Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Последний адрес Павла Зорникова

19 мая, 2014

 

Пятнадцать лет тому назад вышел первый том научно-справочного издания «Жертвы политических репрессий Иркутской области». В девяти книгах (издание закончилось в 2007 году) содержатся сведения о почти тридцати тысячах наших земляков, жертв советской власти за всю ее семидесятилетнюю историю. Пик репрессий пришелся на период Большого террора — с августа 1937-го по ноябрь 1938 года, когда было расстреляно 23 224 человека.

В словаре Владимира Даля понятие «жертва» толкуется как то, что уничтожается, гибнет; то, чего лишаются невозвратно. Вдумаемся в трагическую суть хотя бы последнего определения — невозвратно. Ни ум, ни сердце родных и близких невольных жертв не могли смириться с такой невозвратной безысходностью. Надеялись. Ждали… И вот пришло время реабилитации — как правило, посмертной…

Наш общий долг — помнить всех невинно убиенных. Обязательно надо помнить, пусть они — мертвые — будут всегда для нас живыми. Живыми в нашей памяти. «Мертвые сближают живых, если живые не утратили дара общения с мертвыми, великого дара по имени ПАМЯТЬ», — говорил известный историк и философ Михаил Гефтер.

Общество «Мемориал» для увековечения памяти жертв политических репрессий предложило установить персональные памятные знаки единого образца на фасадах домов, которые стали последним прижизненным адресом каждого невинно погубленного. Основополагающий принцип этого проекта — «Одно имя, одна жизнь, один знак».

Вот одно такое имя — ЗОРНИКОВ ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ. Последний адрес: Иркутск, ул. Красной Звезды, 8, кв. 2.

О своем прадеде рассказывает Елена Дмитриева, учительница истории. «Павел Сергеевич Зорников родился в Томске. Детство, как и у большинства ребятишек из рабочих семей, было трудным: отец умер в 1890 году, когда Павлу было три года. Все его школьное обучение продолжалось лишь три месяца. Пошел работать «мальчиком на посылках».

В четырнадцать лет ушел из дома, добрался до Владивостока и устроился учеником в машинную команду океанского парохода. На флоте и начал Павел свою революционную деятельность: в 1905 году распространял прокламации, участвовал в восстании на теплоходе «Азия» и миноносце «Скорый», где проходил военную службу. За революционную деятельность последовало наказание — ссылка на север Томской губернии. После Февральской революции Павел Зорников, организатор профсоюза металлистов, стал большевиком.

Особая страница биографии Павла Зорникова — Гражданская война. В период колчаковской диктатуры находился в заточении в Александровском централе,  «каторжной тюрьме с особо строгим режимом». После удачного побега стал партизаном,  бойцом 1-го Боярского советского полка.

После Гражданской войны П.С.Зорников был агитатором на пароходе «Красная Сибирь», председателем профсоюза металлистов, инструктором облсовпрофа. Политическая активность Павла Сергеевича была замечена властью, и он попал в число выдвиженцев. Так в первую пятилетку называли рабочих, назначенных на номенклатурные посты. Павел Зорников стал управляющим облкоммунснабсбытом.

Напряженная работа, дружная семья, двое сыновей, внук… Все это рухнуло 7 июля 1937 года, когда Зорникова арестовали и обвинили по печально знаменитой 58-й статье. Через неделю, 14 июля, у Павла Сергеевича в Омске родилась внучка — Алла. Своего деда она так никогда и не увидела.  Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Павла Сергеевича Зорникова к расстрелу. Приговор приведен к исполнению 22 июня 1938 года.

Через три года началась Великая Отечественная война. Воевали сыновья Павла Сергеевича — Александр и Владимир. Владимир пропал без вести в 1945 году под Кенигсбергом. Вот так два диктатора — Сталин и Гитлер — исполовинили семью Зорниковых: первый убил отца, второй – сына.

Родственники, знавшие Павла Сергеевича, говорили мне, что он был чутким и внимательным человеком. За месяц до ареста, приходя с работы, где опять кого-нибудь арестовывали, говорил: «Этого не может быть! Ничего не понимаю!» — и уходил к себе в кабинет. Он очень переживал за тех людей, которых арестовывали. Ведь с ними он работал и хорошо знал их. Я составила родословную нашей семьи и подарила ее в качестве свадебного подарка праправнучке Павла Сергеевича — Альбине Игоревне Зорниковой.  Надеюсь, что род Зорниковых будет продолжаться».

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей».

От редакции «БВ». Этим материалом газета открывает новую рубрику «Последний адрес». Если у вас есть материалы для нее — пишите, звоните.

 

.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Руслан 21 мая 2014, 03:26
Идея хорошая. Знаю, что в Москве это уже делают, надо и у нас раскрутить.