Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

По больному месту

16 августа, 2021

Общественный совет при Законодательном собрании провел 10 августа круглый стол на тему «Современное состояние и перспективы развития санаторно-курортной отрасли в Иркутской области». Открывшаяся картина удивила даже депутатов.

1п.jpg

Где густо, а где пусто

Открывая дискуссию, председатель Общественного совета, президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь напомнил, что еще в прошлом году члены совета обсуждали возможности отрасли для реабилитации пациентов, переболевших коронавирусом. На очередном заседании Алексей Соболь предложил подойти к вопросу шире и оценить, насколько санаторно-курортная область подходит для инвестирования средств бизнеса и областного бюджета, профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни.

Председатель Законодательного собрания Александр Ведерников в своем выступлении заявил, что положение дел не позволяет назвать санаторно-курортное дело самостоятельной и полноценной отраслью экономики – это всего лишь небольшая сфера:

– Хотелось бы, чтобы это была полноценная отрасль, которой управляет отдельный орган в правительстве Иркутской области, чтобы это был объект системного развития. Когда у нас в стране развивается фармацевтика и приходит в упадок санаторно-курортная сфера, это означает, что мы идем совершенно не в ту сторону. Есть практика и опыт других регионов, есть совершенно другое отношение региональных властей к этой теме. Нам нужно рассмотреть эту практику и выйти с рекомендациями к правительству с тем, чтобы доработать нашу нормативную базу. Сегодня, по оценкам министерства здравоохранения, более 70 процентов пациентов, переболевших коронавирусом, будут нуждаться в оздоровлении. Именно через призму этой задачи мы смотрим на состояние санаторно-курортной сферы. Есть люди, которые на энтузиазме сохраняют свои центры, молодцы; но есть и другие примеры, которые можно назвать словом «разруха».

Вот пример: Иркутская область из бюджета, в котором не хватает денег, выделяет 200 млн рублей одному фармацевтическому предприятию. Недавно эта же фирма побеждает на торгах Иркутске и получает земельный участок в прибрежной зоне – вроде бы для строительства какой-то инфраструктуры, но наверняка и для элитного жилья. То есть вот на это у нас деньги есть, а чтобы поддержать санатории, где будут проходить оздоровление наши граждане, денег нет. Хотя в период коронавируса, как мы видим, фармацевты уже не знают, куда деньги девать, они уже в строительство идут. Поэтому давайте рассмотрим все механизмы, чтобы деньги государства дополнить деньгами граждан и получить услугу более высокого качества, – сказал Александр Ведерников, задавая тональность обсуждению.

Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов рассказал участникам встречи, что в области на август 2021 года зарегистрировано всего 25 санаторно-курортных организаций. Из них четыре находятся в ведении министерства здравоохранения, а еще три – министерства социального развития, остальные принадлежат правительству РФ и частным собственникам. Имеется семь курортов, из которых три российского значения, два регионального и еще два – с «неуточненным статусом». С января 2021 года медицинскую реабилитацию после инфарктов, инсультов и коронавирусной инфекции прошли более 3,7 тыс. жителей области, в том числе в санаторных условиях  чуть менее полутора тысяч. Еще 186 путевок было приобретено за счет бюджета для детей-инвалидов. Основой для организации санаторно-курортной деятельности в Иркутской области является стратегия развития, которая была утверждена правительством области в ноябре 2019 года. Она предусматривает оценку положения дел в отрасли, формирование рабочей группы из многочисленных представителей министерств и рекламу курортов области в СМИ.

Комментируя отчет заместителя министра, Александр Ведерников обратил внимание на попытки «сдержать рост стоимости путевки», приводящие не к улучшению положения дел, а к сокращению продолжительности сезона:

– Что можно сделать на ту сумму, которая выделяется из бюджета? В Татарстане дети выезжают на 24 дня, а у нас уже на 15, даже 12. Это экономия за счет здоровья! У нас есть мощная тарифная служба, которая разбирается в экономике. Давайте попросим, пусть они разберутся с 25 санаториями и детскими лагерями. Там еще такая формулировка закона, что нельзя доплатить из семейного бюджета, даже если бы родители хотели доплатить. И в результате санатории не хотят связываться с летним оздоровлением, потому что это просто невыгодно, это убытки. Мы должны это проинвентаризировать, речь идет не о заоблачных делах. И эту тему нужно с минздрава убирать, они не в состоянии охватить эту межведомственную стратегию.

Богатство, которым не пользуются

Депутат Артем Лобков задал вопрос о взаимодействии министерства здравоохранения с частными санаторно-курортными организациями. Оказалось, что федеральное правительство требует от региональных властей информацию о местонахождении и профиле деятельности таких организаций, но их владельцы вовсе не обязаны отвечать на такие запросы. В ответ на это правительство области не выделяет санаторно-курортным организациям средства на развитие.

