Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Приют для списанных

31 октября, 2011

 

 

Сергей Серебренников пообещал помочь
бессребренику Денисычу

 

В минувший четверг с рабочим визитом в одном из отдаленных крестьянских хозяйств побывал заместитель председателя областного правительства Сергей Серебренников. Хозяин показал ему свои владения и рассказал об основных проблемах.

С советских времен это была легендарная личность. Имя Денисыча, он же Александр Денисович Любимов, было на слуху у многих. Он был одним из первых, кто создал крестьянское —это позднее их стали называть фермерскими — хозяйство нового типа. Нового — потому что это не кулак времен коллективизации, не колхоз и не совхоз, к которым мы привыкли в годы развитого социализма, а именно крестьянское хозяйство, как ему больше нравится — община. И его новизна — в обращении к той традиционности, что была всегда свойственна крестьянскому хозяйству.

Ему был 31 год, когда в его душе совершился внутренний переворот. Обычный человек, он вдруг задумался: а так ли я живу? И почему я живу так? Правильно ли это?

В этот год он стал отцом — у него родился первый сын. Он бросил пить и курить, создал свое хозяйство, которое впоследствии назвал «Доброта». Он поверил в то, что можно жить хорошо, красиво, в праведных трудах, с добротой и Богом в душе. Он стал помогать и другим — таким же, каким он сам был еще недавно, заблудшим душам.

В 1998 году в его усадьбе случился пожар. На следующий год — еще один. Сгорело чуть ли не все подчистую... Тогда, говорят, на восстановление хозяйства депутат Госдумы Иосиф Кобзон выделил ему миллион рублей.

С помощью семьи и своих помощников он отстроился заново, в соответствии с нормативами оформил участок земли в 60 гектаров. На этой площади выращивает овес, картошку, овощи.  У него есть кое-какая техника для обработки земли, комбайн, пасека, 20 голов крупного рогатого скота.

Когда-то хозяйство было и побольше — свиней, например, держал до 200 голов, вот только заблудших душ с годами становится все больше, и прибиваются они к хозяйству Денисыча на сезон-другой, пока есть бесплатное пропитание.  Многим и невдомек (или делают вид, что невдомек), что здесь, как и везде, действует один сермяжный закон: не потопаешь — не полопаешь; что мясо, молоко, картошка сами собой не родятся — нужно сперва потрудиться.

Словом, пока было еды вдоволь — было и едоков побольше.  Всего, по подсчетам Денисыча, за тридцать лет через него прошло около двух тысяч человек. В основном это люди с  исковерканными судьбами: те, кто освободился из мест заключения и не знает, куда податься; кто потерял жилье, работу, опору под ногами; те, кто хочет избавиться от алкогольной зависимости, кто нигде никому не нужен...

При том, что Александр Денисыч главным образом хозяйствует, он еще и создал общественную организацию «Клуб трезвых отцов». Это — в поддержку тем, кто хочет «протрезветь» и начать жить по-другому.

Денисыч — святая душа. Он верит, что человек хоть и с трудом, но может отказаться от пагубного пристрастия, если сам этого пожелает. Важно оторваться от привычной среды, от окружения, которое тянет назад, провоцирует, подталкивает к выпивке, к «легкой жизни».

Оторваться здесь, действительно, можно — усадьба расположена далеко от Иркутска, на территории Эхирит-Булагатского района, за деревней Кударейкой. Места здесь красивые, ровные, спокойные. На территории — два ярких дома с крестами на крыше. В том и другом — что-то вроде общежития, столовая, маленькая швейная мастерская, небольшой офис.

Не ожидайте увидеть здесь идиллию — здесь очень даже есть куда приложить руки. И быт здесь трудный — нет удобств, к которым так привыкает городской человек. Но есть печи и дрова, есть вода, которую нужно принести, нагреть; есть банька... Просто Александр Денисыч — человек уже не молодой, ему требуются помощники, которые помогали бы разумно вести хозяйство и — в идеале — разделяли с ним его взгляды на природу человеческую.

Любимов не сидит сложа руки в ожидании такой помощи — он стучится во все двери, находит возможность пообщаться с губернатором во время его выходов «в народ», и один из важных вопросов по земле ему удалось решить именно так, минуя приемные и кабинеты. О нем идет молва, о нем писали и пишут газеты и снимаются телесюжеты. Моя подруга, например, впервые услышала о нем, когда работала по контракту в университете Китая. Включила как-то телевизор — и ахнула: в родной Иркутской области — такой уникальный человек...

Попробовал Любимов выйти и на заместителя председателя областного правительства, руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Сергея Серебренникова. И вот Сергей Васильевич со своими помощниками, а также с мэром Эхирит-Булагатского района Игорем Усовым приехали к Александру Денисовичу, чтобы на месте посмотреть, чем и как можно помочь ему.

Может быть, вся сложность в том и состоит, что помощь нужна двоякая: и как хозяйственнику, и как человеку, на чьем энтузиазме держится этот своеобразный реабилитационный центр.

Можно много рассуждать о сложностях восстановления каждой человеческой личности, — но я приведу лишь один монолог.  Ольга Геннадьевна, женщина немолодых уже лет, подошла к нам, увидев большую группу гостей, и рассказала о себе:

— Я живу здесь шестой год. Родом из Подмосковья, попала в места заключения. Когда пришло время освободиться и уехать из Бозоя, я не знала, куда деваться. Связь с родственниками была потеряна, да и нужен ли родным такой вот оступившийся человек? Это еще вопрос... Случайно услышала про Александра Денисыча и решила: будь что будет, подамся к нему в хозяйство.

Я нашла здесь понимание, возможность заработать на кусок хлеба, у меня есть крыша над головой. Я правду говорю! Была бы моложе — может, попыталась бы устроить свою жизнь как-то иначе, но сейчас — кому еще я нужна? А здесь — есть работа, есть жилье, есть какая-никакая одежда. Проживу!  Только вы дедушку нашего не обижайте. А если сможете помочь — спасибо скажем!

Этот рассказ, как и рассказ самого Александра Денисовича, внимательно выслушал Сергей Серебренников, время от времени обращаясь к своим помощникам с просьбой взять на заметку то или иное обстоятельство.

После встречи мы попросили Сергея Васильевича поделиться его впечатлениями и мыслями.

— Александр Денисович — человек нестандартный, у него есть стремление помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, — говорит Сергей Серебренников. — И мы, естественно, хотим увидеть, как здесь все организовано и в каких условиях люди живут и работают... У нас нет пока готовых решений, как помочь ему, но есть понимание, что поддержку Александр Денисович обязательно должен получить.

Надо наладить производство сельхозпродукции, чтобы это было основой для жизнедеятельности организаторов этой общины и тех, кто сюда приходит. Как сельхозпроизводителя мы, наверное, заведем его в областную программу, по которой он получит поддержку: приобретет технику, семена, племенное стадо, поможем в содержании пчел...

И конечно, важна духовная составляющая, сама реабилитация.  Мы договорились, что сюда можно будет направлять врачей —психиатров, терапевтов, докторов другого профиля для проведения медосмотров прибывающих сюда людей; надо будет привлекать специалистов ГУФСИНа, специалистов по борьбе с наркоманией, соцзащиту — словом, всех, кто должен работать в этом направлении.

Рецептов, еще раз говорю, нет, но мы обязательно найдем возможность оказать поддержку. Мы договорились, что каждый из тех, кто сегодня приехал сюда, подготовит свои соображения, мы их обсудим и выстроим план действий.

...Гости уехали, бессребреник Денисыч (а ведь ему действительно ничего не надо лично для себя!) остался с надеждой на помощь. Хочется верить, что помощь эта не заставит себя ждать.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии