Письма лично на почту ношу
С каждым прошедшим днем все ближе срок, данный Российской Федерации в августе 2010 года на 34-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО для решения проблемы загрязнения озера Байкал сточными водами Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Время идет, а решения проблемы не предвидится.
11 мая нынешнего года первый заместитель губернатора Иркутской области Владимир Пашков направил председателю наблюдательного совета ОАО «Альфа-банк» Михаилу Фридману официальный запрос. Владимир Пашков напомнил, что вопрос о переводе БЦБК на замкнутый водооборот нужно решить в течение 2011 года и что это поручение дано не на уровне правительства области или профильного министерства федерального правительства, а председателем правительства РФ Владимиром Путиным. В плане внешнего управления, утвержденном на собрании кредиторов БЦБК, модернизация производства, способная привести к переходу на выпуск беленой целлюлозы в замкнутой системе водопользования и снижению выброса дурнопахнущих газов, не предусмотрена.
Напомним, что 15 марта 2011 года состоялось собрание кредиторов БЦБК, главную роль в котором сыграл Альфа-банк, скупивший в последние годы 51 процент долгов предприятия на общую сумму свыше 1,7 млрд рублей. Другие кредиторы, включенные в реестр, а их свыше пятидесяти, не были извещены о проведении собрания, и это был уже не первый случай в новейшей истории комбината: 28 сентября Альфа-банк и его партнер Раффайзенбанк уже проводили такое же собрание. Однако в тот раз Арбитражный суд Иркутской области признал решения этого собрания (предполагавшие распродажу имущества комбината) недействительными, а само собрание — нелегитимным. В ходе мартовского собрания главный кредитор принял «План внешнего управления Открытого акционерного общества «Байкальский ЦБК», подписанный внешним управляющим Александром Ивановым. Документ объемом 97 страниц состоит из девяти глав и включает такие разделы, как «Активы предприятия», «Причины неплатежеспособности», «Возможность безубыточной деятельности».
Напоминание Владимира Пашкова об отсутствии в плане внешнего управления мероприятий по переходу к замкнутому водообороту — это лишь очень вежливая форма констатации факта, о котором в самом плане сказано гораздо откровенней: «Технологий отбелки целлюлозы в условиях замкнутого водооборота не существует, поэтому небеленая целлюлоза — единственный продукт, который в таких условиях можно производить на комбинате». Именно поэтому план не предусматривает никаких мер, направленных на выполнение международных обязательств Российской Федерации, а только «проведение текущей деятельности по обеспечению экологической безопасности района месторасположения ОАО БЦБК (обслуживание шламохранилищ, перехватывающих скважин, использование очистных сооружений комбината, проведение текущего экологического контроля)».
Первый заместитель губернатора отметил также, что «по информации руководства ОАО БЦБК, за январь — март 2011 года предприятием выпущено 13,5 тысячи тонн целлюлозы, в том числе за март — 5,4 тысячи тонн». Из чего Владимир Пашков сделал вывод о том, что «по итогам 2011 года комбинат не сможет достичь показателей, утвержденных планом внешнего управления». Планы, надо сказать, были оптимистичные. Хозяйственная деятельность БЦБК, по оценке внешнего управляющего, уже в третьем квартале 2010 года находилась на грани безубыточности. Чтобы перейти эту грань и оказаться с прибылью, разработчики предлагали на первом этапе реализации плана выйти на полномасштабное производство первого технологического потока (использующего технологию с разомкнутым водооборотом) с доведением объема производства до 100 тыс. тонн вискозной целлюлозы в год, а с октября 2011 года запустить и второй технологический поток. Приблизительный подсчет показывает, что для выполнения плана и рентабельной работы БЦБК должен был производить не менее 10 тысяч тонн целлюлозы в месяц уже с января по октябрь, чего, как видно из информации, предоставленной правительству области, не произошло.
Письмо Владимира Пашкова заканчивается просьбой: предоставить информацию о действиях основного кредитора БЦБК, то есть ОАО «Альфа-банк», направленных на решение задач по прекращению сброса сточных вод и переводу комбината на производство целлюлозы в условиях замкнутого водооборота. Не хотелось бы выступать в роли недоброго пророка, но, помня о том, что в свое время план внешнего управления не получил положительного заключения от Министерства торговли и промышленности РФ (поскольку вообще не был представлен на рассмотрение министерства), можно предположить, что и в этот раз ответ не устроит Владимира Пашкова и все правительство Иркутской области. Очень хотелось бы ошибиться.
Семен Полоцкий, «Байкальские вести»
Поделитесь новостью с друзьями:
Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.