Иркутская область обладает огромным потенциалом по минеральным водам и лечебным грязям, однако из разведанных еще в советское время источников получают лишь 123 кубометра минеральной воды – это всего один процент от того, что можно было бы иметь. Два источника лечебных грязей используют всего два процента собственного потенциала, причем оба не имеют лицензий и подтвержденных запасов.

Попытка провести лицензирование новых источников в 2020 году завершилась отказом всех участников, в том числе из-за того, что один из перспективных источников находится на землях Министерства обороны. Помимо этого, многих потенциальных участников отталкивает слишком длительный процесс регистрации и лицензирования, который сложнее, чем для месторождений золота. Александр Ведерников отметил, что Иркутская область обладает ресурсами, которые не уступают по своим свойствам всемирно известным курортам, но министерство здравоохранения с ними не справится:

– Нужно создать отдельный уполномоченный орган, способный разобраться со всеми вопросами. У нас сейчас в работе «Стратегия развития Иркутской области» – пусть в ней появится дополнительный раздел, подготовленный специалистами. Пусть будет заместитель губернатора, которого руководители санаторно-курортных организаций будут знать в лицо. Сейчас минеральные источники используются «диким способом», а это надо окультурить. Пусть будет внутренний туризм, своеобразное импортозамещение, на которое сейчас дают деньги из федерального бюджета.

Встречная инициатива

Генеральный директор АО «Клинический курорт "Ангара"» Ольга Князюк рассказала о созданной в области Ассоциации санаторно-курортных организаций. Она напомнила, что санаторно-курортная сфера в Иркутской области переходила из ведомства в ведомство, ею управляли и профсоюзные организации, и спорткомитет, потом ее причислили к сфере развлечения, а позже и туризма. Сейчас формально руководит минздрав, но на самом деле продолжаются попытки сделать из санаториев бизнес с не свойственными им услугами типа спа-салонов и тому подобного. В государственном реестре санаторно-курортного фонда, который ведется в РФ с 2007 года, на территории Иркутской области в 2018 году значилось 23 здравницы, в 2019 году – 28, а в 2020 году – всего 9. Ольга Князюк обратила внимание членов Общественного совета на эти цифры и пояснила, что в 2018–2019 годах не только давно действующие курорты, но и некоторые лагеря отдыха смогли оформить лицензию на санаторно-курортную деятельность.

Еще один удар по санаторно-курортным организациям нанес коронавирус: в марте 2020 года деятельность курортов была прекращена. Отчасти «повезло» тем из них, кого удалось использовать как обсерваторы и госпитали: они смогли сохранить хотя бы часть персонала. Тем не менее укомплектованность персонала составляет всего 75 процентов, а по врачам – 57 процентов. Коечный фонд сократился с 4,4 тыс. в 2019 году до 2,9 тыс. в 2020-м. Если в 2019-м лечение проходили до 45 тыс. взрослых и детей, то сейчас количество пролеченных взрослых упало на 63 процента, а детей – на 87 процентов. Особенно пугающе выглядят данные по медицинской реабилитации людей, переболевших коронавирусом: из 90,2 тыс. официально подтвержденных случаев более 40 тыс. получили стационарное лечение, но лишь 1,7 тыс. (то есть 1,53 процента) – реабилитацию в санаторно-курортных учреждениях.

От имени Ассоциации санаторно-курортных организаций Ольга Князюк предложила правительству и Законодательному собранию обширную программу реабилитации людей, переболевших коронавирусом. Эта программа позволяет привлечь средства фонда обязательного медицинского страхования, работодателей и бюджета Иркутской области. Уже сейчас для реабилитации переболевших используются чуть более 200 мест, члены Ассоциации готовы выделить еще 300 мест. Ассоциация просит помощи и у муниципальных образований, которые имеют собственные возможности для поддержки отрасли.

Депутат Артем Лобков напомнил, что еще в феврале 2021 года депутаты ЗС  предлагали передать вопрос о развитии санаторно-курортной отрасли (способной приносить не только очевидную пользу здоровью граждан, но и средства в бюджет) в ведение министерства экономического развития. Это было бы логично именно в рамках работы над Стратегией развития Иркутской области, которую курирует минэконом. Многочисленные предложения в итоговое решение поступили и от руководителей санаторно-курортных организаций. Они предлагают, например, пересмотр для северных районов стоимости путевок, выделяемых за счет бюджета, поскольку существует  разница в ценах на услуги ЖКХ и продукты питания в сравнении с южными территориями Иркутской области.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Алексей Соболь, Александр Ведерников и
Кузьма Алдаров на заседании Общественного совета

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии