Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Признание в любви

11 июля, 2011

 

 

Иркутск юбилейный

 

Открыта выставка, ставшая гимном городу

 

Гости и авторы выставки

 

На двух этажах выставочного зала Иркутского художественного музея, на улице Карла Маркса, 23, открылась выставка, погружение в которую равносильно погружению в историю, интерьер и быт самого города вместе с его людьми. Выставка посвящена юбилею и называется по-детски бесхитростно — «Иркутск и иркутяне».

Кстати, одна деталь. Выставка открылась практически в день переезда музейного выставочного зала в это здание — ровно 60 лет назад состоялось это переселение из дома, где располагались мастерские художников.

Художники Юрий Квасов, Сергей Жилин и Евгений Турунов возле автопортрета Жилина


Но вернемся на выставку, в день сегодняшний. Иркутская художественная школа проявляется в искусстве портрета, пейзажа, натюрморта — эти основные жанры и представлены в экспозиции, состоящей из сотни работ.

Как сказала на вернисаже искусствовед и куратор выставки Ирина Буханцова, Иркутск всегда был источником вдохновения для художников: архитектура города, уклад его жизни, природа Прибайкалья и сам Байкал и, конечно, люди, которые создают этот город и придают ему его краски, звуки, формируют его облик и характер. Своего рода эпиграфом к выставке ее организаторы взяли строки из стихотворения иркутского поэта Марка Сергеева:

О город, разноликий, разнолицый, —
зимой, и летом, и в разгул весны, —
ты мой дневник, где вырваны страницы,
но многие еще сохранены.

— Не случайны эти строки Марка Сергеева — и поэзии, и живописи дана возможность выразить образ города, сохранить трепетные моменты его жизни, — говорит Ирина Буханцова. — И полотна этой выставки, будь то портрет, пейзаж или натюрморт, слагаются в единый гимн городу, своеобразное приношение, подношение иркутских художников своей малой родине.

— Художники, чье творчество представлено на выставке, —это не только выдающиеся мастера, но и удивительные люди, считает искусствовед Тамара Драница, которую попросили прокомментировать экспозицию. — Иркутск — это город, который рождает очень много талантливых людей, и в то же время со многими из них он поступает достаточно сурово в их дальнейшей творческой судьбе, не случайно многие уезжают, а те, что остаются, часто живут недолго... Тем не менее многие из этих работ достойны Третьяковки.

Это можно сказать о работах Алексея Жибинова, Аркадия Вычугжанина, Владимира Тетенькина, Галины Новиковой, Виталия Рогаля, Анатолия Алексеева — повторяю, можно совершенно спокойно помещать их работы в стены Русского музея или Третьяковку. И когда к нам приезжают иностранные гости, ценители искусства, и видят традиционную сибирскую живопись, — для них это становится настоящим шоком, а все разговоры об эре так называемого концептуального искусства рассыпаются как несостоятельные...

На обозрение представлены работы живописцев, чьи имена стали почти легендами, — это уже упомянутый Алексей Жибинов, которого называли авангардистом начала двадцатого века, это репрессированный художник Бигос, это мастера реалистической живописи Георгий Анциферов, Глеб Богданов, Евтихий Конев, Аркадий Вычугжанин, Николай Вершинин, Галина Новикова, это более молодой авангардист Борис Десяткин; это наши современники, продолжающие работать в искусстве, Анатолий Костовский и Анатолий Алексеев, Андрей Рубцов, Николай Башарин, Евгений Шпирко, Юрий Карнаухов, Сергей Жилин, Людмила Статных, Евгений Турунов, Юрий Квасов, Дмитрий Лысяков и еще многие, многие достойные упоминания авторы.

Многие работы стали настоящей классикой иркутской живописи.  Не раз виденные на других выставках, знакомые по живописным альбомам и авторским каталогам, они вызывают приятный эффект узнавания — так встречаешься с добрым старым знакомым где-нибудь на улице родного города. Таковы портрет дирижера и основателя Иркутского симфонического оркестра Игоря Соколова (работа Сергея Коренева), портреты многолетнего хранителя и директора художественного музея Алексея Фатьянова и народного артиста Виктора Егунова, оба — кисти Ивана Ивановича Несынова; портрет народной артистки Галины Алексеевны Крамовой (художник — Анатолий Алексеев), автопортрет Аркадия Вычугжанина...

Список можно продолжать и продолжать, потому что таких работ, вызывающих чувство ностальгии по лицам известных иркутян, как и ностальгии по ушедшим авторам, немало. Любовь Имшенецкая, написавшая портрет художника Владимира Адова...  Автопортрет Галины Новиковой... Ее же руки — портрет тогда еще молодого ученого Рюрика Саляева... Знаменитый портрет историка Вендриха кисти Аркадия Вычугжанина...

И ничего, что в залах музея и сегодня можно услышать споры о том, изжило или не изжило себя реалистическое искусство, и в то же время — что есть зрители, готовые судить о достоинствах портрета или пейзажа исключительно исходя из принципа «похоже — не похоже». То, что представлено в экспозиции выставки, вызывает интерес уже от ощущения того, что эти работы окружает аура настоящего, проверенного временем искусства, что они несут в себе энергию больших мастеров, что в каждом полотне видна печать самобытного таланта.

И конечно, в каждой работе можно увидеть индивидуальность автора, а городской пейзаж «раннего Евгения Турунова» ни за что не спутаешь с городским пейзажем сегодняшнего Геннадия Кузьмина. У каждого свой почерк, своя манера письма, свое содержательное наполнение.

Выставка будет работать до середины августа, так что у вас есть время познакомиться с нею — собственно говоря, увидеть многих «старых знакомых».

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии