Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Пир для музыкальных гурманов

14 Февраля, 2011

 

Гергиев и Мацуев за один день дали сразу два концерта в Иркутске

Большим музыкальным праздником стал для иркутян день 11 февраля: на сцене Музыкального театра имени Н.М.Загурского состоялись два концерта симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. Причем один из них — благотворительный.

В первом концерте исполнялись сюита Эдварда Грига и пьеса «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, и на сцене мы видели Страдивари-ансамбль и Брасс-ансамбль Мариинского театра, а потом для земляков играл Денис Мацуев — как всегда, одухотворенно и виртуозно он исполнил два сочинения Чайковского — «Размышления» и «Думка» — и пьесу Грига из «Пер Гюнта».

Второй концерт — другая программа: Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского с солистом Денисом Мацуевым и снова Чайковский (вариации на тему рококо для виолончели с оркестром) — с солистом Сергеем Ролдугиным. На этот раз мы слушали симфонический Мариинского театра в полном составе. И какое это было исполнение!

Оркестр, который улавливает каждое движение пальцев, не то что — рук дирижера. Валерий Гергиев, который обходится без дирижерской палочки, как бы иллюстрирует собой мысль о том, что музыка у дирижера — на кончиках пальцев. Его пальцы предельно выразительны — они то собираются воедино, то еле заметно подрагивают — и музыканты улавливают эти филигранные команды...

То, что оркестр звучит как единый живой организм, в котором голос каждого инструмента сливается в стройную и строгую единую мелодию, уже воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Но ему подвластны тончайшие нюансы звучания, при этом оркестр не подавляет индивидуальности солистов, не затеняет их ювелирной работы, а звучит с ними в полной и абсолютной гармонии.

А сверх программы вечернего концерта оркестр сыграл еще и 4-ю симфонию Чайковского!

Публика была в восторге и осыпала музыкантов аплодисментами.  Впечатлений иркутские меломаны получили полной мерой, люди выходили из зала эмоционально переполненными. А между двумя этими концертами Валерий Гергиев, заслуженный артист России Денис Мацуев и народный артист России, профессор, виолончелист Сергей Ролдугин успели пообщаться с журналистами. Пресс-конференция длилась чуть более получаса, но по своей содержательной насыщенности почти не уступала концерту...

 

Дежа вю через год с небольшим

Кажется, будто вчера подобный разговор был в этом же самом зале музыкального театра — и тем не менее прошло уже больше года. В ноябре 2009 года Валерий Гергиев, побывавший в Иркутске со своим прославленным коллективом, вместе с иркутянами строил планы строительства нового концертного зала для города, рассказывал журналистам о том, как быстро был построен такой зал в Петербурге.

И на этот раз маэстро Гергиев начал разговор с того, что одинаково волнует и его, и иркутян, — это строительство концертного зала, это важность фестиваля «Звезды на Байкале». Он заговорил об этом вскоре после приветствия Владимира Дорофеева, заместителя председателя правительства Иркутской области, сказавшего отнюдь не дежурные фразы:

— Мы с радостью и гордостью принимаем у себя прославленный коллектив оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева. Приятно, что такие встречи становятся традиционными, и мы благодарны вам, Валерий Абисалович, за то, что вы снова посещаете нас перед гастролями в Японию, и надеемся, что скоро такие встречи не будут связаны с гастролями, а поедете вы целенаправленно к нам.

Тем более что в этом году мы отмечаем 350-летие Иркутска, и к юбилею намечается большая культурная программа, в том числе фестиваль «Звезды на Байкале», за что мы благодарны Денису Мацуеву. Надеемся, что и вы сможете принять участие в концертах фестиваля. Спасибо, что вы откликаетесь на приглашение и губернатора Дмитрия Федоровича Мезенцева, и Дениса Мацуева, — надеемся, что знакомство с нашей культурой и для вас что-то значит.

 

Новые песни о главном

— Мы давно знакомы с Дмитрием Федоровичем, еще с Санкт-Петербурга, — говорит маэстро Гергиев. — Мы уже побывали на Байкале, куда поехали с Денисом прямо из аэропорта. Это ни с чем не сравнимое ощущение. Было бы обидно прилететь сюда и не побывать на Байкале, и если бы мы дали даже три концерта, оставалось бы ощущение, что что-то не так.

Сочинение Стравинского, которое мы сыграем на втором концерте, возможно, еще не звучало в Иркутске. Мы только что играли его в Амстердаме с Денисом, несколько месяцев назад — в Берлинской филармонии, с не меньшим интересом сыграем это и для Иркутска. И если говорить о фестивале, который Денис проводит, — это действительно огромное достижение — и ваше, и Дениса, и для Мариинского оркестра будет честью поучаствовать в нем. Может быть, успех этого фестиваля создаст предпосылки, когда и российское руководство захочет помочь «Звездам на Байкале».

И — о концертном зале. Мы у себя в Петербурге построили зал, который и Денис, и Сергей Павлович знают очень хорошо, любой из вас сможет побывать у нас и увидеть этот зал.  Поэтому я считаю, что и в вашем городе, одном из крупных индустриальных российских центров, богатейших и по природным ресурсам, — и здесь есть все основания надеяться, что такой зал появится.

В Китае за последние десять лет построили невероятное количество залов, поэтому даже из соображений престижа это надо сделать. Мы не входим в состав правительства, поэтому говорим как артисты, но мы страну свою любим и считаем, что не только Москвой и Петербургом должна красоваться на весь мир Россия. Поэтому и нужно об этом говорить в Иркутске. Так что, считайте, я сказал самое главное.

— Усилиями Дениса, — информирует министр культуры и архивов области Вера Кутищева, — мы получили проект федеральной программы, в которой заложено строительство концертного зала в Иркутске. Площадка есть, земля отведена, губернатор готов участвовать в финансировании строительства.

Валерий Гергиев:

— Нужно предусмотреть две вещи, без которых все это немыслимо. Это акустика зала и, по возможности, какие-то признаки оперного театра — к примеру, оркестровая яма, чтобы ставить оперу, балет, оперетту. Тогда и у оркестра появится возможность выступать, и спектакли можно будет ставить. Я уж не говорю о выставках художников, скульпторов, графиков...

Очень крупные немецкие города идут по такому пути. Я эту модель предлагаю там, где нет возможности иметь отдельный сильный оркестр для театра, отдельный — для филармонии, да еще камерные оркестры. Мне кажется, Иркутск идеально подходит для строительства театрально-концертного комплекса.  Надо усилить состав, должны появиться еще 20—30 музыкантов, которые вольются в оркестр, и можно будет обслуживать регион, что сразу поднимет планку. Такой коллектив сразу станет частью фестиваля, потому что привозные оркестры —это очень, очень дорого.

 

Чайковский должен звучать по-чайковски

— Валерий Абисалович, один из интернет-порталов назвал вас самым востребованным дирижером мира. Как вы сами относитесь к наградам, премиям, рейтингам подобного рода?

— Надо срочно уходить с этой строчки! (Смеется.) Я, конечно, не бездельничаю, но хотелось бы иногда, даже приезжая в Иркутск, не давать два концерта в день.

— Вы дирижируете не только мариинским оркестром, но и армянским, шведским, еще какими-то коллективами... Так вот, Чайковский все-таки по-гергиевски звучит в их исполнении или нет?

— Я думаю, Чайковский должен звучать как Чайковский. А главное — чтобы, когда играет оркестр, можно было не думать об акустике, потому что даже этот замечательный театр не строился как концертный зал, и мы должны преодолевать огромное количество звуковых препятствий.

Акустика — сложная наука. Сегодня, когда мы играли Грига, вы, может быть, заметили у концертмейстера в руках Страдивари — какой это великолепный инструмент, и как он сверкает всеми красками и оттенками звука! Можно, конечно, догадываться о великолепном звучании итальянских инструментов, но как было бы здорово, если бы, повторяю, ни мне, ни любому другому дирижеру не приходилось думать о факторе акустики.

Это, конечно, счастье, что есть Денис, его энергия, но лучше, чтобы строительство зала было следствием успешной общей политики. А будет хороший зал — тогда и оркестр будет звучать по-чайковски, по-бетховенски — как надо...

 

Не убий музыкальные школы

— Вопрос к Денису Мацуеву как члену президентского совета по культуре. Мы узнали, что готовится такой законопроект, который на корню предупреждает появление новых Денисов Мацуевых. Исходя из него, углубленное обучение музыке можно начинать только с пятнадцати лет. Вроде бы так защищаются права ребенка. Но не вам объяснять, что ни скрипача, ни пианиста в таком возрасте уже не вырастишь...

— В последнее время мне часто задают этот вопрос, и не только я, но и большинство музыкантов обеспокоено этим готовящимся законом — конечно, такое решение убьет все. И я сразу вспоминаю наш поход к Владимиру Владимировичу Путину в 2005 году, когда мы в дни первого фестиваля «Крещендо» сидели в непринужденной обстановке за чашкой чая и у нас была откровенная беседа. Мы задавали разные вопросы, в том числе и об образовании.

Наше образование не просто считалось — оно было лучшее в мире, та система «школа — консерватория — аспирантура», а такие критерии, как бакалавр, магистр, не очень применимы к музыкантам. Если же говорить о том, что ребенок должен заниматься музыкой (или балетом) с 12—14 лет, то надо понимать: мы убьем лучшие музыкальные школы. И я буду делать все от меня зависящее, чтобы этого не произошло, и говорить об этом всюду, на всех уровнях.

 

Дом Мацуева будет резиденцией

— Денис, вот в нашей Иркутской слободе строится ваш дом...

— Не называйте это моим домом!

— Но все называют именно так! И говорят даже: вот построят дом Мацуева — и он переедет сюда жить.

— О, я был бы только счастлив, если б можно было переехать сюда. Может быть, когда-нибудь это и произойдет. А дом...  Это будет резиденция фестиваля «Звезды на Байкале», там будет небольшой зал для мастер-классов, встреч, обмена опытом разных школ и т.д. То есть будет идти работа.

Валерий Гергиев:

— Хочу добавить, что еще совсем недавно в Петербурге не было Дома музыки, а теперь есть, и эта идея целиком и полностью принадлежит Сергею Павловичу Ролдугину, с которым мы не просто однокурсники, но и друзья, и соседи: на небольшом расстоянии друг от друга в 300—400 метров появилось сразу два дома — это наш новый концертный зал и новый Дом музыки, художественным руководителем которого является Сергей Павлович Ролгудин.

Лучшие мастера мира приглашаются в Дом музыки на мастер-классы. Это говорит о том, что в России можно многого добиться, надо только любить свой город. И я горячо приветствую строительство дома Мацуева — не бойся, Денис, этого названия, потому что все равно это останется людям, и это гораздо лучше, чем многие олигархические забавы.

Завершая разговор о «доме Мацуева» и строительстве зала, Денис Мацуев прокомментировал:

— Думаю, дом для фестиваля — это замечательное начинание, и спасибо тем, кто приложил к этому усилия, кто это строительство финансирует. Это будет большой подарок городу, но все же мы ждем, когда начнет строиться концертный зал.

Вы ведь тоже понимаете, насколько это необходимо? А еще, пользуясь случаем, я хотел бы сказать слова благодарности Валерию Абисаловичу, который, поверьте, не только «по пути в Японию» приезжает сюда, но еще и потому, что полюбил наш город, наш Байкал и нашу природу.

Мы очень много играли с ним в этом году по всему миру, и я благодарен судьбе за то, что она связала меня с ним, с разными оркестрами, с Нью-Йоркской и Берлинской филармониями и, конечно, с оркестром Мариинского театра. Мы записали пластинки... И разве не грандиозное событие в культурной жизни Иркутска — то, что здесь выступает оркестр Мариинского театра со своим маэстро?

 

Сибирское крещение

Самую пикантную информацию директор музыкального театра Владимир Шагин приберег на десерт:

— У меня есть сведения, что сегодня ночью Валерий Абисалович стал настоящим сибиряком, — он принял «боевое крещение», выкупавшись в байкальской воде.

Что тут скажешь? Не каждый сибиряк купается в Байкале. Так что маэстро Гергиев не зря сорвал еще и эти аплодисменты — от журналистов.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии