Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Правительство области предлагает

02 декабря, 2013

 

Экономика Приангарья: проблемы и решения

 

Чем дальше в лес, тем больше инициатив

 

Правительство Иркутской области, депутаты Законодательного собрания, представители федеральных структур и руководители предприятий лесной отрасли приняли 26 ноября участие в совещании «Актуальные проблемы и перспективы развития лесного комплекса». По итогам совещания были подготовлены предложения по внесению поправок в федеральное законодательство и дано обещание подойти к работе отрасли по-новому, без скидок на обстоятельства и невзирая на лица.

 

«Да вы и сами все знаете»

Выступая с приветственным словом к участникам совещания, председатель Законодательного собрания Людмила Берлина заявила о готовности депутатов поддержать инициативы специалистов, сформулированные по итогам анализа ситуации. Очевидно, что отрасль работает не полную силу — переработка леса остается неглубокой, рабочих мест и существует, и создается сравнительно немного, о налоговой отдаче говорить не приходится. Тему проблем и неудач поддержал главный федеральный инспектор по Иркутской области Петр Огородников. Он напомнил, что область была первой в реализации целого ряда инициатив — в том числе создании лесных бирж, маркировке бревен (вплоть до электронных чипов) и так далее.

— Вам виднее, что из этого получилось, — сказал Петр Огородников, подразумевая, что не получилось ничего.

Региональный министр промышленной политики и лесного хозяйства Алексей Климов начал свой доклад «Формирование государственной политики в сфере взаимодействия с предприятиями лесного комплекса» с базовых фактов. Площадь лесов в области составляет 69 млн квадратных километров, из которых более 27 млн — хвойные леса и 60 процентов — это зрелые и перезрелые леса. По этому параметру область занимает третье место в Российской Федерации. По объемам заготовки область стабильно занимает первое место с результатом 25—27 млн кубометров в год. На территории Прибайкалья производится значительная часть целлюлозы. Однако объем производства других товаров из леса, в том числе строительных материалов, довольно небольшой — древесно-стружечная и древесно-волокнистая плита, фанера и другие товары выпускаются в объеме 150—200 тысяч квадратных метров в год.

По данным Иркутской таможни, лесная продукция из Иркутской области поступает в 40 стран мира, при этом в структуре лидирует именно необработанный лес — малообработанные пиломатериалы вроде бруса трудно считать конечной продукцией. Доля его снижается, но не так быстро, как хотелось бы и как нужно для пополнения бюджета. Основных покупателей нашего леса министр назвал три: Китай, Таджикистан и Вьетнам. Если учитывать, что у Китая хватает и других поставщиков (на китайских мебельных фабриках с большей охотой используют лес из Юго-Восточной Азии, чем сибирскую сосну), нельзя исключать в обозримом будущем изменения этого соотношения в пользу, например, Таджикистана. Эта страна, в свою очередь, является одной из самых бедных на всем постсоветском пространстве, а ее представители уже были отмечены в криминальных сводках как участники различных схем, которые нельзя назвать даже «серыми» — настолько грязными они были.

В лесной отрасли заняты всего 36 тысяч жителей области, что не только меньше, чем в других отраслях, но и меньше, чем было еще три-пять лет назад. Налоговые поступления от отрасли неуклонно снижаются, и  самым весомым вкладом можно считать 700 млн рублей налога на доходы физических лиц, хотя, по предварительным прогнозам, одни только приоритетные проекты в лесной отрасли должны были принести не менее 2 млрд рублей. По другим налогам — на прибыль, по виду деятельности «обработка древесины» и так далее — происходит постепенное снижение объема выплат. Министр промышленной политики отметил, что оборудование в лесной отрасли обновляется медленно, предприятия продолжают эксплуатировать устаревшее морально и отслужившее свой срок физически оборудование.

 


Предложено разрешить использование лесных ресурсов только с момента ввода в эксплуатацию производственных линий — это позволит исключить экспорт пиловочника хотя бы с предприятий, получивших государственную поддержку. Досрочно может быть расторгнут договор аренды в том случае, если график реализации проекта нарушен на шесть и более месяцев; если древесное сырье используется на цели, проектом не предусмотренные. После окончания срока реализации проекта на сумму арендной платы может быть установлен повышающий коэффициент, причем он будет тем выше, чем меньше будет степень переработки леса.
 
 

Либо убирай отходы, либо считай убытки

Алексей Климов обратил внимание участников совещания на проблему переработки отходов, поставленную на заседании Государственного совета РФ в Улан-Удэ. По самым скромным подсчетам, на территории области ежегодно образуется около 9 млн кубометров отходов — в том числе при заготовке на делянах и переработке леса на предприятиях. Несмотря на все усилия правительства, предпринятые в 2012 и 2013 годах для стимулирования переработки этих отходов и извлечения их них прибыли, в 2013 году было переработано всего 0,5 млн кубометров отходов.

— Такая ситуация характерна не только для Иркутской области, — признал Алексей Климов, — но и для всей Российской Федерации. Накопление лесных отходов ведет к росту экологической нагрузки, создает пожароопасную обстановку в лесах и населенных пунктах.

Министр подчеркнул: правительство будет продолжать свою политику и наращивать усилия по стимулированию переработки отходов. В частности, рассматриваются проекты по изготовлению из отходов лесопроизводства топливных брикетов и даже переводу на топливо из отходов ряда местных теплоисточников. Есть в этой отрасли даже международные проекты — некоторые из них рассматривались на недавней встрече губернатора с предпринимателями из Южной Кореи.

Алексей Климов рассказал участникам совещания о мерах поддержки инвестиционных проектов в сфере переработки отходов. Речь может идти о том, что бюджет области возьмет на себя выплату процентов при приобретении в лизинг оборудования, будут созданы проекты частно-государственного партнерства. Правительство довольно осторожно говорит о перспективах такого сотрудничества, потому что на территории области уже реализуются пять приоритетных инвестиционных проектов и их результаты не соответствуют заявленным прогнозам. По информации Алексея Климова, инвесторы должны были привлечь 32 млрд рублей, но пока привлекли 40 процентов этой суммы.

Инвесторы не выполняют свои обязательства по объему налоговых платежей, некоторые из них были замечены в неправильном использовании арендованных лесных участков. Министр высказал претензии по содержанию вырубок — даже лучшие из лучших компании, принимающие участие в приоритетных проектах и получающие на этом основании поддержку правительства, бросают на своих делянах лесные остатки. Два проекта и вовсе были исключены из перечня приоритетных. Правительство на этом не остановится: министр промышленной политики пообещал предпринимателям еще большее ужесточение контроля за реализацией проектов. Причем участвовать в надзоре будут налоговые органы, полиция, ветеринарный и фитосанитарный контроль и даже органы Федеральной службы безопасности.

 


Деятельность по экспорту обработанных лесных материалов правительство области предлагает сделать лицензируемой. Квоты на экспорт необработанной древесины дадут только тем арендаторам, кто полностью выполняет свои договорные обязательства. При этом 40 процентов леса должны быть проданы через лесную биржу, а при продаже леса на экспорт происхождение каждого бревна нужно будет объяснять с документами в руках. В том случае, если неучтенный лес будет обнаружен на территории Таможенного союза (в него входят Россия, Белоруссия и Казахстан), будет применен так называемый принцип альтернативной территориальной подследственности, и путь неучтенной древесины будут прослеживать от места обнаружения до места заготовки.
 

Мы должны всем законам наши звонкие дать имена

В завершение своего выступления министр предложил всем участникам совещания высказывать свои предложения по реформированию лесной отрасли и направлять их на адрес министерства. А пока предприниматели и чиновники думают, правительство области изложило на трех страницах свои предложения по обновлению и улучшению федерального законодательства. В Лесной кодекс предложено внести пункт об обязанности арендаторов тушить лесные пожары своими силами. В этом же федеральном законе могут появиться положения о создании реестра недобросовестных участников аукционов, о введении повышенного коэффициента арендной платы за пользование лесными участками и отказе в допуске к аукционам фирмам, созданным менее чем три года назад.

В Кодекс об административных правонарушениях предложено вписать право субъектов РФ устанавливать новую меру ответственности — конфискация предмета административного нарушения. Из контекста совещания можно понять, что речь идет о бензопилах (которые на территории области изымают сотнями в год), вездеходах, тягачах и погрузчиках, принадлежащих как «черным» лесорубам, так и нерадивым легальным заготовителям. Предлагается ужесточить ответственность за использование техники, не поставленной на учет и эксплуатируемой без государственных номерных знаков. Правительство области предлагает федеральным властям ужесточить наказание за нецелевое использование древесины и ввести ответственность за скупку, приобретение, транспортировку и продажу древесины без соответствующих документов.

Самый интересный пакет предложений касается постановления правительства РФ № 419 от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Первым же пунктом предложено разрешить использование лесных ресурсов только с момента ввода в эксплуатацию производственных линий — это позволит исключить экспорт пиловочника хотя бы с предприятий, получивших государственную поддержку. Досрочно может быть расторгнут договор аренды в том случае, если график реализации проекта нарушен на шесть и более месяцев; если древесное сырье используется на цели, проектом не предусмотренные. После окончания срока реализации проекта на сумму арендной платы может быть установлен повышающий коэффициент, причем он будет тем выше, чем меньше будет степень переработки леса.

Деятельность по экспорту обработанных лесных материалов правительство области предлагает сделать лицензируемой. Квоты на экспорт необработанной древесины дадут только тем арендаторам, кто полностью выполняет свои договорные обязательства. При этом 40 процентов леса должно быть продано через лесную биржу, а при продаже леса на экспорт происхождение каждого бревна нужно будет объяснять с документами в руках. В том случае, если неучтенный лес будет обнаружен на территории Таможенного союза (в него входят Россия, Белоруссия и Казахстан), будет применен так называемый принцип альтернативной территориальной подследственности, и путь неучтенной древесины будут прослеживать от места обнаружения до места заготовки. Предприятия, занятые переработкой и утилизацией отходов, получат серьезные преференции от федерального правительства.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

вик 02 декабря 2013, 23:15
Ни чего не меняется! Кроме губернаторов, правительства, ЗС. Как продавали необработанный лес, так и продаем. Одни разговоры и безответственность.