. Тем не менее это означает рост доли собственных доходов на 8,2 процента, или на 6 млрд рублей.

Бюджет учитывает необходимость исполнения федеральных и областных законов с расходными обязательствами. Учтены также увеличение заработной платы учителей до средней по промышленности, доведение стипендий учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования до средней по федерации, все коммунальные расходы с индексацией на 10—11 процентов в год, оплата питания в областных социальных учреждениях с учетом повышения расходов на 20 процентов. Предусмотрены средства на проведение в 2013 году выборов в Законодательное собрание.

С учетом всех известных факторов министерство финансов предложило правительству утвердить доходы областного бюджета в 2013 году в размере 86,1 млрд рублей (в том числе целевые 4,8 млрд), расходы — 88,1 млрд, дефицит — 1,9 млрд; бюджет 2014 года по доходам составит 85 млрд, по расходам — 89,9 млрд, дефицит — 4,7 млрд; бюджет 2015 года — 88,7 млрд доходов, расходы — 93,2 млрд, дефицит — 4,4 млрд рублей.

Заместитель председателя правительства Алексей Зезуля прокомментировал параметры бюджета, отметив, что резервный фонд правительства составляет всего 5 процентов собственных доходов области, а в других субъектах РФ эта сумма достигает 15 процентов. Следовательно, размер резервного фонда нельзя считать чрезмерным, а с учетом возможных кризисных явлений он послужит области страховкой от возможных финансовых катаклизмов. Программа социально-экономического развития области и обсуждаемый бюджет «уже очень сильно диссонируют», и, скорее всего, корректировкам подвергнется именно программа — при составлении бюджета использовались более свежие данные и более актуальные прогнозы.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии